Формирование восточнославянских племенных объединений
Приступая к изучению этого вопроса, необходимо обратить внимание на то, что славяне – очень древний народ. Они выделились из индоевропейцев примерно к сер. I тыс. до н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские и византийские историки. Античные авторы упоминают славян под именами венедов, антов, склавинов.
Массовые миграции людей в эпоху великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) влияли и на передвижение славян. В V–VI вв. н. э. они появились на Балканах, откуда начали двигаться в сторону богатых римских провинций и на восток. Принято считать, что именно с этим процессом связано появление в Центральной и Восточной Европе первых славянских археологических памятников, известных как культура пражского типа.
На территорию Беларуси первые славяне пришли с юга, примерно в VI–VII вв. Сильная славянская группировка появилась тогда на Украине и на юге Беларуси, ниже Припяти. Однако просторы на север от этой реки славяне начали осваивать только в VIII в. Что же касается северных и западных белорусских земель, то их здесь не было до IX в.
Долгое время в науке существовало мнение, что славяне шли на Беларусь только с юга. Но уже Я. Карский заметил, что главная масса славян, которые составили белорусское племя, двигалась и с юга, и с запада. Существует несколько научных концепций по вопросу прародины славян, но основными из них являются две. Большинство исследователей считают прародиной славян область от Карпат и верховьев Днестра на юге до верховьев Припяти и Вислы на севере. Другие считают славянской прародиной бассейн Вислы и Одера, оттуда шла миграция славян вдоль Припяти в зону расселения балтов, а значит, на территорию Беларуси и в зону расселения скифов-сарматов, которые занимали территорию современной Украины.
Передвигаясь по рекам, славяне селились рядом с балтами, нередко подчиняя их, занимали городищи аборигенов. Они превосходили балтов по уровню социальной организации, имели более развитое хозяйство, занимались пашенным земледелием, знали двухполье, пользовались оралом с железным наконечником, череслом. О постепенном расселении восточных славян на территории всей Беларуси в IX в. (за исключением Понеманья, где они появились на век позже) свидетельствуют распространенные здесь типичные славянские древности – круглые курганы с захоронением по обряду трупосожжения, полуземлянки с печами-каменками в углу, специфическая керамика, особенные украшения и др.
Неизвестно, насколько мирным было сосуществование двух этносов на территории Беларуси. На ряде балтских городищей рубежа VII–VIII вв. зафиксированы следы пожаров, что свидетельствует о военных конфликтах. Общий упадок банцеровской культуры археологи связывают с колонизационной экспансией славян.
Таким образом, в VIII–IX вв. н. э. произошли существенные изменения в этническом составе и культуре населения на территории Беларуси. Великие группы славян продвинулись и осели во всех ее регионах. Они устанавливали тесные контакты с балтским населением, которое жило здесь. Взаимодействие славян и балтов существенно изменило их культуру. Балтское население было ассимилировано. Однако нельзя представлять славянскую ассимиляцию балтов прямолинейным процессом. В исторической литературе указывается, что ассимилировали не только славяне балтов, но и в ряде случаев славяне были ассимилированы балтами.
Результатом продолжительных и активных межэтнических контактов, постепенного смешивания славян с коренным балтским населением стало образование новых межплеменных объединений – симбиоз балтской и славянской культур. Свидетельством такого симбиоза можно считать присутствие балтских элементов в славянских древностях, соединение в одних памятниках и славянских, и балтских этноопределяющих черт. Примером на занятой восточными славянами территории являлись курганы с восточной ориентацией (по балтской традиции), хотя славяне хоронили покойников головой на запад. Типично балтскими считаются также многие другие элементы обряда захоронения, выявленные в курганах украшения. Такие памятники принадлежали уже славянизированным балтам.
Перечисляя восточнославянские имена, Географ Баварский в IX в. и Константин Парфиродный в Х в., а также «Повесть временных лет», созданная в начале XII в., называют вятичей, дреговичей, древлян, кривичей, полочан, полян, радимичей, северян, славен, тиверцев, уличев, бужан и дулебов, которых называли еще волынянами. Основной массив славянства в Беларуси составили дреговичи, кривичи и радимичи. В этой связи необходимо уяснить при изучении этой проблемы ареал их расселения, происхождение их названий, характерные элементы культуры.
Дреговичи заселяли земли от Припяти до линии Заславье – Логойск – Борисов. На востоке они были ограничены Днепром, а на западе – Выгоновскими болотами, а центром их был Туров. В «Повести временных лет» указывается, что они жили между Припятью и Западной Двиной («седоша межю Припятью и Двиною и нарекоша дреговичи»). В их культуре преобладали славянские элементы. Язык дреговичей был славянским. Славянскими по происхождению были такие элементы их культуры, как височные кольца, которые носили женщины на повязке возле висков. Женщины-дреговичанки на кольцо надевали медные бусы, украшенные напаянными шариками – зернью. Славянской была и дреговичская керамика. К элементам балтского происхождения в культуре дреговичей относились спиралевидные кольца, змееголовые браслеты, звездные пряжки. О смешанном славяно-балтском происхождении дреговичей, вероятно, свидетельствует и само название «дреговичи». Корень этого названия, возможно, балтский. В литовском языке есть много слов с таким корнем. С географической особенностью территории дреговичей тесно связан и термин «дрыгва» в белорусском языке. Он обозначает болотистое место. Летопись «Повесть временных лет» выводит название этого восточнославянского племени от слова «дрыгва». Однако белорусский историк М. Ермалович считает, что это неверно, и дает свое объяснение происхождению названия «дреговичи». Он считает, что название этого племени носит патрономический характер и происходит от собственного славянского имени Дреговит.
На восток от дреговичей жили радимичи. По данным «Повести временных лет» они занимали земли между Днепром и Десной. Основной ареал их расселения – бассейн рек Сожа и Ипути. Самым значительным поселением на радимичской территории был Гомель, возможно, их племенной центр. В культуре радимичей, как и дреговичей, преобладали славянские элементы. Их язык был славянским. В «Повести временных лет» неоднократно указывается на их родство с западными славянами, в частности, размещенными на территории Польши («быша же радимичи от рода ляхов»). Славянскими элементами в культуре радимичей были семилучевые височные кольца и керамика. Вместе с тем, в культуре радимичей были и элементы балтского происхождения. К ним относились браслеты со змеиной головой, бронзовые спиральки, костяные подвески в виде уток, пряжки. Существует летописная легенда о происхождении названия радимичей от мифической личности Радима, который как будто бы был их предком, праотцом.
На север от радимичей и дреговичей жили кривичи. Кривичи занимали просторы Подвинья и Верхнего Поднепровья. Их племенным центром был Полоцк. В «Повести временных лет» отмечается, что «кривичи иже седять на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра». Культура кривичей имела региональные различия. Их разделяли на две группы: полоцко-смоленскую и псковскую. На территории Беларуси и на Смоленщине проживала полоцко-смоленская группа. Она отличалась от псковской особенными украшениями: браслетоподобными височными кольцами с завязанными концами. У псковской группы таких украшений не было. Язык кривичей – славянский. Славянским является и основной тип украшений – браслетоподобные височные кольца с завязанными концами, а также кривицкие браслеты, большинство видов перстней. Выразительно славянские черты имеет и керамика круглых кривицких курганов. Вместе с тем, в культуре полоцко-смоленских кривичей есть элементы балтского происхождения. Их много среди кривицких украшений. К ним относились браслеты со змеиной головой, бронзовые спиралевидные перстни, головной венок и др. Смешанное, славяно-балтское происхождение кривичей, возможно, отражено и в названии этого этнического сообщества. По вопросу происхождения названия кривичей в исторической литературе существует несколько научных гипотез. Так, по мнению археолога П. Третьякова, название «кривичи» происходит от слова «криве», которое обозначает имя одного из персонажей литовской мифологии. Историк Б. Рыбаков также предполагает, что в названии «кривичи» сохранилось имя литовского верховного бога Криве-Кривейте. Г. Милер, Н. Карамзин, Т. Нарбут предполагали, что название «кривичи» происходит от названия верховного жреца балтов Криве-Кривейте. Историк С. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано с характером местности, и предполагал, что оно происходит от балтского (литовского) слова kirba (трясина).
М. Пилипенко считает, что все эти гипотезы не подтверждаются фактическими данными и, по его мнению, более вероятно название «кривичи» обозначало великую группу людей, которые занимали первоначально гористую местность.
Таким образом, раннесредневековые этнические сообщества – дреговичи, радимичи и кривичи сформировались в результате синтеза славянских и балтских групп населения. В культуре и языке этих этнических сообществ соединялись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли собой новые качественные новообразования, в которых преобладали славянские черты. Поэтому новые этнические сообщества были славянскими.