Принцип гластности прокурорского надзора в ее деятельности
Этот принцип гласит так: что прокуратура действует гласно и открыто в мере, в какой это не противоречит требованию закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны. Работе прокуроров в РБ присущи демократичность и гласность которые не могут оказаться в забвении в период построения в стране прав государства, происходящих в обществе глобальных процессов по защите личности расширению прав и свобод, которые должны все больше защищаться органами гос власти управления. Отсутствие гласности всегда ведет к изоляции правоохранительных органов от государственной власти, управления и общества в целом порождает ложное представление в глазах населения о дельности органов юстиции. Потому принцип демократии, гласности и открытости, в деятельности органов прокуратуры заняли свое определяющее место в правовом поле, регулирующему борьбу с любым нарушением законов в пользу их точного и единообразного использования на всей территории РБ. Демократия и гласность дают сотрудникам прокурора возможность оказывать влияние на формирование общественного мнения в отношении правонарушений и лиц, допускающих их активных воздействий на правосознание людей, повышать их правовую культуру, в современных условиях и само создание правового государства. Контроль в процессе прокурорского надзора исполнение точного и единообразного исполнения законов в условиях демократизации и гласности означает:1 всесторонне учитывать общественное мнение при решении пробных вопросов по выявлению и установлению нарушений законв.2. активно использовать средства массовой информации в борьбе за соблюдение законности и правопорядка.
Предмет задачи и содержание общего надзора
Предмет общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юр.и физ лицами, а именно надор за точным и единообразным исполнением законов РБ республиканскими, местными органами гос. и хоз.управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами гос.безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, учреждениями, организациями, полит.партиями, религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами. . Критерием прокурорского надзора определены его границы и правилам служит принцип там где действует закон, должен осущ и действовать общий надзор. Основу общего надзора составляет надзор за точным и единообразным исполнением законов в сфере управления. К правовым актам, соответствие закону котрых контролируется прокуратурой в порядке общего надзора, относятся решения органов местной власти, приказы, постановления, инструкции, распоряжения. Закон наделяет правом прокурора опротестовывать подобные акты, если они не соответствуют законодательству. Другая существенная часть содержания предмета общего надзора- надзор за точным и единообразным исполнением граж законов должностными лицами и граждан Рб т.е. органы прокуратуры осущ надзор за исполнением законов, определение обязанности должностных лиц в процессе служебной деятельности. Общий надзор за исполнением гражданских законов осуществляется в форме обращенной непосредственно к нарушителям или посредством воздействия прокуроров через органы управления и должностных лиц, руководящих или возглавляющих работу конкретных нарушителей законов. В этих случаях прокуратура использует официальные формы надзора: представления, предостережения, понуждая соответствующие инстанции их руководителей к активизации контроля за подчиненными, усилению воспитательной работы среди этой категории работающих или требуя их наказания. К задачам общего надзора относятся предупреждения преступных проявлений и иных серьезных правонарушений. Единственным основание для вступления в действие прокурорского надзора является установленное нарушение закона. Лишь с позиции законности прокурор оценив действия гос, хоз и иных органов должностных лиц и граждан. Именно в этом состоит не только содержание работы прокуратуры в области общего надзора но и отличие работы ее прокуроров от действия сотрудников всех иных органов контроля, управленческих структур которые контролируют работу своих подчиненных.
34.общие требования к актам прокурорского надзораТребования, предъявляемые к содержанию актов прокурорского надзора, установлены законом и приказами Генерального прокурора БР. Вынесение протестов и иных документов прокурорского реагирования, выходящих за пределы компетенции прокурорского надзора, не являющихся нарушениями законов, следует рассматривать как нарушения полномочий и компетенции прокурора, вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных ведомств, учреждений и предприятий. Своевременность вынесения нормативных прокурорских актов состоит в том, чтобы при наличии сведений о нарушениях закона прокурору надлежит принять необходимые меры по устранению имевшего место правонарушения, а несвоевременное реагирование на такие факты может означать и отсутствие прокурорского надзора вообще. Правовые акт ы прокурорского надзора обязательно должны быть в правовом отношении аргументированными, стилистически грамотными, изложенными логично. Действующее законодательство предъявляет серьезные требования ко всем элементам, составляющим протестпрокурора. К ним, в частности, относятся: наименование опротестованного правового акта или действия (бездействия) должностного лица; кем и когда правовой акт издан либо произошло неправомерное действие; содержание опротестованного акта; правовое обоснование незаконности либо необоснованности правового акта (действие либо бездействие должностного лица); ссылка на нормы нарушенного закона либо другого нормативного акта; содержание требований о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона; Представление должено содержать: материалы, ставшие основанием для внесения представления (результаты проверки, итоги расследования по делам и др.); наименование нарушенного закона и его последствия; причины и условия, им способствующие; предложения конкретных мер или комплекса мероприятий по дальнейшему предупре ждению нарушений зак она; указание на конкретных должностных лиц, допустивших нарушение закона; предложения прокурора о привлечении виновных к ответственности; требования о безотлагательном рассмотрении представления и принятии соответствующих мер и срок, установленный законом (один месяц); должностное положение и классный чин прокурора, дату вынесения представления, подпись прокурора, составившего представление.
30 взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в процессе выполнения надзорных функций и форм такого взаимодействия Принцип в деятельности прокуратуры по надзору, предусматривается законом о прокуратуре 93г- взаимодействии органов прокуратуры с другим правоохраниетельным органом в деле укрепления правопорядка и борьбы с преступностью п4ст4.Закона, имеет исключительное значение. В области надзора за исполнением законов в борьбе с преступностью и др правонарушениями, существует объхективная закономертность касающаяся необходимости взаимодействия в этой борьбе всех правоохрнительных органов страны. Необходимые взаимоотношения прокуратуры с Советом депутатов, местной администрации, др органами гос власти и управления, и и не только правоохранительными органами, трудовыми коллективами и широкой общественностью. Реализация необходимого постоянного взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными органами предполагает не только разработку мер по исполнению правонарушений условий и причин, их порождающих но и объединение усилий всех сил и средств не нарушая рамки деятельности конкретных подразделений на определенный им участок борьбы. Эта деятельность прокурора выражается в самых разнообразных формах организации совместных проверок, выездов на места обобщения прокурорского следствия практики по борьбе с преступностью и выработке на этой основе конкретных мер борьбы с нею и др мероприятиями органов прокуратуры взаимодействуют с постоянными комиссиями Советов по делам несовершеннолетних, наблюдательным комиссиями товариществами судами и т.д. эти виды деятельности закреплены в ряде законных актов как обязательные правовые нормы.