Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX - в начале XXI вв.
Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Чеченская война в России. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.
Требованияк знаниям и умениям:
Иметь представление: об истории и современном состоянии развития межнациональных и религиозных конфликтов в западных государствах
Знать:причины межнациональных конфликтов в Испании, Франции, Бельгии, Великобритании, США и Канаде, а также меры, предпринимаемые для их разрешения.
Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в странах Запада и степень приемлемости этого опыта для современной России.
Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и антинационалистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.
Конфликт между Азербайджаном и Арменией.Еще в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха - автономной области в составе Азербайджана. 74 % ее населения составляли армяне. Поскольку их жалобы на неравноправное положение игнорировались, в Карабахе в 1988 г. был проведен референдум. Большинство его участников высказались за присоединение области к Армении. Ее отношения с Азербайджаном резко обострились, в городах обеих республик начались погромы. Армяне бежали из Азербайджана, азербайджанцы - из Армении. Вмешательство Советской армии лишь усугубило положение. В 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил независимость и, опираясь на помощь Армении, сформировал боеспособную армию. В 1992-1994 гг. развернулись полномасштабные военные действия, в результате которых армянские и карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. С 1993 г. при посредничестве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) шли переговоры о мирном урегулировании конфликта. В мае 1994 г. был подписан протокол о прекращении огня. Однако окончательного решения проблемы так и не найдено. Позиция ОБСЕ состоит в том, что необходимо сохранить территориальную целостность Азербайджана и одновременно гарантировать защиту прав армянского населения Карабаха. Но Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то что он не признан международным сообществом. Продолжается блокада границ Армении со стороны Азербайджана и дружественной ему Турции.К 1993 г. армяне контролировали не только территорию НКР, но и часть азербайджанских территорий. В результате поражений азербайджанской армии власти пришел Г. Алиев, предпринявший шаги к улучшению отношений с Москвой. В результате 24 сентября 1993 г. Азербайджан в СНГ, а 12 мая 1994 г. при посредничестве России в Бишкеке был подписан договор о прекращении огня. Переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России ведется без видимого успеха до настоящего времени. Угли непогашенного костра тлеют до сих пор!
Конфликт вокруг Приднестровья.Другой конфликт, возникший на постсоветском пространстве и до сих пор сохраняющий остроту, связан с восточной частью Молдовы - Приднестровьем. Значительную часть его населения составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдове, провозгласили ее государственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ на это в Приднестровье в 1990 г. образовалась Приднестровская Молдавская Республика. Первоначально выдвигалось требование признания федеративного статуса этой республики в рамках Молдовы. Затем, в 1991 г., было заявлено о независимости Приднестровья.
В результате и в Молдове, и в Приднестровье стали создаваться собственные воинские формирования. В 1992 г. между ними начались боевые действия. Они были прекращены только в результате вмешательства российских войск, находившихся на территории Приднестровья. В 1997 г. при посредничестве России и Украины удалось подписать соглашение, по которому Молдова признавалась единым государством, обязанным уважать интересы населения Приднестровья. Однако самопровозглашенная республика продолжает считать себя независимой.
Противоречия в Абхазии и Южной Осетии.Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. Абхазия до 1931 г. имела статус союзной республики в составе СССР, а затем - автономной республики в составе Грузии. В 1990 г. Абхазия объявила о своем суверенитете. На ее территории с 1991 г. начались вооруженные столкновения. В 1994 г. в Абхазию вступили миротворческие силы СНГ. В зону конфликта прибыли наблюдатели ООН. Это позволило добиться прекращения военных действий, однако политическое урегулирование конфликта до сих пор не достигнуто. Абхазия по-прежнему является не признанным международным сообществом государством. Ее статус не устраивает Грузию.
Автономная республика в составе Грузии - Южная Осетия в 1990 г. также выдвинула требования о своем преобразовании в союзную республику. Это было ответом на приход к власти в Грузии националистического правительства во главе с З.К. Гам- сахурдией, который провозгласил лозунг «Грузия для грузин» и заявил о ликвидации автономий.
Вопрос о Южной Осетии также пока не нашел окончательного решения. В 1995 г. ее статус автономии по настоянию ОБСЕ был восстановлен. Военные действия прекратились, однако Южная Осетия продолжает настаивать на признании своего суверенитета.
Большие трудности возникли в среднеазиатских государствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклановых и религиозных противоречий вспыхнула кровопролитная гражданская война. Сторонники исламизации Таджикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. Мусульманские экстремисты проникали и на территорию других среднеазиатских стран СНГ.
При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых составляли российские войска, боевые действия удалось прекратить. В 1997 г. между президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и лидерами оппозиции при посредничестве России было заключено Соглашение об установлении мира и национального согласия. Оппозиция получила около трети мест в правительстве, ее вооруженные формирования вошли в состав государственных силовых структур. В 2000 г. большая часть миротворческих сил покинула территорию Таджикистана. Российские войска остались лишь для охраны таджикско-аф-ганской границы.