В законе выделяются различные формы предпринима­тельства. Наиболее распространенные — индивидуальное, партнерское и корпоративное предпринимательство.

В первом случае гражданин создает свое предприятие, фирму, предположим «Издательский центр». Он будет осу­ществлять услуги, связанные с тиражированием брошюр, подготовкой к печати книг, переводом материалов на раз­личные языки и т.д.

Заниматься предпринимательской деятельностью можно с 16 лет. Для этого необходимо зарегистрироваться в органах местной администрации, получить соответствующее свиде­тельство. Для отдельных видов деятельности необходимо по­лучить лицензию.

Индивидуальный предприниматель может нанимать ра­ботников в свою фирму, заключив с ними трудовые кон­тракты. Он также обязан платить установленные законом налоги.

На юридическом языке — это физическое лицо со своим именем, местом жительства, правоспособностью и дееспособ­ностью. Оно участвует в сделках только под своим именем.

Возможно использование псевдонима (вымышленного, но не чужого имени) при публикации каких-либо произведений.

Для характеристики субъекта (участника) правоотноше­ний используют два понятия: правоспособность и дееспособ­ность. Правоспособность выражается в способности субъ­екта иметь права и обязанности. Она возникает с момента рождения человека. Так, даже трехлетний ребенок может быть собственником дома, доставшегося ему по наследству. Понятно, что, имея право на дом, он не может сам распоря­жаться им, пока не достигнет определенного возраста. В этом смысле закон не ограничивает права гражданина, а защища­ет их, предотвращая неблагоприятные ситуации.

Для полной реализации своих прав человек должен об­ладать дееспособностью.

Дееспособность гражданина как способность распоря­жаться своими правами и нести обязанности может высту­пать в нескольких формах. Так, малолетние (возраст от 6 до 14 лет) вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки: покупать тетради, ручки, игрушки.

Дееспособность несовершеннолетних (возраст от 14 до 18 лет) позволяет им самостоятельно, без согласия родителей (усыно­вителей, попечителей), распоряжаться своим заработком, сти­пендией, быть авторами произведений науки, литературы, ис­кусства, изобретений и осуществлять возникающие в связи с этим права (получать гонорары и т.д.). Они могут вносить вкла­ды в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать небольшие бытовые сделки. По всем совершенным сделкам не­совершеннолетние несут имущественную ответственность. Од­нако если у них нет заработка или имущества, чтобы возмес­тить вред, то он возмещается их родителями. Для совершения каких-либо крупных сделок необходимо согласие родителей в письменной форме. В особых случаях суд по ходатайству роди­телей (или заменяющих их лиц) может ограничить (лишить полностью) право несовершеннолетнего самостоятельно распо­ряжаться своим заработком или доходами.

Предпринимательство может осуществляться в форме партнерства или корпоративного объединения. Несколько собственников объединяют вместе финансовые средства, на­чинают работать на основе согласованных планов.




2 Кравченко, Певцова




Таким образом, в предпринимательской сфере действуют юридические лица. Это организации, имеющие обособленное имущество, отвечающие самостоятельно этим имущест­вом по долгам. Они могут выступать в суде истцом или ответчиком.

Юридические лица бывают коммерческие (их главная цель состоит в получении прибыли) и некоммерческие.

Рассмотрим некоторые виды коммерческих организаций. Так, выделяют хозяйственные товарищества двух видов: полное и товарищество на вере. Все участники полного това­рищества ведут предпринимательскую деятельность от име­ни товарищества и отвечают по его обязательствам всем сво­им имуществом.

В товариществе на вере помимо лиц, полностью отвечающих своим имуществом за деятельность товарищества, имеются вкладчики, предоставляющие свои денежные средства и несу­щие ответственность в пределах внесенных вкладов. Не случай­но такой вид предпринимательства назван товариществом на

вере, т.к. люди, дающие деньги тем, кто непосредственно ве­дет определенную деятельность, доверяют им во всем.

Предпринимательство может существовать и в форме хозяй­ственных обществ. Среди них выделяют общества с ограни­ченной ответственностью ( «ООО» ) и акционерные общества.

«ООО» — общество, учредители которого собрали опреде­ленный капитал, разделив его на доли между собой. Участни­ки общества несут риск убытков только в пределах внесенной доли вклада, но не отвечают по долгам общества своим лич­ным имуществом.

В акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное количество акций, его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стои­мости их акций. Продав свою акцию, участник (акционер) мо­жет выйти из общества. В открытых акционерных общест­вах продать свою акцию можно любому лицу, в закрытых — предложить акционерам данного общества.

Путем объединения паевых взносов создается производст­венный кооператив. Распределение прибыли здесь осуществ­ляется по труду, а ответственность участников устанавлива­ется в определенном соотношении с внесенными паевыми взносами.

Кроме того, в экономике нашей страны действуют уни­тарные предприятия, их собственник — государство. Это различные государственные структуры, органы местной власти и т.д.

Если учредители (граждане, организации) решили со­здать предпринимательское общество, им необходимо раз­работать учредительный договор, устав. В них указывают­ся название предприятия, его юридический адрес, управление деятельностью, права и обязанности участни­ков, условия получения прибыли и т.д.

••Документы вместе с заявлением необходимо представить на регистрацию в государственные органы. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту их жительства в администрации района, поселка и т.д. Юридические лица — в специальных Регистрационных палатах.

По решению суда закон позволяет ликвидировать пред­принимательские организации в тех случаях, когда они ока-





зались незарегистрированными, занимались запрещенной деятельностью или нарушали законы.

Какие трудовые права есть у российских граждан? Тру­довые отношения регулируются законодательными актами, главный из них — Трудовой кодекс РФ,определяющий тру­довые права и обязанности граждан. Все распоряжения и ин­струкции руководители предприятий и организаций различ­ных форм собственности издают на основании Кодекса.

В истории развития нашего государства был период, когда труд объявлялся повинностью («Не трудящийся — да не ест» — этот лозунг стал правовой нормой Конституции 1918 года), пропагандировалась идея о запрещении примене­ния детского труда, хотя приоритетность трудового воспита­ния не умалялась. Труд ребенка ассоциировался исключи­тельно с его учебой. Современный закон не допускает прием на работу лиц моложе 16 лет, с согласия родителей всвободное от учебы время можно подрабатывать с 14 лет. Госу­дарство устанавливает ряд льгот для несовершеннолетних: ка­тегорически запрещаются тяжелые и вредные для здоровья условия работы, работа в выходные дни и в ночное время.

Перед выпускником школы открываются различные пути в новый мир. Однако конституционное право на труд для каждого человека вовсе не означает, что государство обеспе­чивает всех любимой и подходящей работой. Рынок труда сам диктует потребности в тех или иных профессиях.

Но не каждый человек хочет трудиться. В нашей стране труд объявляется свободным и добровольным делом каж­дого.Принудительный труд не разрешается.

Безработным признается трудоспособный человек, желающий работать, но не имеющий определенной рабо­ты. Большую помощь вее поисках оказывают специальные центры занятости населения, федеральные молодежные про­граммы, ярмарки вакансий трудовых мест, биржи труда.

Основным документом о трудовой деятельности явля­ется трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, све­дения о поощрениях и наградах. (Впервые трудовые книжки появились в 1919 году в Москве и Петрограде.) Документ, скрепляющий отношения работника и работодателя — трудовой договор. Согласно ему работник обязуется выпол-

нять определенную работу по специальности (должности) и подчиняться правилам внутреннего распорядка, а работода­тель обязуется выплачивать ему заработную плату исоблю­дать условия труда. Подписывая трудовой договор, необхо­димо очень внимательно ознакомиться с его содержанием, указывающим на права и обязанности сторон. В отдельные виды трудовых договоров могут быть включены дополни­тельные специальные условия, например, устраиваясь на ра­боту бухгалтером в фирму, работник обязуется соблюдать коммерческую тайну, а работодатель обеспечивает его жи­лой площадью или оплачивает ежедневные расходы на про­езд к месту работы.

Любой трудовой договор заключается в письменной форме на определенный срок (до 5 лет) или бессрочно. Руководитель предприятия (организации) издает приказ о приеме на работу. В некоторых случаях устанавливается испытательный срок (до трех или шести месяцев), в течение которого принятый на работу является полноправным членом коллектива, выполня­ет возложенные на него обязанности и получает зарплату.

Контракт на неопределенный срок не предполагает, од­нако, что отношения будут постоянными. Их прекращение по соглашению сторон может произойти в любое время. Каждый работник по собственному желанию может расторг­нуть контракт, предупредив администрацию за две недели до предполагаемого ухода. Если же работодатель не возра-





жает расторгнуть договор раньше этого срока, то нормы пра­ва не содержат никаких строгих запретов на этот счет.

В некоторых случаях работодатель сам, без согласия ра­ботника, имеет право расторгнуть договор. Подобные право­вые нормы помогают соблюдению трудовой дисциплины.

Прогулы, появление на работе в нетрезвом виде, хище­ние имущества, халатное отношение к своим обязанностям, результатом которых стал выпуск недоброкачественной продукции, несоответствие работника занимаемой должности являются основаниями для расторжения трудового контракта без согласия работника, по инициативе администрации.

Трудовой договор прекращается с ликвидацией предприя­тия или сокращением штата.

Трудовые отношения могут быть расторгнуты при отсутст­вии работника на рабочем месте по причине болезни (более че­тырех месяцев подряд), так как это создает трудности для рабо­ты организации. Увольнение на этом основании производится лишь в крайних случаях. Уволенный продолжает получать пособие по больничному листку. Если сотрудник получил трудовое увечье или профессиональное заболевание, его нель­зя увольнять в связи с длительной неявкой на работу.

Есть правила, согласно которым в большинстве случаев нельзя увольнять служащего во время его болезни или отпуска.

Законодательство устанавливает четкие границы рабочего времени.

Продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. Предусматривается сокращенное время работы для подрост­ков от 16 до 18 лет (не более 36 часов в неделю), а также для учащихся 14—16 лет, работающих в свободное от учебы время (до 24 часов). Сокращенное рабочее время установлено для лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда; для работников с повышенным умственным и нервным напряже­нием; для женщин, работающих в сельской местности.

Право человека на отдых закреплено в Конституции Рос­сийской Федерации.

Нормами частного права регулируются брачно-семей-ные отношения.

Одним из важных условий вступления в брак является до­стижение молодыми людьми брачного возраста. Брачный

возраст мужчин в России в XV—XVII веках устанавливался в 15 лет, женщин — в 12 лет; в XX веке — в 18 лет; при этом пре­дельный возраст жениха и невесты, а также возрастная разни­ца между ними не ограничиваются правом. В исключительных случаях (беременность, рождение ребенка и т.п.) органы мест­ного самоуправления разрешают заключение брака с 16 лет. Несогласие родителей не имеет никакой юридической силы. Субъектам Федерации предоставлено право самим решать во­прос о возможности заключения брака лицом моложе 16 лет.

В России многоженство запрещено. В некоторых странах мусульманского мира оно не препятствует мужчине заключе­нию нового брака.

Не допускается брак между усыновителями и усыновлен­ными, между близкими родственниками. Во всех цивилизо­ванных странах этот запрет объясняется с морально-этичес­ких позиций, но немалую роль играют и физиологические причины: кровосмешение может привести к рождению боль­ных детей.

Брак не может быть заключен по принуждению, его основа­нием является только взаимное согласие мужчины и женщины.

Какие права имеет вновь созданная семья? Супруги обяза­ны оказывать друг другу поддержку. Один из них (чаще жена) может воспитывать малыша и не работать. Закон защищает не имеющих дохода, неработающих и нетрудоспособных чле­нов семьи, нуждающихся в материальной поддержке.

Впервые в российской практике вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости. Но эту меру надо рассматривать в комплексе с другими. Новый законопроект о материнском капитале направлен на улучшение демографи­ческой ситуации.

При рождении второго ребенка мать получает сертификат на сумму 300 тыс. рублей (2009 г.), освобожденных от налогов. Имущественные права супругов относятся в первую оче­редь к их совместной собственности. При этом выделяются виды владения и распоряжения имуществом — законный и договорный. По закону в совместной собственности супругов находится то имущество, которое они приобрели за время брака (например, телевизор или стиральная машина, куплен­ные после свадьбы). Если в период совместного проживания





муж купил машину и дачу, оформив их на свое имя, его жена имеет полное право на них. В случае вынужденного раздела совместное имущество делят на равные доли. Вещи индиви­дуального пользования (за исключением предметов роско­ши), добрачное имущество или имущество, полученное в дар или по наследству одним из супругов, не являются собствен­ностью другого супруга.

Договорный режим имущества супругов основывается на брачном контракте, который супруги могут заключить. В нем оговариваются любые условия владения совместным имуществом, материального содержания друг друга. Но за­кон устанавливает один важнейший принцип. В брачном договоре не должно быть условий, унижающих одного из супругов, нарушающих его неотъемлемые права как граж­данина. В противном случае договор признается недействи­тельным. Брачный договор можно расторгнуть в любое вре­мя при обоюдном согласии супругов. Если у супругов нет общих несовершеннолетних детей и они выражают взаим­ное согласие на развод, расторжение брака производится по их заявлению в ЗАГСе. Если один из супругов возражает или если в семье есть дети, данный вопрос рассматривается в суде. Муж не может возбудить дело о расторжении брака в период беременности жены и в течение года после рожде­ния ребенка.

Россия — участник Конвенции ООН о правах ребенка. Она защищает естественное право маленького человека жить и воспитываться в семье. В силу возраста ребенок не может обеспечить себя питанием, лечением, а потому имеет право на заботу со стороны родителей.

3. Чем отличается договорный режим регулирования иму­щественных отношений супругов от законного?

4. Какие особенности труда несовершеннолетних зафикси­рованы в Трудовом кодексе РФ?

*5. Ваш знакомый, решивший заняться предприниматель­ством, обратился к вам за советом. Используя свои зна­ния, поясните некоторые юридические особенности такой деятельности.

*6. Почему юридические нормы предпринимательского, гражданского, семейного и отчасти трудового характера относят к частному праву?

Проблема.Касаются ли нормы частного права лиц, не об­ладающих дееспособностью?

Практикум.Составьте трудовой или брачный договор и прокомментируйте, какие пункты и почему в него необхо­димо включить.




Понятия:частное право, правоспособность, дееспособ­ность, юридическое лицо, кодекс законов о труде.

Вопросы и задания

1. Дайте юридическую характеристику физических лиц как участников гражданского оборота.

2. Поясните особенности правового регулирования трудо­вых правоотношений. Что следует учесть, заключая тру­довой контракт?



Глава 2 (8). Социальная система общества

Социальная стратификация

Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что социальная стратификация — это то же самое, что соци­альноерасслоение. Наука уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) так же по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения — среднюю, а богатые — верхнюю.

Крупные общественные страты называют также классами, внутри которых есть более мелкие подразделе­ния, являющиеся собственно слоями, или стратами. Класс богатых разбивается на верхний (очень богатых, мил­лиардеров) и нижний (просто богатых, миллионеров) слои. Средний класс состоит из трех слоев, а низший, или бедный, класс — из двух, самый нижний называют еще андерклассом, или «социальным дном».

Доход, власть, престиж и образование определяют со­вокупный социально-экономический статус, т.е. положе­ние и место человека в обществе. В таком случае статус вы­ступает обобщенным показателем стратификации. Приписываемый статус характеризует жестко закреп­ленную систему стратификации, т.е. закрытое общество, где переход из одной страты в другую практически запре­щен. К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, когда допуска­ются свободные переходы людей по социальной лестнице.

Ктакой системе относят капиталистическое общество (об­щество рыночных отношений). Наконец, феодальное обще­ство с присущим ему сословным устройством следует при­числить к промежуточному типу, т.е. котносительно закрытой системе. Здесь переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы исторические типы стратификации.

рабство касты сословия закрытое общество
классы открытое общество

Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, пре­стиже и образовании, возникла вместе с зарождением челове­ческого общества. В зачаточной форме она имелась уже в про­стом (первобытном) обществе. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесто­чается, а по мере развития европейского общества, либерали­зации нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и рабства, а пришедший на смену сослов­ному классовый строй стал еще более либеральным.

Рабство— исторически первая система социальной стра­тификации. Рабство возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохранилось в ряде регио­нов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке.

РАБСТВО— экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бес­правием и крайней степенью неравенства.

'Оно исторически эволюционировало. Примитивная фор­ма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или клас­сическое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в од­ном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, мог наследовать имущество хо­зяина. Его можно было безнаказанно убить. На зрелой стадии





раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помеще­нии, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не вла­дел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое об­щество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется в разной степени, то касты есть только в Индии и отчасти в Аф­рике. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые ве­ка новой эры.

КАСТОЙназывают социальную группу (страту), членст­вом в которой человек обязан исключительно рождению.

Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение че­ловека закреплено индусской религией (понятно теперь, поче­му касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попада­ет в соответствующую касту в зависимости от того, каким бы­ло его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую кас­ту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основные касты: брахманы (священни­ки), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе промышленного развития касты заменяются классами. Ин­дийский город все больше становится классовым, а деревня, где проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Формой стратификации, предшествующей классам, явля­ются сословия. В феодальных обществах, существовавших в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия.

СОСЛОВИЕ— социальная группа, обладающая закреп­ленными обычаем или юридическим законом и передавае­мыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положе­ния и привилегий. Классическим образцом сословной орга­низации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков об­щество делилось на высшие сословия: дворянство и духовенство и непривилегированное третье сословие: ремес­ленники, купцы, крестьяне. В X—XIII веках главных сосло­вий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сослов­ное деление на дворянство, духовенство, купечество, крес­тьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юри­дическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, по­этому социальная мобильность существовала не столько меж­ду, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, го­сударственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсо­словные браки вполне допускались, допускалась и индивиду­альная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, ку­пив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подоб­ная практика частично сохранилась и в современной Англии.

Характерная черта сословий — наличие социальных сим­волов и знаков: чинов, титулов, званий, мундиров, орденов. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству.

Чин — ранг каждого государственного служащего (военно­го, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обо­значало любую должность, почетное звание, общественное по­ложение человека. В 1722 году Петр I учредил строгую систему





чинов, известную как «Табель о рангах». Каждый род государ­ственной службы делился на 14 рангов, или классов. Класс обо­значал ранг должности и получил название классного чина.

Военные чины делились на три большие группы: гене­ральские (с 1-го по 5-й класс), штаб-офицерские (с 6-го по 8-й, например, полковник) и обер-офицерские (с 9-го по 14-й; рот­мистр, поручик).

Статская служба считалась менее почетной и давала меньше привилегий. Так, потомственное дворянство можно было вы­служить только членом 8-го класса (колежский асессор). В 1856 году сословные привилегии при чинопроизводстве бы­ли отменены и скорость карьеры зависела теперь от образова­ния и отличий по службе.

Звания являлись почетными отличиями для всех чинов, а также для лиц, не состоящих на государственной службе, на­пример, почетный опекун.

ТИТУЛЫ — установленные законом словесные обозначе­ния служебного и сословно-родового положения их обла­дателей, кратко определявшие правовой статус.

Ч

В России в XIX веке существовали общие, частные и родо­вые титулы. По отношению к вышестоящим употреблялся бо­лее почетный общий титул. Так, к чинам 1-го и 2-го класса об­ращались «Ваше высокопревосходительство», 3-го и 4-го класса — «Ваше превосходительство». Частным титулом обо­значали звания, чины или должности. Им пользовались при обращении как к высшим (после общего титула), так и к низ­шим чинам (с указанием только должности или чина). Родовые титулы указывали на происхождение — светлейший князь («Ваша светлость»), князь, граф («Ваше сиятельство»). Если чиновник или офицер имел родовой титул, то обращались к не­му только в соответствии с ним.

К государственной службе допускалось лишь дворянство — поместное и служилое. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним по­томкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании по­степенно формировались чувство преемственности поколе-

ний, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось за­слугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными нормами. В клас­совом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые до­кументы не регламентируют место индивида в социальной структуре. Каждый человек волен переходить, при наличии способностей, образования или доходов, из одного класса в другой. В некоторых странах выделяются три класса и по не­скольку слоев внутри них.

Верхний — высший класс включает «аристократов по крови», которые в течение многих поколений скопили свои богатства. Их отличает особый образ жизни.

• Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родо­вые кланы, имеющие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессио­нальный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови ».





Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых профессионалов, как-то: крупные адво­каты, известные врачи, актеры или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фе­шенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или ред­кую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.

Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку развитого индустриального общества. Она вклю­чает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачива­емых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, врачей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного об­щества и сферы обслуживания.

Нижний — средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные рабочие, которые по характеру и со­держанию своего труда тяготеют, скорее, не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествую­щий образ жизни.

Верхний — низший класс состоит из средне- и малоква­лифицированных рабочих, занятых в массовом производст­ве, на местных фабриках, живущих в относительном достат­ке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего классов. Отличительные черты: невысо­кое образование (обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг (просмотр телевизора), при­митивные развлечения, часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний — низший класс составляют обитатели подва­лов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для жизни мест. Они не имеют никакого либо начальное образование, ча­ще всего перебиваются случайными заработками, попрошай­ничают, постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие беспросветной бедности и постоянных унижений. Их принято называть «социальным дном», или андерклас-сом. В него входят хронические алкоголики, бывшие заклю­ченные, не устроившиеся в жизни на воле, бомжи и т.п.

Особую, стабилизирующую социальную и политическую роль в обществе играет средний класс. В индустриально раз­витых странах он составляет большинство населения — от 60

до 80% . В российском обществе, считающемся переходным, доля среднего класса не очень высока и составляет по разным оценкам от 12 до 25%. По мере развития промышленности и подъема экономики удельный вес среднего класса будет воз­растать.

Понятия:социальная стратификация, рабство, касты, со­словия, классы, закрытое общество, открытое общество.

Вопросы и задания

1. Опишите характерные черты сословного строя, делая ак­цент на России.

2. В чем заключается сущность классовой системы?

3. Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?

4. Попробуйте описать образ жизни, доход, жилищные ус­ловия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.

*5. В газетах пишут о том, что в некоторых современных странах существует рабство. Приводятся реальные судьбы и условия содержания рабов. Как вы думаете, в чем сход­ство и в чем различие античного и современного рабства?

*6. Почему, на ваш взгляд, дворянские титулы и звания вос­станавливаются в современной России? Что вам известно об этом?

■ Проблема.Как влияет экономическое и политическое раз­витие современной России на социальную стратификацию?

Практикум 1.Похоже, что в каждом социальном классе есть своя элита.

1. У богатых она составляет 0,5% и называется группой сверхбогачей.

2. В рабочем классе это так называемая рабочая аристо­кратия, обычно составляющая 10% от численности своего класса.

3. В низшем классе тоже есть своя «элита» — это андер-класс (нищие), составляющий 2—7% .

Есть ли элита в среднем классе? Ответ обоснуйте.





Практикум 2.Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. При­писываемымназывается статус, в котором человек рож­ден (прирожденный статус), но который позже обяза­тельно признан таковым обществом или группой.

К нему относятся пол, национальность, раса. Афроаме-риканец — прирожденный статус в том смысле, что изме­нить цвет кожи и связанные с ним физиологические осо­бенности организма невозможно. Однако афроамериканец в США, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе, как и в большинстве стран, афроамериканец — пред­ставитель коренного населения, составляющего абсолют­ное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, афроамериканцы — большинство населе­ния, но в период апартеида они подвергались политичес­кой и социальной дискриминации.

В США афроамериканцы — меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период на­поминала ситуацию в ЮАР. А теперь проделайте следующие упражнения.

1. Определите, относятся ли к приписываемым следую­
щие статусы:

Император.

Глава католической церкви.

Сенатор.

Президент.

Свекор.

Муж.

Украинец.

Принц.

Герцог.

Боярин.

Опричник.

Вельможа.

2. Разберитесь со своим статусным набором: какие стату­
сы являются в нем приписываемыми, а какие — достигае­
мыми? А у ваших родителей, родственников и друзей?

3. Определите свой главный статус, а также главные ста­тусы родителей и 23 знакомых.

4. Некоторые статусы являются настолько яркими, что пре­вращаются в главные независимо от того, каков набор стату­сов у данного индивида. К ним относятся статусы чемпиона мира, нобелевского лауреата. Назовите еще 3—4 примера.

5. Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.

6. Старший сын — это социальный статус. Любимый сын — это межличностный статус. Объясните почему.

Социальная мобильность

Как вы уже знаете, социальный статус — определенная по­зиция в социальной структуре группы или общества, свя­занная с другими позициями через систему прав и обязан­ностей. У человека множество статусов, и их совокупность называется в науке статусным набором.

Статусный набор каждого человека индивидуален, т.е. неповторим во всех деталях. Он, как совокупность точек в фи­зическом пространстве, принадлежащих одному телу, точно фиксирует положение человека в социальном пространстве, т.е. позицию индивида в обществе.

Смена одного статуса на другой, как правило, означает пе­реход человека из одной социальной группы в другую — из под­ростков в юноши, из католиков в православные, из школьни­ков в студенты и т.д. Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных переме­щений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, на­зывается социальной мобильностью.Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бед­ный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит за­муж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших соци­альных групп. На смену земельной аристократии приходит





финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, про­граммистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру об­щества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская дру­гих. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции (Октябрьского переворота) 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Существуют два основных вида социальной мобильно­сти — вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильностьподразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса) в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (соци­альный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должнос­ти — пример восходящей мобильности, увольнение, разжало­вание — пример нисходящей. Горизонтальная мобильностьподразумевает переход индивида из одной социальной груп­пы в другую, расположенную на одном и том же уровне. На­пример, переход из православной в католическую религиоз­ную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образован­ную), из одной профессии в другую. Подобные движения про­исходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность — перемещение из одного ме­ста в другое при сохранении прежнего статуса. Это, напри­мер, международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприя­тия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобиль­ность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Кроме того, социальная мобильность может быть группо­вой, когда индивид опускается или поднимается по социаль­ной лестнице вместе со своей группой (сословием, классом), и индивидуальной, когда он делает это независимо от других. Причинами групповой мобильностиявляются социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межго­сударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой и др. К факторам индивидуальной мобильности,т.е.причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относятся: социальный статус се­мьи, уровень образования, национальность, физические и ум­ственные способности, внешние данные, полученное воспи­тание, место жительства, выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не зна­ют, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым ус­ловиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Приведите другие литературные персонажи, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемеще­нии из одного класса, слоя в другой.)

В течение 70 лет советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с США. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения. Элита общества за короткий срок сформировалась буквально из всех слоев общества.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в об­ласти индустриального развития. Долгие годы СССР удер­живал первые места по темпам индустриального прогресса. Все эти признаки современного индустриального общества выдвинули СССР (об этом писали западные социологи) в число лидирующих стран мира за весь период человеческой истории.

Пути и механизмы, позволяющие людям подниматься на­верх, называются каналами вертикальной мобильности. На-






иболее полное описание их дал П. Сорокин. Поскольку верти­кальная мобильность есть в любом обществе (даже в первобыт­ном), между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самые известные каналы — армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала только в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполне­нию вакансий из более низких чинов. В военное время солда­ты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысив­шись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря ар­мейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, мар­шалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. О. Кромвель, У.С. Грант, Дж. Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого поло­жения благодаря армии.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Демократичес­кие страны относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование являет-

ся самым быстрым и доступным каналом вертикальной мо­бильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого вер­ха. Пример «длинного лифта» — Древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независи­мо от их семейного статуса отбирались и переводились в выс­шие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накоп­ленных богатств и денег. Именно это один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV— XVIII веках европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто их имел, а знатное происхождение уже не имело особого значения. По­следние периоды истории Древней Греции и Рима были таки­ми же. П.Сорокин установил, что лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фаб­риканта (т.е. занятого в производстве), в 21% — банкира и биржевика, в 12% —торговца. Профессии артистов, худож­ников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Наши рекомендации