Тоталитарный период 1936-1953
8 марта 1930 года с целью улучшения работы по развитию туризма в стране Совет народных комиссаров СССР принимает Постановление о слиянии обществ "Совтур" и ОПТ и о создании Всесоюзного Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Руководителем вновь созданного Общества назначается Н.В. Крыленко. С этого периода начинается государственно-правовое регулирование туризма в нашей стране. Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий создавалось как полностью самостоятельная об-щественная организация, не подчиненная какому-либо наркомату или иному учреждению.
Но главная задача Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскур-сий заключалась в поисках своих специфических форм помощи социалистическому строи-тельству. Одной из них явилась общественно-политическая работа туристов во время похо-дов: проведение бесед с местным населением, снабжение литературой, трудовая помощь в уборке урожая и т.п.
Туристы одного из уральских заводов, построив своими силами катер, отправились в низо-вья Оби. Здесь они делали продолжительные остановки в рыбацких становищах и поселках, устраивали "вечера смычки", читали лекции, раздавали специально взятую с собой литера-туру.
Группа с фабрики "Совкино" (Москва) взяла с собой в поход по Сванетии кинопередвижку и несколько фильмов и устраивала киносеансы в селениях, лишенных кинообслуживания.
Харьковские туристы отремонтировали в сельхозартели "Новый путь" трактор и две косил-ки, обмолотили часть урожая и помогли отвезти зерно на элеватор.
В ряде национальных районов население слабо или совсем не владело русским языком. Это осложняло пребывание туристов, затрудняло контакты, иногда приводило к недоразумени-ям. Общество пролетарского туризма и экскурсий подготовило и издало серию карманных речевых справочников более чем на 20 языках народов СССР (абхазском, сванском. узбек-ском, таджикском и других). Подобных изданий страна тогда не знала, и "речевики" пользо-вались успехом не только среди туристов.
Наглядный показ достижений в развитии народного хозяйства занимал большое место в со-держании путешествий Посещение Волховстроя, Днепростроя, Магнитки и Кузнецка. Ро-стовского сельмаша и Харьковского тракторного, других новостроек стало массовым.
Конкретной помощью социалистическому строительству стал организованный Обществом пролетарского туризма и экскурсий Всесоюзный исследовательский поход "За сырьем для станков пятилетки". Общество пролетарского туризма и экскурсий создало собственное производство туристского снаряжения. На трех фабриках выпускались палатки, рюкзаки, штормовки, туристская обувь, ледорубы, кошки, байдарки и т.д. Фотосекция организовала собственную фотостудию, где члены общества могли получить квалифицированную кон-сультацию и бесплатно пользоваться фотолабораторией. В Москве и некоторых других го-родах открылись магазины "Турист", где членам общества была установлена небольшая скидка.
Правительство оказывало Обществу постоянную и существенную помощь. Общество было освобождено от налогов и все доходы могло полностью направлять на развитие туризма.
Огромное значение имели введенные для туристов железнодорожные льготы. Первая - спе-циальная литера на 50 процентов скидки с тарифа. Число их было ограничено, и Общество выдавало их наименее обеспеченным группам: студентам, учителям, малооплачиваемым группам рабочей молодежи. Вторая - так называемые круговые билеты, по которым стои-мость проезда совмещалась за оба конца.
Когда в стране была введена карточная система на продукты, Общество пролетарского ту-ризма и экскурсий получило право выпуска так называемых туристских заборных книжек, заменявших карточки. Группы (самодеятельные и путевочные) при отъезде сдавали свои продуктовые карточки и получали взамен эти книжки, действовавшие на всей территории СССР. Наркомснаб выделял для этого ежегодно специальный централизованный фонд, часть которого давалась турбазам, а часть - самодеятельным группам. При этом нормы пита-ния туристов были приближены к санаторным.
В 1930 году правительством были выделены средства на строительство в Москве Дома ту-риста. Проект предусматривал сооружение базы на 2 тысячи мест, туристского комплекса с клубом, кинозалами и лекционными залами, библиотекой, магазином "Турист", фотолабора-ториями и т.д. Здесь же должны были разместиться Центральный и Московский советы Об-щества. Удалось закончить лишь первую очередь комплекса: 10-этажный корпус на углу Ар-бата и Денежного переулка (ныне улица Весниных). Дальнейшему строительству вмешала война.
В 1930 г. издательство "Физкультура и туризм" начинает выпуск массовой серии "Библиоте-ка пролетарского туризма". Среди первых книг серии, вышедших в 1931 г.: "Производ-ственные путешествия и экскурсии как метод общественно-политического воспитания", "Об участии туристов в подготовке и проведении уборочной кампании". В 1931-1933 гг. выхо-дят также сборник "Туризм и оборона СССР", книги "Турист - военный разведчик", "Турист - военный топограф", "Турист - снайпер" и др.
Деятельность Общества прервалась неожиданно и круто. В апреле 1936 года Президиум ЦИК СССР счел нецелесообразным дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Все имущество общества: турбазы, фабрики и т.д. - передавались ВЦСПС, где создавалось Туристско-экскурсионное управление для осу-ществления путевочных маршрутов. Руководство самодеятельным туризмом поручалось Всесоюзному совету физической культуры при ЦИК (никогда прежде им не занимавшему-ся), причем альпинизм отделялся от туризма.
Это постановление нанесло огромный ущерб развитии туризма. В середине 30-х годов было ликвидировано не только Общество пролетарского туризма и экскурсий, но и почти все массовые добровольные общества: "Друг детей", "Автодор", "Долой неграмотность", "Техни-ка - массам" и другие. К этому времени в стране уже сложилась сталинская административ-но-бюрократическая система. Ей не нужны были самодеятельные общественные организа-ции, объединявшие сотни тысяч активных энтузиастов, отдававших свои знания и силы лю-бимому делу. Их заменяли надежными чиновникам. Добровольные общества рассматрива-лись как потенциально опасные "гнезда", удобные вывески для "врагов народа".
С самого начала Туристско-экскурсионное управление посчитало своей основной функцией только совершенствование плановых туристских маршрутов, что отрицательно сказалось на самодеятельном туризме, приведя его к упадку.
Но десятки тысяч любителей путешествий, появившихся в стране в период деятельности Общества пролетарского туризма и экскурсий не могли с этим мириться. Редакции област-ных, краевых, республиканских, союзных газет были завалены письмами, в которых они просили о помощи и требовали от профсоюзов начать активную работу по развитию массо-вого туризма.
Активисты ОПТиЭ, напоминая о недавней деятельности этой организации, вспоминали до-стигнутые успехи и требовали открытия туристских клубов.
В 1936 году Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР)признает дальней-шее развитие туризма в рамках самодеятельного добровольного общества малоэффективным и 17 апреля 1936 года принимает Постановление "О ликвидации Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий". Отныне руководство всей работой в области туризма и альпинизма возлагается на Всесоюзный совет физической культуры при ЦИК СССР. Одно-временно Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов (ВЦСПС) было по-ручено непосредственное руководство организацией местных и дальних экскурсий и массо-вого туризма и альпинизма с передачей в его ведение имущества туристско-экскурсионных учреждений ОПТЭ, маршрутов союзного и местного значения, а также новых строящихся объектов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС создается новое структурное под-разделение Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС).
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет фи-зической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма. Начиная с 1936-37 годов, в стране создаются туристские клубы. В ноябре 1937 года в Ростове-на-Дону открывается первый туристский клуб. В 1939 году создаются добровольные альпинистские организации военно-спортивной направленности, из которых в годы Великой Отечествен-ной войны формировались специальные отряды. В 1939 году вводятся туристские звания, за особые заслуги туристы награждаются значком "Турист СССР", к примеру, в июне 1939 года на пятом слете московских туристов на Боровском кургане он был вручен 36 туристам-активистам.
К 1939 году в СССР была уже создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санатория-ми и 1270 домами отдыха.
К 1941 году профсоюзы сумели создать несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях, ТЭУ укрепило материальную базу туризма, реконструировало мно-гие турбазы, увеличило число плановых туристских маршрутов, создало дома туристов в Пятигорске, Теберде, туристскую базу "Приют одиннадцати" на склонах Эльбруса и другие объекты.
Всего же в стране перед войной гостиницы имелись только в 669 городах (из 1241), и их общее количество достигало 793. Номерной фонд составлял 64 тыс. мест.
В сталинское время, после 1932 года, поездки за рубеж были возможны только со служебными целями, и для только для лояльных режиму людей. Особенно ужесточились правила после начала Холодной войны, с 1948-49 гг. После 1939 года почти прекратились и поездки в СССР иностранных туристов.
Накануне второй мировой войны и в Германии, и в СССР все от мала до велика учи-лись воевать. Время отдыха давало гражданам возможность не только восстановить здоро-вье, но и пройти курс молодого бойца. Всячески поощрялся "военизированный" досуг — пилотаж, радиодело, прыжки с парашютом. Широко были распространены соревнования, сочетающие стрельбу, спортивное ориентирование, бег в костюмах химической защиты и т. д.
Параллельно шла подготовка профессиональных инструкторов-альпинистов, которые могли бы научить красноармейцев воевать в горах. Возглавил эту подготовку все тот же Николай Крыленко, который, будучи уже наркомом юстиции РСФСР, организовал несколь-ких экспедиций на Памир. Именно им мы обязаны обилием специфической советской то-понимики в труднодоступных горных районах. На карте появились пик Революции, пик Коммунизма, пик Ленина и даже ледник Крыленко.
В 1934 году Климент Ворошилов подписал грамоту, в которой выражал благодар-ность "старому большевику Николаю Васильевичу Крыленко, инициативно возглавившему Памирский высокогорный поход и подготовившему для Красной армии первый отряд ко-мандиров-инструкторов по альпинизму". По иронии судьбы вместе с российскими альпини-стами тренировались немецкие, и впоследствии участникам совместных восхождений при-шлось в составе горных частей воевать друг против друга.
Альпинистская подготовка пригодилась не только во время военных действий. В стиле голливудского боевика была проведена эвакуация работников Тырныаузского комби-ната, единственного в СССР предприятия, где вырабатывался молибден, необходимый для производства брони. Когда немцы подошли к Боксанскому ущелью, в котором находился комбинат и рабочий поселок, бригада альпинистов вывела через перевалы более 1500 чело-век — все население поселка. У каждого был с собой мешочек с молибденовым концентра-том, и этого количества хватило на всю войну.
К 1936 г. туристское движение внутри страны приобрело массовый характер: в турклубах и ячейках к 1930 г. занималось уже 500 тыс. человек, против 5 тыс. в 1914 г. Ту-ризм стал распространенным видом отдыха сотен тысяч людей. Вместе с тем существовало еще немало проблем, среди которых особо выделялась неразвитость материально-технической базы. Но, несмотря на это, туристское движение благодаря, прежде всего, энту-зиазму отдельных людей продолжало расти и крепнуть.
Зарегистрировано самодеятельных туристов органами бывшего ОПТиЭ по СССР:
в 1933 году - 52,7 тысяч человек;
в 1934 году - 82,9 тысяч человек;
в 1935 году - 127,5 тысяч человек.
Само собой разумеется, что это только учтенные туристы, т.е. получавшие маршрут-ные книжки, регистрировавшие свои маршруты.
В 1938 году, когда отмечалось 10-летие советского туризма, 93 тысячи граждан СССР путе-шествовали по централизованным оперативным (всесоюзным, плановым) маршрутам Ту-ристско-экскурсионного управления ВЦСПС.
занятие туризмом в послевоенный период не являлось характерным, хотя население прояв-ляло интерес к походам и путешествиям.
В течение 1945-1948 годов были восстановлены территориально-экскурсионные управления в Москве, Ленинграде, в Крыму и на Кавказе, в Краснодарском крае, в Киеве, Горьком, Уральске, Свердловске.
в 1947 году профсоюзы предполагали обслужить 700 тысяч человек, а в 1948 году - 1 200 тысяч, то фактически в 1947 году обслужено 476,9 тысяч, а в 1948 - 800 тысяч туристов и экскурсантов. Это вовсе не означало, что профсоюзы были не в состоянии организовать пребывание запланированного числа населения на туристских маршрутах. "Туристские мощности" оказались неосвоенными даже на одну треть при, казалось бы, почти восстанов-ленной материально-технической базе профсоюзного туризма и известном наличии профес-сиональных кадров. Это объясняется несколькими причинами: низкая потребность после войны в туризме, почти полное отсутствие свободного времени трудящихся, напряженное продовольственное положение в районах расположения туристских баз, отсутствие специ-ального или арендованного транспорта, других служб. Поэтому и получилось, что в 1947-1948 годах из общего числа подготовленных к эксплуатации туристских учреждений проф-союзов использовалось лишь около 70 процентов.
после войны самыми престижными, большими и комфортабельными лайнерами страны чуть было не победившего коммунизма стали дюжина отобранных у Германии больших лайнеров, вплоть до очень больших. флагманом считался лайнер Россия, бывший Patria компании Hapag. Его даже поставили на линию космических высот престижа – Одес-са - Нью-Йорк, правда, ненадолго. В конце 40-х отношения с супостатом стали настолько холодными, что всякие такого рода извращения прикрыли, нечего там было делать нашим, и тем более у нас – ихним. Железный занавес отгородил нас от гнусного человечества, а моря-ков – от ужасов капиталистической действительности США.
Вся эта доставшаяся нам от Третьего Рейха роскошь перешла исключительно на кабо-таж, то есть, плавание в водах СССР, между исключительно нашими портами. «Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства. Теплохо-ды «Победа» (нем. «Magdalena») и «Россия» (Patria) снимались в комедии Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» как «Михаил Светлов».
39. Советский бюрократический период развития туризма в России.
· Советский бюрократический период 1953-1989
С 1960-х гг. в СССР существовало пять основных направлений туризма:
— профтуризм (Центральный Совет по туризму и экскурсиям при ВЦСПС);
— иностранный туризм (Государственный комитет по иностранному туризму при СМ СССР);
— молодежный туризм («Спутник» при ЦК ВЛКСМ );
— военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР);
— школьный туризм (УДТЭС и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР).
· Внутренний туризм
В середине 50-х годов значительно повысилось внимание населения к дальним и ближним, организованным и самодеятельным, пешим и транспортным походам, поездкам, путешествиям, к спортивному туризму.
Помимо прямых инвестиций на целевое развитие туризма, удешевление и, соответственно, доступность для рабочих, служащих, колхозников и учащейся молодежи, государ-ственные органы и профсоюзы предприняли ряд мер по созданию дополнительных условий для туристского отдыха трудящихся. Это нашло выражение в предоставлении льготных пу-тевок, в увеличении средств государственного страхования, ассигнуемых на развитие ту-ризма в стране. Оплату скидки или полной стоимости поездок взяли на себя профсоюзы.
К маршрутам с активными средствами передвижения относились 55 всесоюзных маршрутов. Это были конные, велосипедные, водные (на лодках, байдарках, надувных пло-тах), пешеходные. Турист, который принимал участие в одном из таких маршрутов, получал право на получение удостоверения и значка «Турист СССР». Девять маршрутов было первой категории сложности, среди них следует назвать: «По горному Крыму», «По Днестров-скому каньону на плотах», «По Телецкому озеру и Алтайской тайге». Такие путешествия были настолько популярными в 1960-е гг., что почти во всех вузах СССР началось создание туристических секций и Клубов туристов.
В 1957 г. была создана Всесоюзная федерация туризма.
· Шестидесятники
Первые послевоенные годы были не самым подходящим временем для развития туризма. Он снова вошел в моду лишь в начале 60-х. Один за другим открывались туристические клубы, в которых было можно взять напрокат снаряжение, срисовать карту маршрута, получить консультацию по правилам безопасности.
В 1965 году была запущена многолетняя программа, которая называлась "Всесоюзный туристический поход по местам боевой славы"
К середине 80-х годов более 8 миллионов человек занимается самодеятельным туриз-мом и свыше 20 миллионов ежегодно участвует в походах выходного дня и многодневных категорийных походах. Туризм приобрел подлинно массовый характер.
Совсем не развивался религиозный туризм, центры паломничества функционировали как музеи с обязательной атеистической пропагандой. Советский туризм был ориентирован на групповое обслуживание. В организации туристических путешествий использовались все виды транспорта. Основными туристическими сезонами были лето и зима.
В 1962 г. в системе ВЦСПС состоялась реорганизация, и был создан Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС, который стал в СССР главным ведомством по ор-ганизации внутреннего туризма. Именно в его подчинении находилось самое большое ко-личество туристических отелей. В 1985 г. их насчитывалось 174, с общим количеством мест 80 тысяч.
Туризм в СССР был массовым. Преобладал внутренний туризм в пределах СССР.
В 1962 ТЭУ профсоюзов реорганизованы в советы по туризму; в Москве образован Центральный совет по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в обслужи-вании туристов. К 1965 советы по туризму работали практически во всех союзных и авто-номных республиках, краях и областях; в крупных городах - экскурсионные бюро. В систе-ме профсоюзов функционировали 452 туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 реч-ных и морских теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими учре-ждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн. туристов и свыше 8 млн. экскурсантов.
В 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране", поставившее задачу пре-вратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).
В 1971-75 на развитие материальной базы туризма профсоюзами выделено 0,5 млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. в 1975. По размаху туристского движения СССР занимает одно из первых мест в мире. В 1975 число лиц, проводивших отпуск и каникулы за пределами по-стоянного места жительства, достигло 140-150 млн. чел. (оценка, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, пионерские лагеря и др.), что составил от около 20% от все-го числа туристов в мире.ЦСТЭ являлся одной из крупнейших туристских организаций в мире, обслуживаю-щей около 26 млн. туристов и около 130 млн. экскурсантов в год (1975). В системе ЦСТЭ функционировало свыше 350 маршрутов всесоюзного значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; организовано ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. автобусных турист-ских рейсов. Почти в 600 городах и населённых пунктах были открыты экскурсионные бю-ро и бюро путешествий и экскурсий. В стране действовало свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката туристского снаряжения. На предприятиях, стройках, в колхозах, сов-хозах, НИИ и учебных заведениях было создано около 60 тыс. туристских секций, объеди-нивших туристов-спортсменов, занимавшихся пешеходным, лыжным, водным, велосипед-ным и др. видами спортивного туризма, включенных (с 1949) в Единую всесоюзную спор-тивную классификацию. Регулярно проводились соревнования (в том числе и всесоюзные) по видам спортивного туризма. При советах по туризму были созданы маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба. Свыше 100 тыс. чел. (1975) имели спортивные разряды и свыше 600- звание мастера спорта СССР по туризму. Нормативы спортивного туризма были включены во Всесоюзный физкультурный комплекс "Готов к труду и обороне СССР".
В 1971-75 получила дальнейшее развитие сеть детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), работой которых руководит Центральный ДЭТС министерства просвеще-ния СССР (основаный в 1970). В 1975 было около 200 ДЭТС, свыше 300 детских туристских баз при них; на базах отдыхало около 1 млн., в экскурсиях участвовало около 8 млн., в само-деятельных походах - свыше 8 млн. школьников.
По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов СССР занимало 1-е место в мире. В стране насчитывалось свыше 450 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 500 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имели уникальный характер, например транссоюзный железнодорожный круиз: Владивосток - города Сибири - Москва - Ленинград - Рига - Таллин - Вильнюс - Киев - Крым - Кавказ - через Каспийское море (паро-мом) - столицы республик Средней Азии - Владивосток (путешествие длится 30 дней); авиа-ционный: Москва - Хабаровск - Владивосток - Путятин - Камчатка (Долина гейзеров - вул-кан Гремучий - Петропавловск) - Москва; речной: на плотах по р. Белой (Урал); морской: Мурманск - Северный Ледовитый океан - Дудинка (Норильск) - Мурманск; конный - по горному Алтаю.
Туристское движение в СССР развивалось в соответствии с государственной поли-тикой в области охраны здоровья народа, носило ярко выраженный социальный характер. Только из фондов государственного социального страхования ежегодно выделялось свыше 1 млрд. руб. на приобретение льготных путёвок и различные дотации учреждениям туризма, отдыха, санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели расходовались зна-чительные суммы из общественных фондов предприятий и совхозов. Для путешествия по путёвкам профсоюзных, молодёжных и детских туристских организаций существовали льготные транспортные тарифы. Социальная структура туристского потока (70-е гг.): рабо-чие промышленных предприятий и служащие - 33%, инженерно-технические работники и творческая интеллигенция - 28%, студенты и учащиеся - 18%, рабочие совхозов, колхозники - 9%, пенсионеры - 4%, прочее - 8%.
В 1975 75-80 млн. чел. (оценка) участвовали в длительных и кратковременных само-деятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места организованного от-дыха, в пригородные зоны, в др. города с оздоровительными, познавательными, социальны-ми, спортивными и др. целями.
По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его проведе-ния, население расходовало в год 13-14 млрд. руб. (1975, оценка), или около 5,5% ко всему фонду потребления товаров и услуг. По показателю затрат туризм занимал одно из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг.
1980-е гг. были временами создания в СССР комфортабельной туристической инфра-структуры, которая функционировала на протяжении всего года. Содействовало этому про-ведение в СССР международных фестивалей, Олимпийских игр. Например, в 1980 г. вошел в эксплуатацию туристический комплекс «Измайлово» в Москве, который имел пять 30-этажных корпусов на 9568 мест и спортивный центр.
· Круизный туризм
И в это же время начал активно развиваться другой вид активного отдыха - морские и речные круизы. В данном случае совпало много факторов: воевавшее поколение, которому в это время уже было в среднем около 40-50 лет, хотело, с одной стороны, комфорта. С другой стороны, эти люди смолоду привыкли к активности. С третьей, после войны в СССР попало достаточное количество кораблей, изначально предназначенных для туристических целей. Благодаря этому стечению обстоятельств уже в начале 50-х годов круизы стали лю-бимой формой отдыха огромного числа людей. Популярность таких маршрутов была неимоверной. Поездки по Волге с серьезной экскурсионной и культурной программой рас-писывались на много месяцев вперед, достать путевки на них было весьма непросто.
А морские международные круизы с посещением иностранных портов и вовсе были пределом мечтаний
В 1957 году состоялся первый послевоенный круиз вокруг Европы на теплоходе "Победа". Так, 286 передовиков производства, представителей научной и творческой интел-лигенции были поощрены профсоюзами за успехи в социалистическом соревновании. Со-стоялись и другие посещения социалистических, капиталистических и развивающихся стран.
Точкой отсчета морского круизного туризма в СССР можно считать 1957 г., когда ВАО "Интурист" арендовало у торгового флота два теплохода - "Грузию" и "Победу" (оба судна изначально были трофейными, немецкими), организовав туры из Одессы в Ленинград вокруг Европы. Кстати, именно на "Победе" шли съемки знаменитой комедии "Бриллианто-вая рука" - в ней судно выступало как "Михаил Светлов". Еще один корабль - "Петр Вели-кий" - возил по Черному морю иностранных (преимущественно из стран соцлагеря) тури-стов.
В 1962 г. на Дальнем Востоке теплоход "Григорий Орджоникидзе" стал ходить с ту-ристами по маршруту Находка - бухта Ольги - Совгавань - Холмск - Корсаков. Этот двадца-тидневный вояж пользовался огромной популярностью, несмотря на то, что погода в этих краях неустойчива и далека от "нормальной" курортной. Успех такого "крутого маршрута" подстегнул развитие круизов на Севере и Балтике.
В 1956 году в ГДР заложили первый лайнер из самой большой в СССР серии пасса-жирских судов типа "Михаил Калинин". Всего их было построено 19. Главный теплоход се-рии - "Михаил Калинин" был принят в 1958 году и эксплуатировался на линии Ленинград - Лондон.
Наш ответ Queen Mary и France - лайнер "Александр Пушкин". В ГДР в 1965 году на первом судне новой серии, Александре Пушкине. Затем в строй вступили его собратья, лай-неры Иван Франко, Тарас Шевченко, Шота Руставели и Михаил Лермонтов.
Каюты третьего класса представляли из себя убогие каморки с койками в виде двух-этажных нар, без каких-либо излишеств с санузлами и тем более душевыми, и контраст между этими каютами и каютами первого класса валил буржуев наповал! Они, извращенцы, как-то уже привыкли к тому, что каюты третьего класса должны отличаться от тюремных камер не только отсутствием решеток. И успехи СССР в деле стирания классового неравен-ства, как их видели иностранцы на борту флагмана советского пассажирского флота, приво-дили их прямо-таки в дикий восторг. Любое западное судно, сконструированное внутри по таким лекалам, и месяца бы не продержалось, но в том и дело, что иностранцы воспринима-ли Пушкина и его собратьев, как экзотику, как возможность побывать за страшным занаве-сом. И даже мастерство кулинаров не отпугнуло. Не знаю, почему, но многочосленные от-зывы иностранцев о путешествиях на борту советских лайнеров, имеющиеся в интернете, обязательно содержат замечания об отвратительнейшей кухне.
Пушкин, встав на линию Ленинград – Монреаль, завоевал популярность. Время от времени лайнер бегал в круизные рейсы, также с иностранцами, и пожаловаться на отсутствие пас-сажиров не мог. Лайнеры периодически появлялись в черноморских портах, стоянки в кото-рых перерывались знаменитыми трехчасовыми морскими прогулками. Во время таких ко-ротких поездок большинство советских людей и имела возможность побывать на борту лай-нера повышенной комфортности. Но основное время эти лайнеры использовались для круи-зов с иностранными туристами на борту, которые с удовольствием пользовались возможно-стью побывать за советским "железным занавесом". Лайнер "Александр Пушкин" курсиро-вал на линии Ленинград - Монреаль, а "Иван Франко" и "Михаил Лермонотов" - на линии Ленинград - Нью-Йорк. В круизах по Черному и Средиземному морям использовались два других теплохода.
Привлекало и это, и, как писал выше, возможность хлебнуть экзотики и советского равенства. Кроме того, билеты были до смешного дешевыми (демпинговыми, если откры-тым текстом), и еще более дешевой была водка, каковая на борту лайнеров потреблялась в несопоставимых по сравнению с западными конкурентами количествах. Большинство пас-сажиров отмечали потрясающие дружелюбность и сердечность членов экипажа, и царивший – в основном в барах и ресторанах – дух товарищества между пассажирами и экипажем.
Надо сказать, что в этом отношении советский турбизнес вплотную приблизился к зарубежному, но с одним кардинальным отличием: наши круизы были "перегружены" куль-турой. Причем делалось это не по остаточному принципу, а являлось одной из основных ча-стей путешествия. Сплав комфорта, активного отдыха и интеллектуальной составляющей во многом определял и контингент таких лайнеров: как правило, это была интеллигенция - как техническая, так и управленческая.
· Выездной туризм
Профсоюзы, государственные и общественные организации и ведомства в начале 50-х годов осуществили ряд практических мер по созданию условий для международного туристского обмена, и прежде всего - со странами социалистического содружества. В результате в 1955 году, впервые после 1940 года, по линии ВЦСПС выехали за рубеж В 1955 году за границу выезжало 2104 советских туриста.
В 1956 году профсоюзы СССР резко увеличили объем подобной работы, организовав ту-ристские выезды трудящихся в Болгарию, Румынию, Чехословакию, Венгрию, Китай из Азербайджанской и Армянской ССР, Башкирской АССР, Алтайского края. Амурской и Ар-хангельской областей и других - всего из 154 областей, краев и республик.
В 1956 года за границу выехало 19293 туриста, из них дотацию за счет профсоюзов получи-ли 2319 человек. Советские туристы, выезжающие за границу, оплачивают за свой счет про-езд до первого пункта обслуживания за границей и обратно, а также стоимость тура и инва-люты, выдаваемой на личные расходы. Стоимость тура оплачивается туристами по ценам, установленным Интуристом в договорах с иностранными фирмами и организациями, плюс 20% наценки Интуриста и 6% отчислений ВЦСПС по капиталистическим странам и 10% соответственно по странам народной демократии. В соответствии с Постановлением Секре-тариата ЦК КПСС от 19 июня Секретариат ВЦСПС 7 июля принял решение о предоставле-нии низкооплачиваемым рабочим и служащим, выезжающим за границу в качестве тури-стов, 70% дотации со стоимости тура. за 1956 год советские туристы за свой счет оплатили Интуристу 24,5 млн. рублей, в том числе туристы, выехавшие в последние пять месяцев го-да,— 7,6 млн. рублей. Общая сумма дотации от профсоюзов составила 1,9 млн. рублей. Из записки председателя правления ВАО "Интурист" В. Анкудинова А. И. Микояну от 10 ян-варя 1957 г.
Нашим иностранным гостям был предоставлен прием в основном в Москве, Ленинграде и Киеве.
Нельзя не отметить и еще одно из важнейших событий 1958 года. Июнь месяц. Со-здание Бюро международного молодежного туризма "Спутник" для связей, туристского обмена, сотрудничества с зарубежными партнерами - фирмами союзов молодежи государств мира.
В 1964 г. при Совете Министров СССР создано Управление по иностранному туриз-му и Совет по иностранному туризму, куда вошли представители 17 министерств, комите-тов и ведомств. Управление и Совет должны были координировать работу разных органи-заций для дальнейшего развития иностранного туризма в СССР.
Управление иностранного туризма с 1966 г. выступало как официальная туристиче-ская организация Советского Союза, было членом Международного союза официальных ту-ристических организаций и Международной федерации туристических агентств.
«Интурист» оставался единой в СССР коммерческой организацией в системе Управ-ления Совета Министров СССР по иностранному туризму. Акционерный уставный капитал «Интуриста» в 1969 г. составлял 15,6 млн. крб. С 1964 г. «Интурист» начал принимать ино-странцев в известнейших курортах страны: в Сочи, Пятигорске, Кисловодске, Ессентуках.
Организация молодежного туризма сначала находилась под руководством ВЛКСМ. После Второй мировой войны, в 1958 г. создано Бюро международного молодежного туриз-ма «Спутник», которое с того времени руководило обеими видами молодежного туризма (внешним и внутренним).
Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957: 15 дней, которые потрясли столи-цу... Фестиваль, который дал старт созданию Бюро Международного Молодежного Туризма «Спутник».
VI международный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве. Он готовился в течение двух лет. Эта попытка продемонстрировать открытость нашей системы показала широкое стремление молодых людей планеты познакомиться с первой в мире страной социализма. Идею московского фестиваля поддержали многие госу-дарственные деятели Запада - Королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Фин-ляндии, Франции, не говоря уже о просоветски настроенных президентах Египта, Индоне-зии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала, Цейлона. На Московский фести-валь молодежи и студентов приехали 34 000 гостей из 131 страны мира. В пресс-центре бы-ли аккредитованы две тысячи журналистов. На улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков. Благодаря фестивалю в столице появились парк "Дружба" в Химках, гостиничный комплекс "Турист", стадион в Лужниках, автобусы "Ика-рус".
Лозунг фестиваля — "За мир и дружбу".
Фестиваль стал самым массовым за свою историю. Кроме того, он пришёлся на сере-дину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью. Приехавшим иностранцам было разрешено свободно перемещаться по Москве, общение москвичей с иностранцами также не преследовалось. Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совер-шенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход. Фести-валь состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного об-щения людей. Благодаря фестивалю, возник КВН (трансформировавшись из специально придуманной передачи "Вечер веселых вопросов ТВ-редакции "Фестивальная"). Дискутиро-вали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведе-ниям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды совет-ских людей на моду, манеру поведения, образ жизни. Фестиваль ускорил ход перемен. Хру-щевская "оттепель", диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.
Ансамбль «Дружба» и Эдита Пьеха с программой «Песни народов мира» завоевали золотую медаль и звание лауреатов фестиваля. Прозвучавшая на церемонии закрытия фести-валя песня "Подмосковные вечера" в исполнении Владимира Трошина и Эдиты Пьехи надолго сделалась визитной карточкой СССР.
«Интурист» и «Спутник» во второй половине XX ст. стали монополистами на тури-стическом рынке Советского Союза, они имели свои гостиничные сети во всех союзных республиках, в ряде туристических центров.
Система управления туризмом базировалась на жестких партийно-государственных принципах и реализовывала концепцию планового туризма в СССР.
С 1956 по 1985 гг. СССР посетило больше 70 млн. иностранцев из 162 стран; надо заметить, что не все они приезжали как туристы. Больше 60 % иностранных туристов были из стран так называемого социалистического лагеря. Из капиталистических стран больше всего туристов было из Финляндии. Иностранцам в конце 1980-х гг. предлагалось 500 маршрутов по Советскому Союзу, разрешалось посещать 150 советских городов.
Самое большое любопытство у иностранцев, как и раньше, вызвала поездка на «Транссибирском экспрессе» из Москвы во Владивосток через весь Союз.
Быстро завоевал популярность экзотический круиз на катамаранах по Каракумскому каналу, введенный в 1985 году. Подготовленным туристам предлагали пешеходный кило-метровый поход по прибайкальской тайге.
С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и развития культурно-экономических контактов между странами резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность "Интуриста", создано Бюро между-народного молодёжного туризма "Спутник" (1958), в ЦСТ образован отдел по международ-ному туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. укрепилась материальная база ино-странного туризма в СССР, расширилась география путешествий. "Интурист" предлагает свои услуги более чем в 100 городах страны, "Спутник" имеет 19 международных молодёж-ных лагерей. Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюз-ными туристскими организациями. Число иностранных туристов в СССР возросло с 2 млн. чел. в 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 выезжало за рубеж. По масштабам деятельности "Интурист" вошёл в число 10 ведущих туристских фирм мира, "Спутник" - крупнейшая в мире молодёжная туристская организация.
Отправиться в путешествие мог далеко не каждый желающий. Будущий советский турист должен был преодолеть несколько уровней «фильтрации». Первый уровень – мест-ком – низовая профорганизация (цеховая, данного предприятия или организации). Местком принимал заявление от претендента и давал «характеристику–рекомендацию», в которой должны были быть раскрыты «все стороны деятельности будущего туриста, его моральные качества». Естественно, «деятельность» и «качества» должны быть безупречными. Напри-мер, такие: «Товарищ С. в общественной жизни принимает самое активное участие. Изби-рался в члены заводского комитета комсомола, … политически грамотен, морально устой-чив, в быту скромен и дисциплинирован, среди работников пользуется авторитетом и ува-жением». Эта характеристика подписывалась руководителем предприятия, секретарем парторганизации, председателем профорганизации и заверялась печатью. Далее характери-стика (и человек вместе с ней) «поступали на рассмотрение и согласование» в районный или городской комитет КПСС. И, наконец, утверждала «персональный состав лиц» высшая разрешительная инстанция – комиссия при обкоме КПСС в составе секретаря обкома КПСС, завотделом административных и торгово-финансовых органов обкома КПСС, начальника управления КГБ, председателя облпрофсовета.
Если все инстанции сходились во мнении, что данный гражданин способен «…высоко нести честь и достоинство гражданина СССР, быть постоянно политически бди-тельным, строго хранить государственную тайну», то он становился потенциальным «тури-стом». Приложив к испещренной подписями и печатями характеристике-рекомендации справку о состоянии здоровья, выписку из решения профсоюзной организации об утвержде-нии характеристики-рекомендации, 2 фотокарточки, анкету соответствующего образца, за-явление о желании поехать в определенную страну, турист шел в Отдел иностранного ту-ризма при /Пермском/ областном совете профсоюзов (Облсовпроф) или в Бюро молодеж-ного туризма «Спутник». Через Облсовпроф путешествовать было дешевле, формировались специальные «безвалютные» группы туристов (преимущественно из рабочих), в которых путевка стоила 30% от цены; кроме того, профсоюз оплачивал 50% стоимости проезда.
Стоимость путевок была разной. Большинство туров в соцстраны и страны народной демократии стоили около 200 рублей. Так, в 1962 г. путевка в Чехословакию на 14 дней сто-ила 110 рублей (без дороги). Еще нужно было заплатить за билеты до Праги – около 60 руб-лей и приобрести валюту на 27 рублей. В итоге – 197 рублей. Путевки в Румынию и Болга-рию стоили 150 рублей, плюс дорога до Москвы и обмен валюты. Пятнадцатидневное пу-тешествие в Индию в этом же году стоило 430 рублей от Москвы. Путевка в Финляндию на 9 дней стоила 134 рубля от Ленинграда, на валюту разрешалось потратить 12 рублей. Круиз вокруг Европы на одном из самых комфортабельных в то время лайнеров «Шота Руставели» обходился в 500-800 рублей (в зависимости от класса каюты). Круиз вокруг Западной Афри-ки на теплоходе «Башкирия» стоил от 600 до 827 рублей, плюс дорога до Одессы и покупка валюты на 24 рубля.
Заработок у пермяков в 1960-е гг. (после денежной реформы 1961 г.) был следующим: фармацевты – от 67 до 100 рублей; бухгалтер – от 70 до 100 рублей; электро-газосварщики, слесари-сантехники, грузчики – от 90 до 150 рублей; врачи – от 125 до 177 рублей; дорож-ный мастер – 132 рубля; прораб на стройке – 150 рублей.
После приобретения путевки и оформления всех документов мытарства советского туриста не заканчивались. Группу собирали в Облсовпрофе и проводили «обстоятельные беседы в соответствии с «правилами» («Основные правила поведения советских граждан, выезжающих за границу»). Туристам «подробно разъясняли политические цели их поездки, правила и нормы поведения за границей», рассказывали о стране, ее традициях и обычаях. Особо рассматривался вопрос о том, что можно и нельзя брать с собой. Так, из документов разрешалось брать с собой только загранпаспорт; советский паспорт вообще изымался ми-лицией на время поездки. Туристы строго предупреждались, что брать с собой партбилет, профсоюзный билет или какой-либо еще документ нельзя (даже лотерейные билеты и сберкнижки). Также говорилось о том, что «турист должен иметь приличный внешний вид, одежда должна соответствовать сезону, климату той страны, куда едет турист». Согласно таможенным правилам, турист имел право вывезти за пределы СССР: один радиоприемник, один фотоаппарат, один проигрыватель, два музыкальных инструмента, двое часов, сувени-ры, 10 метров ткани, 3 штуки шерстяных изделий, одно золотое кольцо, одну брошку золо-тую, один браслет золотой, одни очки в золотой оправе и не свыше 400 грамм изделий из серебра21.
Отдельно стоял вопрос с иностранной валютой. В разные страны разрешалось обме-нять валюту на разные суммы. В 1962 г. в 15-дневный тур по Индии разрешали приобрести валюты только на 23 рубля, а в 14-дневный тур по Чехословакии – на 27 рублей. Для поезд-ки в США в 1961 г. пермским туристам разрешено было приобрести только 31,9 долларов (при курсе 1 руб. = 1,1 доллар) или по 2,3 доллара на день пребывания в стране. С 1 января 1964 г. для поездок в соцстраны разрешалось обменять 30 рублей и, кроме того, взять с собой за границу еще 30 рублей. Из этих 30 рублей, 10 разрешалось обменять за пределами СССР, а оставшиеся 20 рублей необходимо было предъявить таможенникам при возвращении. В заключении говорилось, что ввоз иностранной валюты в СССР строго воспрещен.
На общем собрании группы перед поездкой обычно избирался актив туристической группы: староста, сувенирная группа. Сувенирная группа отвечала за покупку общих су-вениров для вручения директорам и рабочим предприятий, сотрудникам иностранных ком-партий и профсоюзных комитетов. Из отчетов руководителей групп можно узнать, какие сувениры везли пермяки за границу. Преобладали бюсты Ленина. Везли также сувениры-макеты обелиска участникам Уральского добровольческого танкового корпуса, открытки и значки.
Возглавлял группу специально подобранный руководитель – «из наиболее подготов-ленных работников из числа партийного, советского и профсоюзного актива», кроме руко-водителя «в каждую группу в соответствии с постановлением включаем 3-4 человека, обла-дающих опытом пропагандисткой работы». Вероятно, были среди туристов и «личности в штатском».
Абсолютное большинство путевок были в соцстраны и страны народной демократии – ЧССР, ГДР, ВНР, БНР, СФРЮ, ПНР, РНР-СРР (Румынская Народная Республика (РНР) в 1965 г. стала Социалистической Республикой Румынией (СРР). Со временем особенно по-пулярными стали путевки в Болгарию с отдыхом на море. Так, с 1960 г. по 1974 г. количе-ство групп, организованных пермским Облосвпрофом для поездки в эту страну увеличилось в 10 раз, а в народе появилась поговорка: «Курица не птица, Болгария – не заграница».
Внешнеполитические события всегда влияли на развитие туризма и определяли ту-ристические маршруты. Так, венгерский кризис 1956, несомненно, снизил турпоток в эту страну. Чехословацкие события 1968 г. снизились поток туристов в эту страну, но не пре-рвали совсем. В 1960 г. группа пермяков посетила еще дружественную тогда Народную Со-циалистическую Республику Албанию и две группы - Китайскую Народную Республику. В 1961 г. эти страны были исключены из советских туристических маршрутов. Зато в 1964 г. появился авиатур на Кубу с посещением Мексики, в 1965 г. этот тур дополнился посещени-ем Парижа, а в 1966 г. – Италии и Чехословакии.
Сближение СССР и Египта, начавшееся со второй половины 1950-х гг., открыло но-вый маршрут для туристов. В 1968 г. пермяки могли поехать в тур по Египту, тогда еще называвшемуся ОАР (Объединенная Арабская Республика).
Желающим побывать в капиталистических странах и Югославии уделялось особое внимание. Для них была разработана специальная анкета, в которой перечислялись все род-ственники будущего туриста (живущие и умершие), а рекомендующие инстанции должны были более тщательно рассматривать «политическую зрелость, моральную устойчивость и поведение в быту». Также были разработаны специальные «Правила для выезжающих в ка-питалистические и развивающиеся страны». В этих правилах значительное внимание уделя-лось возможным проискам империалистической разведки: «Советские граждане должны… постоянно проявлять политическую бдительность, помнить о том, что разведывательные ор-ганы капиталистических стран и их агентура стремятся получить от советских граждан ин-тересующие их сведения, скомпрометировать советского человека, когда это им выгодно, вплоть до склонения к измене Родине».
Выбор капиталистических стран для турпоездки был небольшим: ежегодно отправля-лось несколько групп в Финляндию, особо избранные – в морской круиз «Вокруг Европы» или «По Средиземному морю», туристы попроще – в круиз «По Дунаю», одну-две группы в год направляли во Францию или Англию, Австрию, Канаду, США. Иногда были экзотиче-ские туры: например, в 1961 г. - «По странам Африки», в 1962 г. – Индия, в 1969 г. – «Ту-нис, Алжир, Куба», в 1972 г. – круиз вокруг Японии.
Программы путешествий обязательно включали посещение заводов, фабрик, сельско-хозяйственных предприятий. Осмотр производства часто заканчивался обедом с тостами и речами, взаимными поздравлениями, танцами или, как в Эгере – дегустацией местных вин. В Чехословакии особой популярностью пользовались посещения пивзаводов. Встречи с иностранными трудящимися в большинстве случаев обставлялись очень торжественно.
Руководители групп обязаны были писать отчеты, которые поступали в Облсовпроф.
«… установлено, что отдельные туристы в зарубежных странах увлекаются посеще-нием ресторанов, ведут разговоры и фотографируются со случайными людьми. Ряд лиц в зарубежных странах занимались в спекулятивных целях скупкой различных вещей. Некото-рые туристы допускали грубые выходки по отношению к местным работникам и обсужива-ющему персоналу, проявляли неуважение к национальным чувствам и обычаям населения.
Одной из наиболее часто встречающихся была следующая характеристика - «легко-мысленное поведение». Под «легкомысленным поведением» понимались самые разные по-ступки: «ходила в брюках», «заводила ненужные знакомства, на замечания товарищей не реагировала», «выражали ненужные восторги», «завела знакомство с шофером обслуживае-мого автобуса, самовольно дважды на несколько часов отлучалась с ним в город, обменива-лась адресами». Еще одним распространенным замечанием было «недостойное поведение» - в основном злоупотребление спиртными напитками и хулиганство.
Одним из самых опасных нарушений правил поведения считались одиночные про-гулки. Почти в каждом отчете описываются следующие случаи: «…преподаватель ВУЗа при посещении группой художественно-исторического музея Австрии проявила беспечность, недисциплинированность – самовольно оставила группу и отсутствовала 28 минут. Свой странный поступок А. объяснила примерно так: «Я изучала произведения Тициана». Почти вся группа была возмущена поведением А., а что пережил за 28 минут руководитель груп-пы, просто кошмар…Мое мнение: впредь А. ни в коем случае рекомендации о выезде за границу не представлять».
окупив поездку
40. Понятия «туризм», «путешествие», «экскурсия». Значение и происхождение терминов.
ЭКСКУРСИЯ: (от лат. Поездка или прогулка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательностей и других обьектов с учебными, культурно-просвятительскими целями – не более 24 часов. Возникла с образовательными целями в 18 веке и была связана с идеями Чешского педагога Яна Амоса Коменского.
ПУТЕШЕСТВИЕ: это перемещение людей во времени и в пространстве независимо от целей , направлений, средстсв и временных промежутков.
ТУРИЗМ: частый случай путешествий. Введено в лит.оборот в 1800 году когда в книге Педжа??? Было отмечено « Путешественника в наши дни называют туристом»