Теории происхождения и сущности государства. Плюрализм мнений
1. Патриархальная;
2. Теологическая;
3. Договорная или естественно-правовая;
4. Органическая;
5. Теория насилия;
6. Материалистическая или классовая;
7. Психологическая;
8. Расовая;
9. Патримониальная;
10. Ирригационная.
С марксисткой точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – государство.
Общество создаёт себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, она приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет своё господство.
Кроме марксисткой теории происхождения государства существуют и другие теории.
Теологическая теория довольно многоаспективна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от Бога.
Основателем патриархальной теории считается Платон и Аристотель. Платон в своём знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII веке в сочинении Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от Бога и затем передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем своим потомкам – королям.
Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время, в XVII-XVIII веках, в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Г. Гобса, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящихся в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создаётся гражданское общество и его политическая форма – государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасность заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определённому лицу, которому передаётся власть над ними. Это лицо обязано осуществлять власть в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.
Теория насилия. Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории государства и права второй половины XIX века был Л. Гумплович. Сторонником это теории был и К. Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подавленных, победителей и побеждённых.
Органическая теория происхождения государства. Крупнейшим представителем был Г. Спенсер, считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции.
Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный учёный Л. И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности повиновения. З. Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархально орды, глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влияний человека. Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека, как, прежде всего на общественное, а не на биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для её обеспечения создаются соответствующие государственно – правовые институты.
10. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Соотношение понятий «Государственная и Политическая» власть.
Государственная власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определённое воздействие на поведение человека с помощью таких средств, как авторитет. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключается в её политической классовой природе. Государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости, всему живому, всякому творчеству и созиданию. Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая возможностью реально управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.
Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономичный господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократической режиме нет и быть не должно быть только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти. Вместе с тем и в демократическом государстве, организованный обществом, нет полного совпадения субъекта и объекта. Если демократическое развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в общество без органов государства и государственного управления.
11. Признаки государственной власти, легитимность и легальность государственной власти.
Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь, прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовывать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передаёт органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями. Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишённая организованной силы, она теряет качество государственной власти, т.к. становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и порядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоёв общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у ней и предметно-материальные источники силы – вооружённые организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство её нестабильности, непрочности, отсутствия у неё глубоких и прочных корней в обществе. Применение все наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечения преступности. Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощённое в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств, путём использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.
Понятие государства.
Государство – это особая организация политической власти общества, основанная на принципах демократии, верховенства закона и прав человека.
Признаки государства.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общим рядом существенных признаков.
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государственное верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающие юридической силы и содержащие нормы права. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
4. Государство – есть сложный механизм (аппарат) управления общества, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма, наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное наличие которых, чтобы управлять.
5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, - это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой нормативное выражение государства и воли общества, государственный регулятор общественных отношений.