Правотворческий вид практики
Говоря о правотворчестве и его особенностях, необходимо отметить, что онопредставляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, понимаемый в самом широком смысле слова, её оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения – государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции регламентах, уставах и т.п.
Правотворчество характеризуется тем, что:
§ представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
§ основная его продукция – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого – в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
§ это важнейшее средство управление обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
§ уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделённые соответствующими полномочиями, а также народ при вынесении законов на референдумы.