Избирательный кодекс Российской Федерации 3 страница

Статья 3.9. Пропорциональная избирательная система с закрытыми списками

При пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками действуют следующие правила:

1) территория субъекта Российской Федерации представляет единый избирательный округ;

2) избиратель голосует за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;

3) список кандидатов может быть разбит на территориальные группы кандидатов в соответствии с положениями статьи 10.6 настоящего Кодекса;

4) каждый избиратель имеет один голос;

5) законом субъекта Российской Федерации может быть установлена необходимая для допуска к распределению депутатских мандатов минимальная доля голосов избирателей, полученных списком кандидатов (заградительный барьер). Эта доля не может превышать четыре процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Иные правила допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов устанавливаются статьей 14.24 настоящего Кодекса;

6) мандаты распределяются между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.10 настоящего Кодекса;

7) если список кандидатов, допущенный к распределению мандатов, разбит на территориальные группы кандидатов, мандаты распределяются между территориальными группами кандидатов в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.13 настоящего Кодекса;

8) последовательность получения кандидатами депутатских мандатов определяется последовательностью расположения кандидатов в списке кандидатов (в территориальной группе кандидатов).

Статья 3.10. Пропорциональная избирательная система с открытыми списками

При пропорциональной избирательной системе с открытыми списками действуют следующие правила:

1) территория субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет единый избирательный округ;

2) избиратель голосует за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, и в том списке, за который он голосует, может отметить не более одного кандидата;

3) каждый избиратель имеет один голос при голосовании за списки кандидатов и персонально за кандидата из выбранного списка;

4) для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть установлена необходимая для допуска к распределению депутатских мандатов минимальная доля голосов избирателей, полученных списком кандидатов (заградительный барьер). Эта доля не может превышать четыре процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Иные правила допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов устанавливаются статьей 14.24 настоящего Кодекса;

5) для выборов депутатов выборного органа муниципального образования уставом муниципального образования может быть установлена необходимая для допуска к распределению депутатских мандатов минимальная доля голосов избирателей, полученных списком кандидатов (заградительный барьер). Эта доля не может превышать пять процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Иные правила допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов устанавливаются статьей 14.24 настоящего Кодекса;

6) мандаты распределяются между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.10 настоящего Кодекса;

7) мандаты между кандидатами внутри списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, распределяются в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.15 настоящего Кодекса.

Статья 3.11. Связанная смешанная избирательная система

При связанной смешанной избирательной системе действуют следующие правила:

1) избиратель получает два избирательных бюллетеня: для голосования за списки кандидатов и для голосования за кандидатов;

2) по каждому бюллетеню каждый избиратель имеет один голос;

3) для голосования за списки кандидатов территория Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет единый избирательный округ;

4) для голосования за кандидатов территория Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования разбивается на одномандатные избирательные округа, число которых равно половине от числа депутатов соответствующего представительного органа, если это число четное, и половине от числа депутатов соответствующего представительного органа, округленной до большего целого, если это число нечетное;

5) список кандидатов может быть разбит на территориальные группы кандидатов в соответствии с положениями статьи 10.6 настоящего Кодекса;

6) для выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть установлена необходимая для допуска к распределению депутатских мандатов минимальная доля голосов избирателей, полученных списком кандидатов (заградительный барьер). Эта доля не может превышать четыре процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Иные правила допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов устанавливаются статьей 14.24 настоящего Кодекса;

7) для выборов депутатов выборного органа муниципального образования уставом муниципального образования может быть установлена необходимая для допуска к распределению депутатских мандатов минимальная доля голосов избирателей, полученных списком кандидатов (заградительный барьер). Эта доля не может превышать пять процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Иные правила допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов устанавливаются статьей 14.24 настоящего Кодекса;

8) избранным в одномандатном избирательном округе считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другими кандидатами;

9) мандаты по единому округу распределяются между списками кандидатов в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.16 настоящего Кодекса, а внутри списка кандидатов – по методике, изложенной в статье 15.17 настоящего Кодекса;

10) если список кандидатов, допущенный к распределению мандатов, разбит на территориальные группы кандидатов, мандаты распределяются между территориальными группами кандидатов в соответствии с методикой, изложенной в статье 15.18 настоящего Кодекса.

Глава 4. Участие политических партий и общественных объединений в выборах и референдуме

Статья 4.1. Объединения, имеющие право участвовать в выборах

1. На выборах Президента Российской Федерации и на выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу в качестве избирательных объединений могут выступать общероссийские политические партии.

2. На выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам в качестве избирательных объединений могут выступать общероссийские и межрегиональные политические партии.

3. На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в качестве избирательных объединений могут выступать общероссийские и межрегиональные политические партии, а также их региональные отделения.

4. На выборах выборных должностных лиц и на выборах выборных органов муниципальных образований в качестве избирательных объединений могут выступать общероссийские и межрегиональные политические партии, их региональные отделения и зарегистрированные в соответствии с законом местные отделения, а также иные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах и которые созданы в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированы в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в связи с досрочным прекращением полномочий соответствующего должностного лица или органа муниципального образования – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Статья 4.2. Список объединений, имеющих право участвовать в выборах

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, их региональных и местных отделений, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с настоящим Кодексом участвовать в выборах, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

2. Избирательная комиссия, организующая выборы, публикует список, указанный в части 1 настоящей статьи, в средствах массовой информации и размещает его в сети «Интернет» в порядке и сроки, предусмотренные для публикации решений данной избирательной комиссии.

Статья 4.3. Участие политических партий и иных общественных объединений в референдуме

Политические партии и иные общественные объединения вправе образовывать инициативные и агитационные группы участников референдума в соответствии с положениями раздела 4 настоящего Кодекса.

Статья 4.4. Участие общественных объединений в общественном наблюдении за выборами

1. Общественное объединение, зарегистрированное в соответствии с законом, имеет право в порядке, установленном статьей 5.27 настоящего Кодекса, направить наблюдателей на избирательные участки, находящиеся на территории, на которой оно осуществляет свою деятельность.

2. Общественное объединение, устав которого предусматривает участие в наблюдении за выборами, может быть на основании поданного им заявления зарегистрировано в качестве организации–наблюдателя в зависимости от территории, на которой данное объединение осуществляет свою уставную деятельность, в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования. После регистрации в качестве организации–наблюдателя указанное объединение вправе назначать своих представителей во все избирательные комиссии, действующие на соответствующей территории. Указанные представители обладают полномочиями, предусмотренными частью 6 статьи 5.27 и пунктами 1, 2, 5, 6 части 1 статьи 5.23 настоящего Кодекса.

Раздел 2. Организационное обеспечение проведения выборов и референдума

Глава 5. Избирательные комиссии

Статья 5.1. Система избирательных комиссий

1. В Российской Федерации формируются следующие избирательные комиссии:

1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действующая на всей территории Российской Федерации;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, действующие на территории соответствующих субъектов Российской Федерации;

3) избирательные комиссии муниципальных образований, действующие на территории соответствующих муниципальных образований;

4) территориальные избирательные комиссии;

5) окружные избирательные комиссии, действующие на территории соответствующих избирательных округов;

6) участковые избирательные комиссии, действующие на территории соответствующих избирательных участков.

2. Территориальная избирательная комиссия формируется, как правило, в пределах одной административно-территориальной единицы. В пределах административно-территориальной единицы с большим числом избирателей могут формироваться несколько территориальных избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии формируются также для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. Территориальные избирательные комиссии могут быть сформированы также для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях.

3. Перечень территориальных избирательных комиссий, действующих на территории субъекта Российской Федерации, устанавливает избирательная комиссия соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Перечень территориальных избирательных комиссий, формирующихся для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

4. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

6. Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы, а также иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации устанавливаются настоящим Кодексом.

7. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов Российской Федерации, местных референдумов устанавливаются настоящим Кодексом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

8. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.

9. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Статья 5.2. Взаимоотношения избирательных комиссий с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными организациями

1. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

3. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

4. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном частью 14 статьи 12.8 настоящего Кодекса.

5. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, – не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно.

Статья 5.3. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий

1. Материально-техническое обеспечение избирательных комиссий состоит из помещений, транспортных средств, организационной техники (компьютерной, множительной и другой), оборудования (мебели, сейфов и других предметов), канцелярских и других принадлежностей, необходимых для работы комиссии и организации голосования.

2. Нормативы материально-технического обеспечения избирательных комиссий отдельно по видам избирательных комиссий устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение избирательных комиссий осуществляется как путем непосредственной передачи объектов этого обеспечения от соответствующей администрации избирательным комиссиям, так и путем покупки за счет финансовых средств, выделенных соответствующим бюджетом.

4. Обслуживание объектов материально-технического обеспечения осуществляется предоставившей их администрацией.

5. Соответствующая администрация передает в бесплатное пользование избирательным комиссиям на время их полномочий оборудованные помещения для работы и хранения документов (основные помещения избирательной комиссии). В отсутствие в основном помещении членов избирательной комиссии с правом решающего голоса указанные помещения опечатываются.

6. По требованию председателя избирательной комиссии соответствующая администрация обязана бесплатно выделять на указанное в требовании время помещения для заседаний избирательной комиссии, для подведения итогов голосования (дополнительные помещения избирательной комиссии).

7. Охрана всех помещений избирательных комиссий обеспечивается органами внутренних дел в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел.

8. Финансовое обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

9. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, а также за счет средств федерального бюджета в порядке и объемах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

10. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной комиссии, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

Статья 5.4. Возложение полномочий избирательной комиссии на иную избирательную комиссию

1. Полномочия территориальной избирательной комиссии могут быть возложены решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на избирательную комиссию муниципального образования, действующую на той же территории. Данное решение вступает в силу после окончания срока полномочий соответствующей территориальной избирательной комиссии либо после ее расформирования по решению суда.

2. Если территория одномандатного избирательного округа по выборам депутатов Государственной Думы совпадает с территорией субъекта Российской Федерации, полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата Государственной Думы возлагаются на соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

3. Решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата (депутатов) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию или избирательную комиссию муниципального образования. При этом на одну указанную избирательную комиссию не могут быть возложены полномочия более трех окружных избирательных комиссий.

4. Решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть сформирована окружная избирательная комиссия, действующая на территории двух или трех избирательных округов по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Решением избирательной комиссии муниципального образования может быть сформирована окружная избирательная комиссия, действующая на территории нескольких (но не более пяти) избирательных округов по выборам депутатов выборного органа муниципального образования.

6. Решением избирательной комиссии муниципального района полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата (депутатов) выборного органа муниципального образования могут быть возложены на избирательную комиссию поселения. При этом на одну избирательную комиссию поселения не могут быть возложены полномочия более пяти окружных избирательных комиссий.

7. Если на территории муниципального образования зарегистрировано менее двадцати тысяч избирателей, избирательная комиссия данного муниципального образования может своим решением возложить на себя полномочия всех окружных избирательных комиссий по выборам депутатов выборного органа муниципального образования.

8. При проведении дополнительных выборов избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, организующая выборы, может возложить полномочия окружной избирательной комиссии на себя.

9. Решение, предусмотренное частями 3 – 8 настоящей статьи, должно быть принято не позднее срока, указанного в части 4 статьи 5.9 настоящего Кодекса.

10. Если территория муниципального образования или избирательного округа совпадает с территорией избирательного участка, полномочия соответствующей участковой избирательной комиссии могут быть возложены решением органа, формирующего участковые избирательные комиссии, соответственно на избирательную комиссию муниципального образования или окружную избирательную комиссию. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через три дня после опубликования информации об образовании избирательных участков.

11. Избирательная комиссия, на которую возложены полномочия иной избирательной комиссии, действует под собственным наименованием и использует в своей документации собственное наименование.

Статья 5.5. Численный состав избирательных комиссий

1. Центральная избирательная комиссия формируется в количестве 15 членов с правом решающего голоса.

2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется в количестве 15 членов с правом решающего голоса. Законом субъекта Российской Федерации численный состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть увеличен.

3. Избирательная комиссия муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения формируется в количестве 12 членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве 9 членов с правом решающего голоса. Уставом муниципального образования численный состав избирательной комиссии муниципального образования может быть увеличен.

4. Территориальная избирательная комиссия формируется в количестве 12 членов с правом решающего голоса. Законом субъекта Российской Федерации численный состав территориальной избирательной комиссии может быть увеличен.

5. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственной Думы формируется в количестве 15 членов с правом решающего голоса.

6. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации формируется в количестве 12 членов с правом решающего голоса. Законом субъекта Российской Федерации численный состав указанной избирательной комиссии может быть увеличен.

7. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов выборного органа муниципального образования формируется в количестве 6 членов с правом решающего голоса. Законом субъекта Российской Федерации численный состав указанной избирательной комиссии может быть увеличен.

8. Численный состав участковой избирательной комиссии определяется решением органа, формирующего данную комиссию. При этом число членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на соответствующем избирательном участке, не может быть менее:

1) до 250 избирателей – 6 членов;

2) от 250 до 500 избирателей – 9 членов;

3) от 500 до 1000 избирателей – 11 членов;

4) от 1000 до 1500 избирателей – 13 членов;

5) более 1500 избирателей – 15 членов.

Статья 5.6. Сроки полномочий избирательных комиссий

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе.

2. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии – пять лет.

3. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования. Указанный срок не может составлять более пяти лет. Если уставом муниципального образования срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования не установлен, то указанный срок составляет пять лет.

4. Если срок полномочий избирательной комиссии, указанной в части 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания установленного законом срока представления данной комиссией финансового отчета.

5. Полномочия избирательных комиссий, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращаются со дня первого заседания соответствующей избирательной комиссии нового состава.

6. Срок полномочий окружной избирательной комиссии истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Если до окончания срока полномочий окружной избирательной комиссии, указанного в первом предложении настоящей части, итоги голосования на одном или нескольких избирательных участках соответствующего избирательного округа либо результаты выборов по соответствующему избирательному округу оспорены в судебном порядке, полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются через десять дней после вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению) либо, если судебным решением на указанную комиссию возложены определенные обязанности, через десять дней после выполнения комиссией указанных обязанностей.

Наши рекомендации