Тема 9. Россия и мир в XXI веке

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Парламентские и президентские выборы в современной России. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое развитие РФ в начале XXI в. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Основные тенденции и явления в культуре современной России.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методы организации СРС, рекомендуемые образовательные технологии)

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

- получение, обработка и сохранение источников информации;

- преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка творческих работ по заданной либо согласованной с преподавателем теме в форме презентаций. Большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Оценка качества освоения дисциплины (системы оценивания для текущей и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

тестирование,

контрольные работы студентов,

творческая работа,

итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание исторических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:

- выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

- указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

- определение хронологической последовательности;

- установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

- группировка исторической информации по указанному признаку;

- определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История»

1. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории.

2. Сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.

3. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Этапы развития российской исторической науки.

4. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности русской истории.

5. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.

6. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.

7. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства и его значение для исторического развития России.

8. Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.: переход к раздробленности, ее сущность. Международные связи древнерусских земель.

9. Борьба русского народа с иноземными завоевателями в XIII веке. Монголо-татарское иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.

10. Начало объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Борьба за свержение монголо-татарского ига

11. Завершение объединения Руси при Иване III и Василии III. Социально-экономический и политический строй российского государства, его особенности.

12. Эпоха Великих географических открытий и первые колониальные захваты. «Новое время» как особая фаза всемирно-исторического процесса.

13. Реформация и ее экономические, политические, социокультурные последствия. Религиозные войны в Европе.

14. Государство и общество в странах Западной Европы в XVII веке

15. Внутренняя и внешняя политика Российского государства при Иване IV Грозном

16. «Смутное время» (конец XVI – начало XVII вв.) и борьба русского народа с польско-шведской интервенцией

17. Установление в России династии Романовых. Внутриполитическое и социально-экономическое развитие страны в XVII веке.

18. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII вв. Реформы Петра I и европейская модель модернизации.

19. Международные отношения и внешняя политика России при Петре I. Образование Российской империи.

20. XVIII век в мировой и европейской истории.

21. Эпоха дворцовых переворотов в России (1725-1762 гг.): причины, особенности, последствия.

22. Россия в системе международных отношений во второй половине XVIII века.

23. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России, его содержание, особенности, противоречия.

24. Страны Европы и США в XIX веке. Промышленный переворот: ускорение процесса индустриализации и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.

25. Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке.

26. Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.).

27. Россия в системе международных отношений в начале XIX века. Отечественная война 1812 года

28. Внутренняя и внешняя политика Николая I (1825-1855 гг.).

29. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века. Александр II

30. Отмена крепостного права в России. Содержание и значение крестьянской реформы

31. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX века.

32. Капиталистические войны конца XIX – начала XX вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира.

33. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Реформаторская деятельность С.Ю.Витте.

34. Международные отношения в начале XX века. Причины и начало Первой мировой войны.

35. Первая буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг.: причины, расстановка политических сил, цели и итоги.

36. Российская империя в 1907 – 1916 гг. Столыпинские реформы и их оценки в исторической литературе

37. Февральская революция в России. Страна в период от Февраля к Октябрю 1917 г.

38. Октябрьская революция и формирование советской политической системы.

39. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.).

40. Западная Европа и США в 1918 – 1939 гг.

41. Кризис 1920-1921 гг. Переход к новой экономической политике, ее сущность и судьба. Образование СССР.

42. Индустриализация в СССР: цели, методы проведения, последствия.

43. Коллективизация в СССР: цели, методы проведения, последствия.

44. Советское государство и общество в 20-30-е годы ХХ века. Причины и суть сталинизма.

45. СССР в системе международных отношений в 20 - 30-х годах ХХ века.

46. Причины и начало Второй мировой войны. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.

47. Великая Отечественная война: основные этапы, важнейшие события, итоги и значение победы.

48. Мировое сообщество и СССР после второй мировой войны (1945-1953 гг.). «Холодная война» как форма межгосударственного противостояния.

49. Развитие ведущих капиталистических стран после Второй мировой войны. Европейская интеграция.

50. Советское общество в первые послевоенные годы (1945-1953). Восстановление народного хозяйства

51. Борьба за власть после смерти Сталина. Преобразования Н.Хрущева – успехи и неудачи

52. Международные отношения в середине 50-х – середине 80-х годов. Противостояние двух мировых систем.

53. Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: достижения и проблемы.

54. Советский Союз в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и его последствия.

55. Государственно-политическое развитие России после распада СССР (конец ХХ века – начало XXI века).

56. Социально-экономическое развитие РФ в 90-е годы ХХ века – начале XXI века.

Наши рекомендации