Этапы в процессе воплощения замысла.

Замысел– это неосуществлённое решение, какие-то предчувствия, предвкушения, предощущения, какие-либо видения.

Работа над замыслом - творческий процесс. Замысел содержит в себе гражданское, идейное толкование, смысловое и действенное толкование.

Компоненты замысла:

- идейно-тематическое содержание (определение темы, идеи);

- мотивировка выбора произведения.

Сверхзадача замысла.

Сверхзадача, термин, введённый К.С.Станиславским – главная идея задачи, цель ради которой создаётся пьеса, актёрский образ, спектакль, фильм.

Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным. проходящим через все произведение и роль. Сознательная, эмоциональная, волевая сверхзадача, идущая от ума, от интересной творческой мысли необходима. Нужна сверхзадача, аналогичная с замыслом писателя, но артист должен сам находить и любить сверхзадачу.

Необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально взволноваться ею от своего собственного, человеческого чувства, т.е. надо уметь сделать каждую сверхзадачу своей собственной. Это значит найти в ней внутреннюю сущность, родственную собственной душе.

В трудном процессе исканий и утверждения сверхзадачи большую роль играет выбор её наименования. От меткости названия, от скрытой в этом названии действенности нередко зависит направление и трактовка произведения.

Если тема и идея заложены автором в сценарии, то сверхзадача – это режиссёрская концепция фильма.

Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через весь сценарий и роли..

« Сверхзадача существует у зрителя и режиссёру её нужно обнаружить.» - Г.А. Товстоногов.

Сверхзадача – это компас для верного исследования сценария.

Сформулировать сверхзадачурежиссер может, от­ветив на три основные вопроса.

Первый - что я должен сде­лать со сценарием? То есть в чем суть моего эксперимента?

Вто­рой вопрос: зачем, ради чего сегодня, сейчас, здесь?

Нако­нец, третий, - как, каким образом, с использованием каких выразительных средств?

СВЕРХЗАДАЧА – идея, ставшая внутренней потребностью, стремлением, пафосом художника; жизненная цель, притягивающая к себе все без исключения жизненные и творческие задачи, то, ради чего режиссер творит массовое театрализованное действие и объединяет в общий творческий процесс всех его участников. Отход от С. и сквозного действия в режиссуре – это не только потеря идейной целеустремленности, но это одновременно и распад формы, когда постановка у режиссера и образ у актера размельчается на отдельные куски, не создающие целого. (Перспектива.)

СВЕРХ-СВЕРХ ЗАДАЧА – жизненная целеустремленность, лежащая в основе творческого пути художника. Личное отношение художника к жизни, к событиям, которые являются основой театрализованного действия.

Когда режиссер отвечает на поставленные вопросы, прежде всего он обязан дать себе отчет в том, какие чувства зрителей могут пробудить события, происходящие в его спектакле. Сверхзадача, в конечном счете, реализуется в эмоциональном отношении к интеллектуальному содержанию пьесы, ее идее. Вот почему можно утверждать, что в сверхзадаче заложены основы жанрового решения спектакля. Сверхзадача это призыв через положительного героя.

Фабула

Фабула - структура повествования. Сочинить фабулу – значит прорисовать действие – мотивы, конфликты, решение, развязку – в «абстрактном» пространстве, времени и поведении героев.

Фабула описывает действие. В соответствии с ней осуществляется отбор и упорядочение эпизодов по более или менее жесткой схеме. Фабула – это рассказ о событиях, аранжированных во временной последовательности.

( из словаря)СЮЖЕТ (фр. Sujet, букв., предмет)

1) в изобразительном искусстве – предмет изображения.

2) в литературе – ход повествования о событиях, способ развертывания темы или изложения фабулы.

3) в театре, кино – совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание

художественного произведения.

Динамический аспект произведения искусства: развертывания действия во всей его полноте, развитие характеров, человеческих переживаний, взаимоотношений, поступков и т.п.; взаимодействие персонажей и обстоятельств; внутреннее смысловое сцепление образов. Сюжет органически связан с идеей произведения, является способом ее развития и обнаружения. Одновременно сюжет – это способ существования фабулы. Сюжет и фабула составляют единый конструктивный элемент произведения, проявляющийся как фабула на предметно-познавательном уровне, как сюжет – не уровне ценностно-аксиологическом. Единицей сюжета является деталь. Сам же сюжет в этом плане есть динамика взаимодействующих деталей, жестов, движений и т.п., объединенных идейно-тематически. В основе сюжета лежит конфликт, который содержит в себе предпосылки развития действия, совершающегося через ряд перипетий (соотнесений, торможений, повторений и т.п.). С этой точки зрения сюжет есть движущая коллизия, которая проходит несколько этапов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда понятия сюжета и фабулы определяются наоборот, иногда отождествляются.

( из словаря)СЮЖЕТНЫЙ ХОД (Ср. со сценарным ходом) – драматургический ход, отображающий порядок построения эпизодов, логику развития действия массового представления. Задача СХ точно и ярко выразить тему и идею представления и стать стержнем, на который нанизываются номера и эпизоды представления. (не сюжет, а сюжетный ход!) порою не столько внешний, сколько внутренний, ассоциативный, дающий возможность не только объединить сквозным действием отдельные номера представления, но, и это главное – раскрыть его через сценическое действие – основное выразительное средство театра. Напр., введя актерские задачи и мизансценирование даже в те номера, которые в силу жанра и традиций их не предполагают.

( из словаря)СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ – основное направление выразительных средств и стремление всех действующих сил к осуществлению сверхзадачи спектакля, праздничного действа. Это вызванное режиссерскими выразительными средствами внутреннее личное стремление каждого участника праздника к общей духовной жизненной цели. Это процесс превращения театрализованного игрового общения в жизненное событие.

СХ и сквозное действие представления находят свое зримое выражение в образном приеме, который дает возможность взаимосвязать все его эпизоды и создать из них неразрывную цепь последовательно развивающихся событий, действий. Один из таких приемов – это введение в его ткань одного или нескольких ведущих, которые, произнося специально написанный или подобранный текст, связывают эпизоды между собой необходимым информационным материалом. Для этой цели можно использовать специально подобранные кинокадры (диапозитивы, слайды), или песню, проходящую лейтмотивом, или специально поставленные пластические (пантомимические, хореографические) миниатюры-композиции, или «живые картины», или определенным образом подобранный звукошумовой ряд и т.п. Часто режиссеры представления связывают эпизоды не одним каким-л приемом, а прибегая к их синтезу. Напр., используя в сочетании с идущей фоном музыкой слово, или пантомимические миниатюры, либо живые картины («барельефы»), или сочетая это все вместе. В конечном счете, это зависит от образной формы, в которую «одето» представление.

Сквозное и контрсквозное действие.

Сквозное действие – это путь к сверхзадаче , выражение борьбы.

Все эпизоды должны быьть подобраны друг к лругу по их внутренней сути и пронизать одной общей сквозной линией. Для этого необходима основная конечная цель всего произведения – сверхзадача. Она притягивает к себе все отдельные эпизоды, действия и задачи.

« От сверхзадачи, - пишет Станиславский, - родилось произведение писателя, к ней должно быть направлено творчество артиста».

«Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс. Сверхзадача ( хотение), сквозное действие ( стремление) и выполнение его(действие) создаёт творческий процесс переживания» К.С. Станиславский. Сквозное действие отыскивается в том, что утверждают и отвергают персонажи, то есть в действии. Борьба протекает через события.

Рядом со сквозным действием имеется враждебное ему контрсквозное действие.

Контрсквозное действие идёт не к сверхзадаче, а против неё.

Носителями контрсквозного действия в спектакле являются герои, имеющие противоположные положительным героям цели и задачи. Ведь внутренним импульсом всякого движения является противоречие, борьба противоположностей.

« Нам нужно постоянное столкновение: оно рождает борьбу, ссору, спор, целый ряд соответствующих задач и их разрешений. Оно вызывает активность, действенность, являющиеся основой нашего искусства.

Если бы в пьесе не было никакого контрсквозного действия, сама пьеса стала бы бездейственной и потому несценичной», - пишет К.С. Стониславский.

Тема 4.10. СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕ.

Наши рекомендации