Древнерусское государство. Становление древнерусского права. Русская правда
С. О. Гаврилов, А. В. Гаврилова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Учебно–методическое пособие
Кемерово 2009
Составители: С. О. Гаврилов, А. В. Гаврилова
С. О. Гаврилов, А. В. Гаврилова
Г–12 История отечественного государства и права: учебно–методическое пособие / С. О. Гаврилов, А. В. Гаврилова; ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2009. – 194 с.
Учебно–методическое пособие предназначено для изучающих курс истории отечественного государства и права и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным материалом. В нем содержатся перечень тем и вопросов для обсуждения, методические материалы к теоретическим семинарам, приведены литература и правовые памятники, необходимые для изучения тем.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов и факультетов, а также всех, интересующихся историей отечественного государства и права.
Рекомендовано методической комиссией юридического факультета «_____»_______________2009 г. Председатель метод. комиссии ________________И. В. Масалитина | Утверждено на заседании кафедры теории и истории государства и права «_____»________________2009 г. Заведующий кафедрой __________________Б. Я. Бляхман |
©Гаврилов С. О., Гаврилова А. В.2009 © ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», 2009 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
Тематический план курса | |
Планы семинарских занятий: | |
Занятие 1 | |
Занятие 2: | |
Пространная редакция Русской Правды (исторический очерк) | |
Русская Правда. Краткая редакция. | |
Постатейный комментарий пространной редакции Русской правды | |
Занятие 3: | |
Уголовное право по Псковской судной грамоте | |
Гражданское право по Псковской судной грамоте | |
Занятие 4: | |
Судебник 1497 г. | |
Судебник 1550 г. | |
Занятие 5: | |
Соборное Уложение 1649 г. | |
Занятие 6: | |
Указ 1697 г. | |
Указ о порядке наследования 1714 г. | |
Артикул воинский 1715 г. | |
Краткое изображение процессов и судебных тяжб 1715 г. | |
Указ о форме суда 1723 г. | |
Занятие 7: | |
Учреждение для управления губерний 1775 г. | |
Жалованная грамота городам 1785 г. | |
Жалованная грамота дворянству 1785 г. | |
Устав благочиния или полицейский 1782 г. | |
Занятие 8: | |
Высшие учреждения государственного управления Российский империи в XIX веке | |
Манифест об учреждении министерств 1802 г. | |
Манифест об образовании Государственного совета 1810 г. | |
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. | |
Занятие 9: | |
Учреждение судебных установлений | |
Устав уголовного судопроизводства | |
Положение о земских участковых начальниках 1889 г. | |
Занятие 10: | |
Городовое положение1892 г. | |
Положение о губернских и уездных земских учреждениях | |
Вопросы к экзамену по ИГПР | |
Тематика курсовых и дипломных работ | |
Примерные планы курсовых работ | |
Методические рекомендации по написанию курсовой работы | |
Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы | |
Прложение 1 | |
Приложение 2 | |
Приложение3 |
Введение
История отечественного государства и права входит в число основных учебных дисциплин, являясь необходимым компонентом высшего юридического образования. Отечественная историко-правовая наука имеет свой предмет исследования – изучение генезиса государства и права России с момента возникновения древнерусской государственности до современного этапа развития. Знание данной дисциплины, усвоение студентами основных тенденций и закономерностей в развитии отечественного государства и права позволяет понимать современное состояние системы государственного управления и законодательства, прогнозировать их последующее развитие.
Учебно-методическое пособие соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 02.11.00 «Юриспруденция». Цель курса – знание и понимание процессов развития отечественного государства и права, определение его основных этапов. Постановка данной цели определяет следующие задачи: сформировать у студентов научное представление о взаимообусловленности двух важнейших историко-социальных институтов – государства и права, изучить основные факторы, определяющие развитие отечественного государства и права; выработать у студентов навыки особого юридического мышления; создать необходимые предпосылки для усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических и правовых учений и др.
Учебно-методический комплекс включает в себя: тематический план прохождения курса; практикум семинарских занятий; тематику курсовых и дипломных работ, контрольный тест и вопросы для подготовки к сдаче экзамена по данному предмету.
Учебно-методическое пособие необходимо для упорядоченного понимания истории отечественного государства и права как одного из основополагающих предметов в системе современного юридического образования.
По итогам прохождения курса к знаниям студентов предъявляются следующие требования:
- усвоить основные положения, понятия и термины истории отечественного государства и права;
- понимать и уметь объяснять национальные особенности развития отечественного государства и права;
- овладеть механизмом анализа причинно-следственных связей в истории отечественного государства и права;
- уметь практически применять полученные знания при освоении других юридических дисциплин, в практической общественно-политической жизни.
Для достижения этого устанавливаются следующие виды контроля знаний студентов: индивидуальные собеседования, контрольное тестирование по пройденным темам, экзамен по всему курсу.
Занятие 1 (2 часа)
Древнерусское государство. Становление древнерусского права. Русская правда
Древнерусское государство
1. Государственный строй Киевской Руси. Форма государственного устройства. Местное управление.
2) Общественный строй Киевской Руси по Русской Правде и правовое положение отдельных групп населения:
3.1. Феодалы
а) бояре;
б) огнищане;
в) княжьи тиуны;
г) княжьи мужи.
3.2. Крестьянство
а) смерды;
б) закупы;
в) рядовичи;
г) изгои.
3.3. Холопы.
Нормативные правовые акты
1. Русская Правда: Краткая и Пространная редакции.
Литература
1. Греков, Б. Д. Крестьяне на Руси: в 2 т. / Б. Д. Греков. - М., 1952-1954.
2. Жильцов, С. В. Смертная казнь в России / С. В. Жильцов. - М., 2002.
3. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права / Т. В. Кашанина - М.,1999.
4. Рогов, В. А. Государственный строй древней Руси: учебное пособие / В. А. Рогов. - М., 1986.
5. Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества в ХП-ХШ вв. / Б. А. Рыбаков. - М.,1982.
6. Свердлов, М. Б. От Закона Русского к Русской Правде / М. Б. Свердлов. - М., 1988.
7. Свердлов, М. Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / М. Б. Свердлов.-Л., 1983.
8. Скрынников, Р. Г. История российская IХ-XVII вв. / Р. Г. Скрынников. - М.,1997.
9. Тихомиров, М. Н. Пособие для изучения Русской Правды / М. Н. Тихомиров. - М., 1953.
10. Фроянов, И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя / И. Я. Фроянов. - СПб., 1999.
11. Юшков, С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства / С. В. Юшков - М., 1949.
12. Юшков, С. В. Русская правда / С. В. Юшков. - М., 1950.
Вопросы и задания
1. На основе статей Русской Правды докажите, что:
1.1 холоп не являлся субъектом права (ст.ст. 16, 46, 65, 66, 85, 98, 111, 116, 118, 119 ПП);
1.2 закуп являлся ограниченным субъектом права (с ограниченной правосубъектностью): ст.ст. 56 - 62, 64, 66 ПП.
2. Правовое положение смерда определяется различными авторами неодинаково: одни считают его лично свободным крестьянином, другие - зависимым. Рассмотрите комплекс статей Русской Правды, на основе которых рождаются противоположные выводы.
3. Во времена Киевской Руси состоялась групповая драка нескольких смердов. В ходе драки ее инициатор отрубил одному смерду руку, второму вырвал бороду, третьего убил. Определите для него уголовное наказание.
Методические советы
Характеристика правового положения различных социальных групп дается на основе анализа конкретных статей Русской Правды. Нужно раскрыть личные, имущественные, процессуальные права, отметить различное отношение норм уголовного права к представителям знати, смердам, закупам, холопам. Рассматривая правовое положение холопов, отдельно надо остановиться на источниках холопства.
Занятие 2 (2 часа)