Тема 9. Россия и мир в XXI веке
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Россия в начале XXI века. Парламентские и президентские выборы в современной России. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое развитие РФ в начале XXI в. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Основные тенденции и явления в культуре современной России.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методы организации СРС, рекомендуемые образовательные технологии)
Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
- логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;
- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;
- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;
- получение, обработка и сохранение источников информации;
- преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.
Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка творческих работ по заданной либо согласованной с преподавателем теме в форме презентаций. Большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Оценка качества освоения дисциплины (системы оценивания для текущей и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:
общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,
тестирование,
контрольные работы студентов,
творческая работа,
итоговое испытание.
Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.
При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.
С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:
1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;
2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;
3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;
4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;
5) классификация фактов по указанному признаку;
6) знание исторических терминов и понятий;
7) объяснение причинно-следственных связей событий.
Задания могут разделяться на типы:
- выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);
- указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;
- определение хронологической последовательности;
- установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);
- группировка исторической информации по указанному признаку;
- определение общего явления для нескольких фактов.
При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.
Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История»
1. История в системе социально-гуманитарных наук. Предмет, принципы изучения и значение истории.
2. Сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории.
3. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Этапы развития российской исторической науки.
4. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности русской истории.
5. Специфика цивилизаций Древнего Востока и Античности.
6. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.
7. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства и его значение для исторического развития России.
8. Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.: переход к раздробленности, ее сущность. Международные связи древнерусских земель.
9. Борьба русского народа с иноземными завоевателями в XIII веке. Монголо-татарское иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
10. Начало объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Борьба за свержение монголо-татарского ига
11. Завершение объединения Руси при Иване III и Василии III. Социально-экономический и политический строй российского государства, его особенности.
12. Эпоха Великих географических открытий и первые колониальные захваты. «Новое время» как особая фаза всемирно-исторического процесса.
13. Реформация и ее экономические, политические, социокультурные последствия. Религиозные войны в Европе.
14. Государство и общество в странах Западной Европы в XVII веке
15. Внутренняя и внешняя политика Российского государства при Иване IV Грозном
16. «Смутное время» (конец XVI – начало XVII вв.) и борьба русского народа с польско-шведской интервенцией
17. Установление в России династии Романовых. Внутриполитическое и социально-экономическое развитие страны в XVII веке.
18. Россия в конце XVII – первой четверти XVIII вв. Реформы Петра I и европейская модель модернизации.
19. Международные отношения и внешняя политика России при Петре I. Образование Российской империи.
20. XVIII век в мировой и европейской истории.
21. Эпоха дворцовых переворотов в России (1725-1762 гг.): причины, особенности, последствия.
22. Россия в системе международных отношений во второй половине XVIII века.
23. Правление Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» в России, его содержание, особенности, противоречия.
24. Страны Европы и США в XIX веке. Промышленный переворот: ускорение процесса индустриализации и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
25. Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке.
26. Внутренняя политика Александра I (1801-1825 гг.).
27. Россия в системе международных отношений в начале XIX века. Отечественная война 1812 года
28. Внутренняя и внешняя политика Николая I (1825-1855 гг.).
29. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века. Александр II
30. Отмена крепостного права в России. Содержание и значение крестьянской реформы
31. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX века.
32. Капиталистические войны конца XIX – начала XX вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира.
33. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Реформаторская деятельность С.Ю.Витте.
34. Международные отношения в начале XX века. Причины и начало Первой мировой войны.
35. Первая буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг.: причины, расстановка политических сил, цели и итоги.
36. Российская империя в 1907 – 1916 гг. Столыпинские реформы и их оценки в исторической литературе
37. Февральская революция в России. Страна в период от Февраля к Октябрю 1917 г.
38. Октябрьская революция и формирование советской политической системы.
39. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918-1920 гг.).
40. Западная Европа и США в 1918 – 1939 гг.
41. Кризис 1920-1921 гг. Переход к новой экономической политике, ее сущность и судьба. Образование СССР.
42. Индустриализация в СССР: цели, методы проведения, последствия.
43. Коллективизация в СССР: цели, методы проведения, последствия.
44. Советское государство и общество в 20-30-е годы ХХ века. Причины и суть сталинизма.
45. СССР в системе международных отношений в 20 - 30-х годах ХХ века.
46. Причины и начало Второй мировой войны. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.
47. Великая Отечественная война: основные этапы, важнейшие события, итоги и значение победы.
48. Мировое сообщество и СССР после второй мировой войны (1945-1953 гг.). «Холодная война» как форма межгосударственного противостояния.
49. Развитие ведущих капиталистических стран после Второй мировой войны. Европейская интеграция.
50. Советское общество в первые послевоенные годы (1945-1953). Восстановление народного хозяйства
51. Борьба за власть после смерти Сталина. Преобразования Н.Хрущева – успехи и неудачи
52. Международные отношения в середине 50-х – середине 80-х годов. Противостояние двух мировых систем.
53. Социально-экономическое развитие СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: достижения и проблемы.
54. Советский Союз в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.). Распад СССР и его последствия.
55. Государственно-политическое развитие России после распада СССР (конец ХХ века – начало XXI века).
56. Социально-экономическое развитие РФ в 90-е годы ХХ века – начале XXI века.