Проблемы правового и фактического равенства женщин и мужчин
Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995) приняла «Платформу действий», в которой сказано, что равноправие мужчин и женщин является главным условием устойчивого развития в интересах человека.
Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен в Конституции Российской Федерации, а также в других законодательных актах. Конституция РФ содержит широкий перечень признаков, обеспечивающих тендерное равенство. Многие положения Основного закона РФ конкретизированы в нормах различных отраслей права - гражданском кодексе РФ, уголовном, уголовно-исполнительном, семейном, трудовом кодексах РФ, ряде федеральных законов. Принятые Указы Президента РФ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин», «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан», «Об основных направлениях государственной семейной политики» также закрепляют равенство мужчин и женщин.
С учетом необходимости приоритетного решения проблем, препятствующих прогрессу положения женщин, а также с целью создания условий тендерного равенства Правительством Российской Федерации совместно с общественными неправительственными организациями разработана и утверждена Концепция улучшения положения женщин, направленная в целом на поиск путей становления общества равных возможностей. Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России.
В августе 1996 г. Правительством РФ был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, а в июне 2001 г. -Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы. Национальные планы действий предусматривают меры, направленные на:
- расширение участия женщин в управлении, формирование новых подходов к широкому вовлечению женщин в общественное и политическое движение;
- установление фактического равенства прав и возможности женщин и мужчин на рынке труда, обеспечение условий для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы и адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
- укрепление здоровья женщин, создание условий для реализации ими репродуктивных прав, безопасного материнства;
- обеспечение предотвращения насилия в отношении женщин и защиты жертв преступлений.
В целях учета тендерных аспектов, Государственная дума РФ разработала и приняла «Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин». В ней определена стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола, недопущению тендерной асимметрии и учету интересов обоих полов при принятии законов. Поставлена задача внедрения тендерного подхода не только при разработке новых законодательных актов, но и пересмотра действующего законодательства с учетом этих обстоятельств.
Определены законодательные нормы по регламентации труда лиц с семейными обязанностями, по запрещению применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями, разработаны перечни работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного возраста. Однако правовой механизм улучшения положения женщин далеко не совершенен.
Теоретически действующее российское законодательство создает все предпосылки для реализации принципа равноправия мужчин и женщин во всех областях их жизнедеятельности. При этом законодательством женщинам предоставляется даже больше льгот, чем это предусмотрено международными актами. С точки зрения развития и дальнейшей демократизации общества такой подход является прогрессивным.
Однако несмотря на это, тендерные диспропорции в социально-экономическом положении отдельных категорий населения продолжают сохраняться.
Фактически не все нормы законов и требования постановлений выполняются, многие имеют декларативный характер. Подтверждением является дискриминация женщин в сфере экономики, труда, ухудшение качества здоровья женщин, невостребованность их в политике. Не выполняются социальные обязательства со стороны государства. Начиная с 1991 г. значительная часть населения страны проживает за чертой бедности. У населения систематически падает уровень доходов, растут цены на продукты питания, содержание жилья, промышленные товары и т.д.
Развитие системы платных услуг в здравоохранении сузило доступ значительной части женщин к получению квалифицированной медицинской помощи. Значительно возросла заболеваемость женщин болезнями «социального неблагополучия» - туберкулезом, алкоголизмом и наркоманией, инфекциями, передаваемыми половым путем.
Вопрос доступа женщин к участию в принятии решений на всех уровнях государственной власти остается открытым. Из общей численности женщин - государственных служащих - на «высших» должностях занято лишь 0,3%. В Государственной думе женщины составляют 7,6%, а среди членов Совета Федерации - всего 6 женщин, что составляет 3,3% от общего состава палаты.
Серьезной социальной проблемой остается жестокое обращение и насилие в отношении женщин в семье. Законодательные основы правового регулирования отношений в области социальной защиты от насилия в семье еще не сформированы.
Итак, российская женщина лишилась экономической самостоятельности, практически почти отстранена от участия в политической жизни страны, властные структуры недооценивают и не используют полностью трудовой и общественный потенциал женского населения, что отрицательно сказывается не только на социальном статусе женщины, но и тормозит процесс формирования рыночных отношений и становления гражданского общества. Нерешенность проблем достигла в настоящее время предельной черты, что напрямую ставит их в разряд острейших политических вопросов.