Конституционно-правовой и налогово-дотационный механизмы реализации государственной политики
Реализация государственной политики – постоянно динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие органы государства и институты гражданского общества.
Реализация начинается после одобрения и легитимации государственной политики и является основным видом деятельности государственного аппарата.
Механизм реализации включает комплекс мероприятий, в который входят организационно-управленческие, нормативно-правовые, финансово-экономические, социально-психологические.
Существует 3 методологических подхода к проблеме реализации государственной политики: 1) рассматривает реализацию как линейный процесс и требует следующих условий; 2) как комплекс действий государственных структур, связанный с адаптацией всех участников; 3) как деятельность (деятельностный подход) по определенным формальным и неформальным правилам
Типы участников реализации государственной политики: 1) отдельные индивиды; 2) организованные группы (партии); 3) государственные институты и организации.
Проблемы в области реализации государственной политики:
1) достигается лишь часть поставленных целей;
2) множество участников затрудняет координацию деятельности, кроме того у них нередко различная мотивация;
3) различные способы и средства осуществления государственной политики;
4) нестабильность и неопределенность федеративных отношений в стране.
Решение данных проблем зависит не только от готовности руководителей к изменению, но и готовность к переменам в обществе. Способность руководителей проводить изменения основана на 2-х факторах: на аналитических способностях и на управленческих навыках.
Мониторинг – специальная система управления, связанная с получением и анализом информации, включающая механизм реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации, т.н. «система безопасности» в организации, включающая ряд подсистем:
1) информационная (сбор, обработка, передача информации);
2) аналитическая (предложения);
3) оперативная (что делать).
Оценка реализации государственной политики – совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации для их совершенствования.
Существуют 2 основных формы оценочных исследований: 1) научные исследования (опросы, наблюдение, экспертные оценки, применение контрольных групп); 2) традиционные формы исследований (например, парламентские слушания, отчет и др.).
Процесс реализацииполитических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти. Для того чтобы эти действия были результативными и приводили к ожидаемым результатам, необходимо выполнение нескольких ниже перечисленных условий.
1. Законодательство должно точно определять границы и основные организационные и финансовые аспекты реализации государственной политики.
2. Исполнительные органы должны обладать необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами.
3. Государственная политика должна найти широкую поддержку среди социальных групп и лидеров общественно-политических организаций.
4. Государственная политика не должна вызывать социальных конфликтов и подрывать социально-экономические или политические основы государства.
В процессе реализации политики роль государственных органов власти состоит в том, чтобы:
1) получить необходимые ресурсы; 2) разработать соответствующие планы и программы; 3) организовать и скоординировать деятельность участников; 4) осуществить мероприятия по достижению поставленных целей.
Ключевым составляющим успеха реализации государственной политики являются отношения внутри системы государственного управления. Слабость реализации заметнее всего проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными органами власти.
Еще одним фактором успеха является качество разработанной политики, государственной программы или принятого решения. Поэтому введя даже специальный термин «реализуемость решения», означающий, что еще на этапе разработки рассчитывается вероятность реализации всех планируемых мероприятий с учетом влияния различных факторов.
Многое зависит от того, насколько точны задания и как их интерпретируют конкретные исполнители, особенно на низшем уровне управления, так как именно нижний слой чиновников занимается конкретной реализацией государственных решений. Причем установить контроль над этим слоем дон вольно трудно.
В числе инструментов, широко используемых в системе государственного управления, находятся разработка и реализация целевых программ. Программный подход иногда подвергают критике, ссылаясь на низкую отдачу от многих государственных программ по сравнению с затраченными средствами. Но здесь, наверное, необходимо вести речь о совершенствовании механизма разработки программ и управления ими, методов их оценки и мониторинга их реализации, а не об отказе от программ. Тем более, что использование программного метода позволяет сконцентрировать ресурсы для решения определенной проблемы, объединить усилия всех заинтересованных организаций и привлечь население к решению проблем, поставить долгосрочные цели и разработать стратегию на продолжительный период времени. Последнее весьма важно, так как решение многих общественных проблем растягивается на длительный срок из-за их сложности и масштабности.
Целевые программы–это инструмент государственного управления. Они увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления с комплексом научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития.
Эти программы направлены на достижение поставленных органами государственной власти целей и являются основным инструментом структурных преобразований в экономике и при решении важных социальных проблем.
При выборе проблем, которые целесообразно решать программными методами, используются несколько критериев, в том числе:
1) существенная значимость мероприятий для страны или региона;
2) принципиальная новизна и высокая эффективность программных мероприятий;
3) невозможность решения рассматриваемых проблем с использованием рыночных механизмов;
4) необходимость целевой координации межотраслевых связей в ходе реализации программных мероприятий.
Проект целевой программы состоит из нескольких блоков, как-то:
1) содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
2) основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации,
3) система программных мероприятий;
4) ресурсное обеспечение программы;
5) организационно-экономический механизм реализации программы,
6) организация управления программой и контроль за ходом реализации;
7) оценка эффективности социально-экономических последствий программы;
8) паспорт программы.
В приложении к проекту целевой программы даются: 1) пояснительная записка; 2) бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованием; 3) предварительная бюджетная заявка на ассигнования из государственного бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год; 4) лист согласования с заинтересованными органами исполнительной власти.