Крушение наполеоновской империи
В 1812 г., так до конца и не покорив народы Пиренейского полуострова, имея за плечами ворох нерешенных проблем на родине, Наполеон предпринял поход в Россию. К этому его побуждали непомерное честолюбие и все более независимая политика Александра I, который не поддержал Францию в войне против Австрии в 1809 году.
«Великая армия» Наполеона, вторгнувшаяся в Россию 12(24) июня 1812 г., насчитывала свыше полумиллиона человек. На две трети она состояла из солдат союзных или зависимых от Франции стран — немцев, поляков, итальянцев, испанцев, — большинство из которых шли на войну без особого энтузиазма. Однако наполеоновская армия значительно превосхо-
дила русскую армию численностью. План Наполеона заключался в том, чтобы разгромить противника в серии «решающих» приграничных сражений, после чего продиктовать императору Александру I мир на своих условиях. Но русские военачальники Барклай де Толли и Багратион уклонились от сражения, которое им пытался навязать Наполеон. Отступая, они добились соединения основных сил русской армии близ Смоленска.
Крупнейшее сражение этой кампании произошло 26 августа (7 сентября) 1812 г. у села Бородино, когда французы приблизились к Москве на расстояние всего нескольких десятков километров. К этому времени из-за больших потерь, которые понесла наполеоновская армия, силы противников почти сравнялись. Однако Бородинское сражение не дало существенного перевеса ни одной из сторон. По его окончании армии фактически вернулись на исходные позиции. Главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов готов был возобновить сражение наутро, но узнав о большом количестве убитых и раненых, принял решение об отступлении и сдаче Москвы противнику без боя. Большинство москвичей покинуло город вслед за армией.
Брошенная жителями Москва оказалась западней для армии Наполеона. На его предложения о переговорах Александр I не ответил. Переждать суровую русскую зиму на теплых московских квартирах также не удалось. В городе вскоре после прихода французов начались пожары, в которых сгорело две трети всех домов. Армии угрожал голод. Прождав в нерешительности месяц, Наполеон 7(19) октября вывел армию из Москвы и попытался пробиться к Калуге, где располагались продовольственные склады русской армии. Но получив отпор, он был принужден к отступлению.
В ходе отступления «Великая армия» перестала существовать. 13(26) декабря 1812 г. ее остатки пересекли российскую границу в обратном направлении. Но еще раньше Наполеон, оставив командование армией Мюрату, поспешно уехал в Париж, откуда пришли известия о попытке государственного переворота с целью его низложения, предпринятой генералом-республиканцем Мале. Прибыв в Париж и сместив префекта полиции, допустившего покушение на его власть, Наполеон немедленно приступил к формированию новой армии для продолжения войны на Востоке Европы. И уже в апреле 1813 г. он во главе 150-тысячного войска снова появился в Германии.
Разгром «Великой армии» в России послужил сигналом к созданию новой (шестой) антифранцузской коалиции. В ее состав вошли, наряду с Россией и Великобританией, Пруссия, Швеция и Австрия.
Начало кампании 1813 г. оказалось для союзников неудачным. В мае французы добились победы в сражениях при Лют-
цене и Баутцене в Саксонии. Но когда союзники подтянули резервы и обеспечили себе значительное численное превосходство над противником, произошел перелом в ходе военных действий. В августе по отдельности потерпели поражение видные наполеоновские военачальники Макдональд и Удино, в сентябре — Ней. Основные силы наполеоновской армии были разгромлены в «битве народов» под Лейпцигом 16—19 октября. Понеся огромные потери, французы в беспорядке бежали с поля сражения.
Поражение под Лейпцигом ознаменовало закат политического и военного могущества Наполеона. Его покинули последние союзники, в частности, Саксония и Бавария. Народы Европы один за другим стряхивали с себя иноземное господство. Как и в начале правления Наполеона, армии стран-членов антифранцузской коалиции вплотную приблизились к границам Франции. Однако обеспечить надежную защиту ее территории он уже был не в силах. Прошли те времена, когда массовый призыв новобранцев в армию позволял в короткие сроки довести ее численность до многих сотен тысяч человек. Двадцать лет почти непрерывных войн, начиная с 1792 г., обескровили Францию. Поэтому когда 350-тысячная армия союзников вступила в декабре 1813 г. на французскую территорию, Наполеон смог выставить против нее всего лишь около 70 тыс. солдат.
Во время кампании 1814 г. Наполеон в последний раз блеснул своими полководческими дарованиями. Постоянно находясь в движении, умело маневрируя, он внезапно нападал на превосходящие силы противника, нередко вынуждая их к отступлению. Особенно удачной для него была середина февраля, когда за восемь дней он одержал семь побед. Но эти победы имели местное значение и не могли изменить общего хода войны. В полном сознании своей непобедимой мощи союзники, не отвлекаясь на те мелкие неприятности, которые доставлял им Наполеон, вели наступление на Париж.
17 февраля (1 марта) 1814 г. четыре основные державы антифранцузской коалиции Великобритания, Россия, Австрия и Пруссия подписали в Шомоне, маленьком французском городке, лежащем на полпути от Рейна к Парижу, союзный договор. По этому договору они обязались не вступать в сепаратные переговоры с Францией и довести с ней войну до полной победы. Каждая из держав должна была выставить по 150 тыс. солдат. Для Великобритании было сделано исключение: вместо армии она предоставляла союзникам ежегодную субсидию в 5 млн фунтов стерлингов.
30 марта войска союзников подошли к стенам Парижа. В тот же день его защитники, опасавшиеся, как бы их город не постигла участь Москвы, сложили оружие. На следующий день импера-
тор Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III во главе своих армий вступили во французскую столицу.
Наполеон, которого эти события застали близ Парижа, в замке Фонтенбло, не терял надежды на сохранение власти. Его все еще окружали 60 тыс. преданных солдат. Кроме того, он рассчитывал на сочувствие тестя, императора Австрии. Но случилось то, чего Наполеон ожидал меньше всего: он не встретил понимания у своих приближенных. Маршалы Ней, Бертье, Ле-февр потеряли веру в победу и посоветовали императору отречься от престола в пользу сына, Римского короля. Несколько дней Наполеон колебался. 6 апреля он все же подписал отречение. Но было уже поздно. По инициативе Талейрана еще 1 апреля сенат сформировал временное правительство, а 3 апреля объявил о низложении Наполеона, виновного «в нарушении присяги и покушении на права народа, поскольку набирал в армию и взимал налоги в обход положений конституции». 6 апреля сенат предложил корону Людовику XVIII.
11 апреля союзники заключили в Фонтенбло договор, отдававший в пожизненное владение Наполеону остров Эльбу в Средиземном море.
Узнав о своей участи, Наполеон попытался покончить жизнь самоубийством. В конце концов он смирился с уготованной ему участью. 20 апреля в дворике Фонтенбло состоялось его прощание с гвардией. Многие из солдат не могли сдержать слез при виде своего несчастного императора. После этого Наполеон немедленно отправился в изгнание.
Подошла к концу наполеоновская эпопея, волновавшая современников на протяжении полутора десятков лет. В сущности, Наполеона Бонапарта постигла та же участь, что и революционные группировки, правившие во Франции до него. Ему не удалось основать прочный и устойчивый режим, который он мог бы передать своим преемникам. Правлению Наполеона было свойственно неразрешимое внутреннее противоречие, которое рано или поздно должно было привести к краху. Важным, если не основным, слагаемым успехов его внутренней и внешней политики, были завоевательные войны. Именно эти войны в короткие сроки сплотили французское общество вокруг Наполеона и обеспечили международное признание его режима. Он стал пленником своей военной славы. Чтобы сохранить власть, он должен был вновь и вновь доказывать всему миру свое военное превосходство, пока окончательно не подорвал силы Франции.
Вопросы:
1. Какое значение имела Война за независимость в Северной Америке для международных отношений?
2. Какую позицию занимала Россия по отношению к Войне за независимость британских колоний?
3. Какое значение имел принцип национального суверенитета для международных отношений?
4. Как проявлялся принцип национального суверенитета во внешней политике революционной Франции?
5. Что собой представляли «семейная» и «континентальная» системы внешней политики Наполеона I?
6. Какие цели преследовали державы антифранцузской коалиции?
Литература:
Основная:
История дипломатии. М., 1959. Т. 1. Разд. 4. Гл. 1—4.
История внешней политики России. XVIII век. М., 1998. Гл. 3, 5—6.
История внешней политики России. Первая половина XIX века. М., 1995. Гл. 1-2.
.Иванова И.И. История международных отношений от античности до конца первой мировой войны. Владивосток, 2001. Ч. I. Гл. 5. § 4; гл. 6.
Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России: 1648—2000. М., 2001. Ч. I. Гл. 5; Ч. II. Гл. 1-2.
Дополнительная:
Талейран. Мемуары. Екатеринбург, 1997. Гл. 3.
Ключников Ю.В., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Часть I. От Французской революции до империалистической войны. М., 1925. (Документы
№ 8, 11, 21, 23, 74, 75, 76, 84, 87, 88, 92).
Болховитинов Н.Н. Россия и война США за независимость (1775— 1783 гг.). М., 1976. Гл. 1, 2.
Грюнвальд К. Франко-русские союзы / Пер. с фр. М., 1968. Гл. 4—5.
Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. М., 1981. Т. 4. Гл. 3; Т. 5. Гл. 2.
Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801 — 1812 гг. М., 1966.
Российская дипломатия в портретах. М., 1992. Ч. 2.
Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1989. Главы «От Аустерлица до Тильзита» и «Союз с Россией».
Тюлар Ж. Наполеон, или миф о «Спасителе». М., 1997. Ч. 2. Гл. 5—6. Борисов Ю.В. Шарль Морис Талейран. М., 1989. Гл. 17—18.
Краснов Н.А. США и Франция: дипломатические отношения, 1775—1801 гг. М., 2000.
Шедивы Я. Меттерних против Наполеона / Пер. с чешек. М., 1991.
Глава IV
Венская система международных отношений (первая половина XIX в.)
Созыв Венского конгресса
По завершении эпохи революционных и наполеоновских войн, продолжавшихся почти четверть столетия, Европа представляла печальное зрелище. Почти не было страны или народа, которые бы не пострадали от нашествия иностранных армий и военных действий. А главное — эти войны еще туже затянули узел территориальных, экономических, династических противоречий между государствами Европы. Если не распутать, то хотя бы ослабить его и стало главной задачей союзных держав после победы над наполеоновской Францией.
Прежде всего, союзники поспешили урегулировать свои отношения с Францией. 30 мая 1814 г. они заключили с правительством Людовика XVIII мирный договор, который был на редкость милосердным по отношению к побежденному противнику. Он обеспечивал суверенитет и территориальную целостность Франции. Она потеряла лишь владения, захваченные ею, начиная с 1792 г., но сохранила не только всю свою собственную территорию в границах 1789 г., но и некоторые приобретения революционного времени — главным образом, бывшие папские владения Авиньон и графство Венессен. Союзники воздержались от мести. Они не потребовали даже материальной компенсации за понесенный ими ущерб и в короткий срок вывели из Франции свои войска.
Причина столь мягкого обращения с Францией заключалась, с одной стороны, в том, союзники всегда заявляли, что воюют не против Франции и французского народа, а против «узурпатора» Наполеона Бонапарта, и не в целях захвата французской территории, а за освобождение народов Европы от французского господства. Изгнав захватчиков и низложив Бонапарта, они считали свой долг выполненным. Условия мирного договора с Францией соответствовали освободительным целям войны со стороны союзников.
С другой стороны, союзникам была нужна достаточно сильная и самостоятельная Франция для восстановления баланса сил в Европе. Они прекрасно отдавали себе отчет в том, что в отношениях между ними имеются противоречия. Они предвидели, что с окончанием Наполеоновских войн эти противоречия лишь обострятся. Каждое из союзных государств стремилось к повышению своей роли в международных делах и вмес-
те с тем опасалось соперников. Франции они отводили в будущем роль страны, на которую можно было бы в случае необходимости опереться, добиваясь удовлетворения своих притязаний, или, по крайней мере, использовать как противовес более сильному сопернику.
Но договор с Францией отнюдь не исчерпывал всего многообразия проблем мирного урегулирования в Европе. С поражением Наполеона в 1814 г. рухнул и тот международный порядок, который он навязал европейским государствам в период своего могущества. Перед странами антифранцузской коалиции встала задача определить, во избежание раздоров, новые правила взаимоотношений, в том числе договориться о взаимном признании границ.
С этой целью было решено созвать в Вене международный конгресс. Еще до его официального открытия в европейских столицах, в том числе в Лондоне и в самой Вене, велись неформальные переговоры между членами антифранцузской коалиции. Для участия в конгрессе прибыли 216 представителей всех стран Европы (кроме Османской империи), включая большое количество королевских и княжеских домов, многие из которых в годы наполеоновских войн лишились своих владений и теперь добивались их возвращения. Лично присутствовали император России Александр I, император Австрии Франц I, король Пруссии Фридрих Вильгельм III, другие монархи. Вместе с главами государств и правительств с дипломатическими представителями в Вену съезжались их жены, родственники, многочисленная свита, купцы, банкиры, художники, поэты, известные люди из многих стран Европы. Их привлекала возможность непосредственного общения с коронованными особами всей Европы. В целом Венский конгресс оказался весьма представительным форумом.
Венский конгресс официально открылся в ноябре 1814 г., а завершился в июне 1815 г. принятием Заключительного акта. Формально все его участники были равноправны. Но главную роль играли четыре союзные державы, вынесшие основное бремя борьбы с наполеоновской Францией, — Россия, Великобритания, Пруссия и Австрийская империя. От их имени переговоры вели российский император Александр I, британский министр иностранных дел лорд Каслри, прусский канцлер князь фон Гарденберг, австрийский канцлер князь фон Меттерних и другие высокопоставленные лица.
Францию на Венском конгрессе представлял Талейран, в прошлом — участник революции конца XVIII в., крупный сановник наполеоновской империи, а теперь — министр иностранных дел правительства Людовика XVIII. Поначалу европейские дипломаты и политики относились к нему с недовери-
ем. Им трудно было преодолеть неприязнь, которую внушали французские захватчики на протяжении многих лет. Кроме того, и сам Талейран пользовался в их глазах далеко не безупречной репутацией. Однако все понимали, что без активного участия Франции нельзя было построить прочный международный порядок. Кроме того, Талейран умело сыграл на разногласиях между союзниками, чтобы поднять престиж Франции. Поэтому французские представители наравне с четырьмя союзными державами участвовали в поиске решений главных вопросов европейской политики.
Пленарных заседаний конгресса было немного. Работа сводилась главным образом к совещаниям представителей союзных держав с участием Франции, на которые по мере необходимости — для обсуждения какой-либо конкретной территориальной или династической проблемы — приглашались делегаты от других стран. Большую роль играли неофициальные встречи, беседы, обмены мнениями. Они происходили, как правило, в непринужденной обстановке светских увеселений — балов, приемов, театральных представлений, — изобилием которых и прославился Венский конгресс. Современники в шутку называли его «танцующим».
Принцип легитимизма
Не было таких вопросов на Венском конгрессе, которые не вызывали бы споров среди его участников. Что делать с границами государств, неоднократно менявшимися в течение минувших лет? Некоторые участники конгресса выступали за то, чтобы вернуться к границам 1792 года. Но против этого возражали крупнейшие государства, участники антифранцузской коалиции, в том числе Россия, Пруссия, Австрия, которые рассчитывали на территориальное вознаграждение за свой вклад в победу над наполеоновской Францией. Великобритания, захватившая во время войны с Наполеоном Бонапартом часть колоний Франции и союзных ей государств, отнюдь не спешила вернуть их прежним владельцам.
Головную боль вызывал у участников конгресса и германский вопрос. Веками устоявшийся порядок в Европе предполагал существование Священной Римской империи германского народа, в составе которой отдельные государства пользовались широкими правами. Их самостоятельность являлась своего рода гарантией от чрезмерного усиления как монархии Габсбургов, так и Франции. Стоило ли ради поддержания европейского равновесия восстановить Священную Римскую империю, упраздненную Наполеоном в 1806 году?
Вопрос о политическом устройстве Европы был тесно связан с общим вопросом о наследии Французской революции и наполеоновской империи. Как поступить с преобразованиями, которые были осуществлены французами на аннексированных территориях и в зависимых от них странах? Многие монархи, в особенности австрийский император, прусский и испанский короли, демонстрировали откровенное неприятие этого наследия. Они считали, что лучше всего было бы вернуть Европу к общественным отношениям, существовавшим до 1789 года.
Чтобы найти взаимоприемлемый компромисс, участники Венского конгресса нуждались в некоем общем подходе к решению этих разнообразных проблем. Им весьма пригодилась теория легитимизма, или законности (лат. 1ех — закон), выдвинутая рядом европейских мыслителей консервативного толка еще в годы Французской революции и наполеоновских войн. Значительный вклад в ее разработку внесли британский политический деятель и публицист Эдмунд Берк, французские религиозные писатели и философы Жозеф де Местр и де Бо-нальд, а также немецкий публицист Фридрих Гентц, являвшийся советником Меттерниха. Все они отрицательно относились к революционным и наполеоновским преобразованиям, ставя им в вину разрушение устойчивого, освященного временем и традицией общественного порядка. Отсюда, считали они, все несчастья, которые принесла революция народам Европы, — гражданские смуты, внешние войны, порча нравов и пр. Консервативные мыслители призывали людей вернуться к проверенным временем ценностям — религии и церкви, монархическому устройству государств, сословному строю. Вместе с тем они признавали необходимость тех или иных уступок «духу времени».
В ходе дискуссий среди участников конгресса наметилось двоякое истолкование принципа легитимизма — историческое и юридическое. Причем, одни и те же государственные деятели в зависимости от обсуждавшегося вопроса и собственных интересов прибегали то к одному, то к другому его истолкованию.
С точки зрения исторического истолкования легитимизма, главным критерием истинности, законности тех или иных общественных установлений, границ и пр., является их древность. Поэтому, например, считалось, что династия Бурбонов во Франции обладает большими правами на трон, чем династия Бонапартов, потому что она древнее. Границы, существовавшие в 1789 г., имели большую законную силу, чем те, которые возникли в результате революционных и наполеоновских аннексий и завоеваний. Соответственно, более справедливыми, правильными объявлялись и законы, по которым издревле жили народы, а всякие нововведения — ошибочными и даже преступными.
При этом большинство европейских правительств понимало, что полный возврат к учреждениям, существовавшим до 1789 г., был бы невыполнимой задачей. Ведь в Европе выросло целое поколение людей, которое не знало и не желало возврата к «старому порядку», как стали называть общество предреволюционной эпохи. Действующие законы и существующие границы воспринимались им как привычные, нормальные условия жизни. Но главное — на их основе сложились имущественные, династические, политические отношения, пренебрегать которыми было бы просто опасно: это задело бы интересы могущественных сил и вызвало бы их противодействие.
Более того, полный возврат к порядкам до 1789 г. отнюдь не входил в намерения самих монархов. Некоторые из них не только вышли из наполеоновских войн без ощутимых потерь, но даже сумели кое-что приобрести, и теперь не желали расставаться с этими приобретениями. Например, короли Баварский, Саксонский и Вюртембергский хотели сохранить свои титулы, дарованные им Наполеоном. Кроме того, победители наполеоновской Франции твердо рассчитывали на вознаграждение за свой вклад в победу. Поэтому, объявляя себя сторонниками легитимизма, многие монархи давали этому понятию совершенно иное, юридическое истолкование. Они называли так законный порядок, основанный прежде всего на общепризнанных международных договорах.
Представление о том, что договор между государствами, является своего рода законом международной жизни, отнюдь не было новшеством. Еще Вестфальский мир 1648 г. дал пример того, что подобные договоры, признанные большинством государств Европы, могут служить основой международного порядка в течение длительного времени. Однако Вестфальская система международных отношений держалась не столько на договорах между государствами, не столько на соблюдении ими норм права, сколько на стихийно сложившемся в середине XVII в. балансе сил.
Династические войны второй половины XVII — первой половины XVIII в. свидетельствовали о том, насколько несовершенным еще было правосознание людей того времени. В международных отношениях по-прежнему царил культ силы. Едва договоры вступали в противоречие с династическими или иными насущными интересами государств, как правительства без всяких угрызений совести их нарушали как ничего не значивший «клочок бумаги»1. Именно так в 1700 г. поступил французский король Людовик XIV в случае с оставшимся без
1 Это выражение стало знаменитым позднее, в XX в. См. с. 218. 94
хозяина испанским наследством. Также поступил и прусский король Фридрих II, развязавший в 1740 г. войну за австрийское наследство.
Венский конгресс предпринял попытку поднять престиж и значение международных договоров, которые должны были лечь в основу нового европейского порядка. Этот порядок был призван исключить возможность повторения войн между крупнейшими государствами Европы, грозящих неприятностями и всем остальным странам. К созданию такого порядка стремились прежде всего крупнейшие государства Европы, в особенности, союзные державы, вынесшие на своих плечах основное бремя войн с революционной и наполеоновской Францией. Не отрицая наличия у каждого государства собственных интересов и целей, они хотели, чтобы защита этих интересов и целей облекалась в приемлемую для всех форму переговоров, взаимного учета интересов и заключения общепризнанных договоров. Против нарушителей такого порядка они готовы были применить силу.
Заинтересованность европейских государств в создании прочного международного порядка, исключающего серьезные потрясения и войны, объяснялась просто. Они не хотели новой войны и боялись ее, потому что опыт недавней истории их убедил: войны являются питательной средой для революций. Страх перед всякого рода общественными потрясениями победил воинственность европейских монархов, на длительное время отбил у них охоту к военной славе, заставил их проводить миролюбивую внешнюю политику.
В целом, теория легитимизма в любом ее истолковании обосновывала стремление монархов и государственных деятелей, собравшихся в Вене, к созданию устойчивого международного порядка, основанного на четких правилах и принципах взаимоотношения государств между собой. Принцип легитимизма лег в основу созданного по окончании Наполеоновских войн международного порядка, обычно называемого Венским.