Тема 13. Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
1. Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.
2. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Налогообложению подлежат:
· прибыль;
· доходы;
· стоимость определенных товаров;
· стоимость, добавленная обработкой;
· имущество;
· передача собственности (дарение, продажа, наследование);
· операции с ценными бумагами;
· отдельные виды деятельности.
3. Налогоплательщики:
· физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
· юридические лица – хозяйствующие субъекты.
4. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
· Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
· Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)
5. Можно выделить три системы налогообложения.
· пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;
· регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход;
· прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход
6. Принципы налогообложения — это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:
· Принцип справедливости – равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
· Принцип определенности и точности налогов – размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
· Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков – каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
· Принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых:
o разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим;
o тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
· Принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.
7. Функции налогов:
· фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
· распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
· стимулирующая (антиинфляционная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;
· социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
· конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.
8. По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
Уровни налогов
Федеральные | Региональные | Местные |
• Налог на добавленную стоимость (НДС) • Акцизы • Таможенная пошлина • Подоходный налог • Налог на покупку валюты и др. | • Налог на имущество предприятий • Лесной налог • Плата за воду и др. | • Земельный налог • Курортный налог • Налог на рекламу • Налог на содержание жилого фонда и др. |
9. Направления совершенствования налоговой системы в России:
· Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.
· Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.
· Сокращение налоговых льгот.
· Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.
10.
Налоги, уплачиваемые гражданами | Налоги, уплачиваемые предприятиями |
· подоходный налог, · налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, · местный налог - налог на имущество Сборы с граждан · сбор с владельцев собак, · лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, · курортный сбор, сбор за выдачу ордера и др. | Федеральные налоги · налог на добавленную стоимость; · акцизы на отдельные группы и виды товаров; · налог на прибыль; · биржевой налог; · налог на операции с ценными бумагами; · таможенная пошлина; · отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; · платежи за пользование природными ресурсами и др.); Региональные налоги · налог на имущество предприятий; · лесной доход; · плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; · сбор на нужды образовательных учреждений; Местные налоги · земельный налог; · налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; · целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др. |
Общие налоги | |
· земельный налог; · налог с владельцев транспортных средств, зачисляемый в дорожные фонды; · местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров и др.). | |
Отмененные налоги на граждан | Отмененные налоги с юридических лиц |
· налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, · сельскохозяйственный налог, · налог на владельцев строений · Платежи со свободного остатка прибыли, · платы за основные и оборотные средства, · фиксированные (рентные) платежи, · отчисления от прибыли |
Тема 14. Государственный бюджет
1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
· доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
· расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
4.Источники доходной части:
· налоги;
· государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
· эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
· займы у международных организаций.
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
· социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
· поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
· обслуживание государственного долга;
· предоставление дотаций предприятиям;
· развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
· Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
· Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
· Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
7. Источники покрытия бюджетного дефицита
Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
· Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
· Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.
- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.
8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета
· долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
· фаза экономического цикла в стране;
· текущая политика государства.
9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.
10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.
11. Государственный долг
- Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.
Внутренние долговые обязательства:
· Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
· Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)
- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте
12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций.
Причины возникновения внутреннего государственного долга
· Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
· Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
· Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.
13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
· величина долга на душу населения;
· отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
· отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
· расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%);
· отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.
14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях.
15. Меры по управлению государственным долгом:
· Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
· Поиск средств для выплаты долга.
· Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
· Эффективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.