Глава 1 теория конституционного права как науки 3 страница
3. Понятие и свойства Конституции РФ
Понятие | Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» (установление, построение). Традиционно этим термином определяется Основной Закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан. Конституция – это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Она нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан | |
Свойства | легитимность | законный путь принятия |
стабильность | незыблемость ее предписаний, сохранение высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти | |
реальность | исполнимость и гарантированность ее предписаний в условиях режима законности и правопорядка | |
верховенство | акт наивысшей юридической силы по сравнению с другими законами | |
политический документ | является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами. Их интересы отражены в конституции в той мере, в какой их удалось отстоять и согласовать с другими политическими силами | |
идеологический документ | выражает определенное мировоззрение, декларирует важнейшие ценности: права человека, демократические институты и др. |
4. Функции Конституции РФ
Понятие | Под функциями Конституции РФ понимаются основные направления воздействия конституции на общественные отношения, служат лучшему пониманию сущности и социального предназначения конституции, показывают эффективность конституционного регулирования в процессе общественного развития, специфику реализации конституционных норм, принципов и институтов | |
Виды функций[26] | юридическая | будучи законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования |
политическая | политический процесс, в котором участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией | |
учредительная | признание и юридическое оформление важнейших институтов общества, их узаконивание и придание им государственно-правовой формы, а также указание на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития | |
системообразующая | взаимосвязь между такими составными частями конституции, как отрасли права, создавая условия для сбалансированного и непротиворечивого ее развития. Благодаря этой функции сама динамика правовой системы становится относительно прогнозируемой | |
охранительная | характеризует конституцию с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, а кроме того, указывает на механизм ее самообеспечения и самозащиты | |
идеологическая (мировоззренческая) | выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности |
5. Подходы к пониманию сущности Конституции РФ
Понятие | Сущность Конституции РФ – это ее социально-политическое содержание | |
Подходы | либерально-демократический | сформировался в конце XVIII в. В основе этого подхода лежит доктрина общественного договора, примененная к конституционно-правовой сфере. В соответствии с ним конституция рассматривается как результат общественного согласия, компромисса между различными социальными слоями и политическими силами по поводу фундаментальных принципов организации общества и государства, взаимоотношений личности и государства |
марксистско-ленинский | получил развитие во второй половине XIX – начале XX в. Данный подход сформировался из идей и взглядов, высказанных К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным. Конституция рассматривалась как итог классовой борьбы, которая признавалась доминирующим двигателем исторического прогресса. В конституции воплощается воля экономически господствующего класса, одержавшего политическую победу над другими классами и более мелкими социальными группами. Поэтому конституция может отражать интересы только победившего в политической борьбе класса, и такому классу должны принадлежать средства производства | |
теологический | получил развитие преимущественно во второй половине XX века в странах Востока. Данный подход представляет собой определенное сочетание идей светского и божественного права. Представление о конституции в этих странах ассоциируется со сводом божественных правил, по которым необходимо жить обществу. Конституция не должна противоречить важнейшему источнику мусульманского права Корану. Согласие в политической борьбе достигается через верность исповеданию единой религии ислама[27]. Поэтому не конституция играет роль высшего закона, а исламские ценности, укоренившиеся в массовом сознании |
6. Структура Конституции РФ
Понятие | Структура конституции – это принятый в конституции порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения | ||
Преамбула | Это важная часть конституции, в которой указываются цели ее принятия, задачи, принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение. Преамбула Конституции РФ подчеркивает, что она является органической частью текста Конституции РФ: без нее было бы труднее понимать смысл Конституции РФ и реализовывать ее положения должным образом | ||
Раздел первый | Глава 1. Основы конституционного строя | Ст. 1-16 | народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п. |
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина | Ст. 17-64 | признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина | |
Глава 3. Федеративное устройство | Ст. 65-79 | предметы ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, территория, денежная единица, система органов государственной власти | |
Глава 4. Президент Российской Федерации | Ст. 80-93 | порядок вступления в должность, полномочия, порядок прекращения исполнения полномочий и отрешения от должности | |
Глава 5. Федеральное Собрание | Ст. 94 109 | порядок избрания депутатов Государственной Думы, назначения членов Совета Федерации, предметы ведения Государственной Думы и Совета Федерации | |
Раздел первый | Глава 6. Правительство Российской Федерации | Ст. 110-117 | порядок назначения Председателя Правительства РФ, формирования его состава, функции |
Глава 7. Судебная власть | Ст. 118-129 | конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство, порядок назначения и полномочия судей, принципы судебного разбирательства дел, финансирование судов | |
Глава 8. Местное самоуправление | Ст. 130-133 | порядок формирования и функционирования органов местного самоуправления | |
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции | Ст. 134-137 | предложения о поправках и пересмотре Конституции | |
Раздел второй | Заключительные и переходные положения | носит временный характер и направлен на регулирование переходного периода в российском законодательстве, связанного с принятием новой Конституции РФ. В нем определяется порядок вступления в силу Конституции РФ, действие актов СССР и РСФСР, полномочия органов государственной власти, сформированных до принятия Конституции РФ1 |
7. Черты Конституции РФ
Основные черты | характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах |
1. Адекватный характер складывающихся в обществе общественных отношений | Конституция РФ отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашло воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местного самоуправления и т.д. |
2. Наличие основополагающих положений | содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства |
3. Прямое действие | нормы Конституции РФ не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения. Например, не требует никакого дополнительного разъяснения или дополнения норма Конституции РФ о том, что Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу РФ (п. «г» ст. 84). Прямое действие, закрепленное в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, наиболее важно для защиты прав и свобод граждан |
4. Незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина | Конституция РФ провозглашает: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». В Конституции РФ закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 17) |
5. Особый субъект | многонациональный народ России |
6. Учредительный, первичный характер конституциональных установлений | конституционные установления являются первичными и выступают в качестве первоосновы для текущего законодательства, регулируя базовые, основополагающие общественные отношения в различных областях жизни общества |
7. Всеохватывающий характер конституционной регламентации | общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет |
8. Особые юридические свойства | верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок ее принятия и пересмотра, внесения в нее поправок, особая охрана |
8. Юридические свойства Конституции РФ
Сущностные | 1. Представляет собой нормативно-правовой акт | Как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется не конкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства |
2. Базируется на государственной воле общества | Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации | |
Функциональные | 1. Обладает юридическим верховенством | Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Никакой акт не должен изменять или отменять положения Конституции РФ, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституцией РФ. Верховенство Конституции РФ закрепляется в ст. 4 Основного закона РФ |
2. Является базой текущего законодательства, служит источником его норм | Текущее законодательство конкретизирует основополагающие положения Конституции РФ в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы в рамках их специфического содержания | |
3. Действие на всей территории России | Наличие такого положения в Конституции РФ связано с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ | |
Приоритетные | 1. Особая правовая охрана | В литературе различаются охрана и защита конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм. То есть охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Например, Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Кроме того, охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например, прокуратурой РФ |
2. Особый порядок принятия | Конституция РФ была принята путем всенародного голосования – референдума | |
3. Особый порядок изменения (пересмотр и поправки) | Положения гл. 1, 2 и 9 Конституции России, т.е. «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции», могут быть пересмотрены, если: а) предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы; б) Конституционное собрание, созванное для этой цели, разработает проект новой Конституции РФ; в) Конституционное собрание примет этот проект 2/3 голосов от общего числа его членов или вынесет на всенародное голосование, в котором за принятие новой Конституции должно проголосовать более половины избирателей, принявших участие в голосовании Поправки[28] к гл. с 3 по 8 Конституции России, т.е. «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», могут быть внесены в менее сложном порядке[29]. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. если: а) они одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации; б) они одобрены не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; в) они одобрены органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации; г) принятые поправки подписаны Президентом РФ |
9. Толкование Конституции РФ
Понятие | Толкование конституции – это даваемое управомоченным органом общеобязательное разъяснение содержащихся в ее тексте понятий, формулировок, норм | |||
Способы толкования[30] | филологический (грамматический) | толкование правовых норм с точки зрения языка, на котором может быть изложена эта норма. Данный способ позволяет понять общепринятое литературное значение отдельного слова, установить грамматическую и синтаксическую связи между словами в предложении, например, «достоинство личности» (ст. 21), «честь», «доброе имя» (ст. 23) | ||
исторический | интерпретатор выясняет, в каких условиях и чем было вызвано появление конституционной нормы и соответствует ли она современным условиям. Этот способ толкования возникает также путем сопоставления нормы с ранее действующей или изучения подготовительных материалов, связанных с разработкой этой нормы | |||
систематический | речь идет о полном уяснении содержания некоторых конституционных норм в их связи с другими нормами права | |||
юридический | используя этот способ, выясняют содержание правовой нормы и ее значение, например, «правовое государство» (ст. 34), «референдум» (ст. 3) и т.д. | |||
Виды толкования | по объему | расширительное или распространительное | Интерпретатор придает более широкий смысл, чем тот, который вложил в нее законодатель. Например, ч. 2 ст. 15 обязывает органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Чтобы установить подлинный смысл указанных конституционных предписаний и обеспечить правильное применение их, слово «закон» следует понимать в более широком смысле – как «нормативный акт», «норму права» | |
адекватное или буквальное | Этот вид толкования имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадают | |||
ограничительное толкование | Правовая норма трактуется в более узком смысле, чем в том, который вкладывал в нее субъект правотворчества. Например, в ч. 3 ст. 97 говорится о том, что «...депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности». Однако это не значит, что депутат может занимать административные должности в соответствующих учреждениях и общественных объединениях: ректором или проректором университета, оплачиваемым председателем союза композиторов и т.п. он быть не вправе. Весьма сомнительно его право занимать соответствующие должности даже на общественных началах, поскольку и в этом случае осуществляются властные функции. Но заведовать кафедрой, сектором, отделом НИИ, руководить факультетом депутат может, если оплата такого руководства представляет собой лишь процентную надбавку к оплате основной творческой деятельности. Но это не может не считаться работой по совместительству либо на других условиях частичной занятости. Депутат вправе получать гонорар за свою творческую деятельность, однако размер гонорара не должен превышать обычный | |||
Виды толкования | по субъекту | официальное или легальное толкование (даваемое официальным государственным органом) – это юридический способ снятия существующей неопределенности | Нормативное толкование | толкование, которое распространяется на неограниченный круг адресатов правовой нормы и может быть использовано бесконечное число раз |
казуальное толкование | вызвано определенным случаем и рассчитано на решение именно данного дела | |||
неофициальное толкование (не имеет обязательной юридической силы, однако оно существенно как фактор, оказывающий значительное влияние на официальное толкование, а также на применение конституционных норм) | Доктринальное или догматическое толкование | это комментарии к Конституции РФ, которые написаны учеными конституционистами | ||
профессиональное толкование | даваемое сведущими в праве людьми, специалистами | |||
обыденное толкование | даваемое заурядными с точки зрения юридической грамотности людьми |
10. Реализация Конституции РФ: понятие и формы
Понятие | Реализация[31] Конституции РФ – это процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил | |
Формы реализации Конституции РФ | Соблюдение | наиболее всеобъемлющая форма реализации, охватывающая всю систему социальных субъектов и почти все конституционные нормы. Соблюдение – важнейшее требование, предъявляемое к осуществлению Конституции РФ. С помощью этой формы реализуются запрещающие нормы. По сути – это пассивное воздержание от соблюдения действий, запрещенных действием юридических норм. Например, ч. 4 ст. 3 – «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации...», ч. 5 ст. 13 – «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» и др. |
Исполнение | противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение всегда предполагает более высокую степень активности субъектов права и ориентирует их на выполнение конституционных установлений, проведение в этих целях различного рода общесоциальных, экономических, политических и т.п. мероприятий. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права, например, ст. 57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...», ст. 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам», ст. 88: «Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» и др. | |
Использование | представляет такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией РФ действия и осуществляют предоставленные им права. Эти действия могут иметь активный и пассивный характер, например, граждане по общему правилу сами решают вопрос об использовании либо неиспользовании своих прав и свобод. С помощью этой формы реализуются уполномочивающие[32] нормы | |
Применение права | это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц. Например, издание Президентом РФ указа об образовании нового министерства побуждает Правительство РФ к правоприменительной деятельности по правовому и организационному оформлению деятельности такого министерства. Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей. Это всегда деятельность, прямым назначением которой является реализация конституционных предписаний путем наделения одних участников отношений субъективными правами, возложения на других соответствующих обязанностей и разрешения вопросов о юридической ответственности. Такая деятельность имеет активный характер, характеризуется посредством издания индивидуально-конкретных актов, осуществляется в установленном порядке и опирается на специальный аппарат принуждения |
11. Соотношение Конституции РФ и конституций и уставов субъектов
Федерации
Конституция РФ придает конституциям (уставам) субъектов РФ особое значение, выделяя их, и не отождествляет с обычными законами (ч. 1,2 ст. 5, ч. 1,2 ст. 66, п. «а» ч. 1 ст. 72, п. «б» ч. 2 ст. 125). Это подчеркивается и тем, что Конституционный Суд РФ исключительно на пленарном заседании разрешает дела о соответствии данных конституций (уставов) Конституции РФ. | ||
1. Принцип приоритета в регулировании общественных отношений в Конституции РФ | Россия в своей Конституции РФ либо регулирует общественные отношения, либо отказывается это делать и передает их регулирование субъектам | |
2. Принцип верховенства федеральных актов | Конституция РФ и федеральные законы «имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) | |
3. Разграничение компетенции между РФ и субъектами (устанавливается в Конституции РФ посредством выделения трех групп вопросов – федерального ведения, совместного ведения и ведения субъектов РФ) | Сфера ведения Федерации | сфера исключительного ведения Федерации. Означает, что по закрытому перечню вопросов, перечисленных в ст. 71 Конституции РФ, Федерация принимает самостоятельные решения, не согласуя их с ее субъектами |
Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов | в отличие от сферы общественных отношений, отнесенных к исключительному ведению Федерации, предполагает, что РФ и ее субъекты реализуют свои полномочия с учетом воли и интересов друг друга, с использованием институтов, процедур, механизмов согласования своих действий, в том числе путем взаимного делегирования полномочий | |
Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов (окончание) | Вся совокупность предметов совместного ведения закреплена в виде исчерпывающего (закрытого) перечня, которые представляют собой сферы жизнедеятельности, государственно- правовые институты, объекты совместного ведения и правового регулирования (ст. 72 Конституции РФ). Пределы их регулирования, управления, контроля неодинаково применительны к каждому конкретному предмету ведения | |
Сфера ведения субъектов РФ | Это означает сочетание, согласование этих действий с конституционными принципами и федеральными законами, что позволяет достичь той степени децентрализации власти и управления, которая отражает интересы и Федерации, и ее субъектов, позволяет учитывать их конкретные условия, потребности и возможности регулирования | |
Принцип субординации[33] актов | по вопросам федерального ведения действуют только федеральные акты | |
по вопросам совместного ведения действуют и акты РФ, и акты субъектов. Эти акты должны соответствовать федеральным законам в сферах совместного ведения. Федерация не должна вторгаться в те вопросы, которые отданы субъектам в сфере совместного ведения и принадлежат им в сферах собственного ведения | ||
по вопросам ведения субъектов РФ действуют лишь акты субъектов РФ |
ГЛАВА 4 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Основные понятия | права человека | неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы, закрепленные в правовых нормах, нравственных и политических правилах, религиозных догматах; возможности использования человеком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов; пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов; способ защиты человечества от глобальных угроз его существованию |
конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина | неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях – в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности. Значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового | |
свобода | это возможность делать все, что не приносит вреда другому индивиду. Свобода человека не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех – основа свободы | |
обязанности | установленные (закрепленные) требования, за неисполнение которых наступает ответственность. Обязанности устанавливаются нормами всех без исключения отраслей права, каждая отрасль – в сфере отношений, составляющих ее предмет | |
конституционные обязанности человека и гражданина | конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан | |
Особенности прав человека | имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью. Их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества | |
опосредствуют отношения личности с государством в целом, с международным сообществом | ||
выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания | ||
складываются объективно и не зависят от государственного признания | ||
зафиксированы не только в нормах внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и в нормах международного публичного права | ||
механизм защиты прав человека охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты | ||
Особенности конституционных прав человека | конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными отраслями права | |
основные права и свободы адресованы самому широкому кругу субъектов. Они закрепляются за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражданином | ||
характерной чертой основных прав и свобод является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека, для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок | ||
основные права и свободы граждан РФ отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РФ. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и присущи всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи человека с государством, его статус как гражданина | ||
основные права и свободы гражданина РФ не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства | ||
основные права и свободы характеризуются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения | ||
специфической чертой основных прав и свобод является особая юридическая форма их закрепления. Они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, – в Конституции РФ | ||
Признаки конституционных обязанностей | служат охране, защите и развитию важнейших социальных ценностей | |
способствуют реализации как личных, так и общественных интересов | ||
имеют высшую юридическую силу |