Раздел i. история как наука. теория и методология истории
Л.Н.Гончаренко, Я.А.Сексте, С.В.Стрельников
ВСЕМИРНАЯ (СИНХРОННАЯ) ИСТОРИЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2012
Допущено
редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве учебного пособия
Всемирная (синхронная) история: Учебное пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2012.
Авторы: д.и.н., проф. Гончаренко Лев Николаевич
к.и.н., доц. Сексте Янис Артурович
к.и.н., доц. Стрельников Сергей Витальевич
Рецензенты:
Кафедра истории и политологии Санкт-Петербургского Государственного университета аэрокосмического приборостроения (зав. кафедрой д.и.н., проф. Л.Ю.Гусман)
Иванов Кирилл Евгеньевич, д.и.н., проф. СПбГИЭУ
Штыков Николай Валерьевич, к.и.н., доц. СПбГУ
Подготовлено на кафедре
истории и политологии
Учебное пособие по дисциплине «Всемирная (синхронная) история» подготовлено для бакалавров, обучающихся по направлению 031900 — «Международные отношения», в соответствии с государственными стандартами третьего поколения и содержащихся в них требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В пособии рассматриваются основные факты и процессы всемирной истории, важнейшие понятия и закономерности мирового исторического процесса, а так же судьбы и деятельность выдающихся исторических личностей.
© СПбГИЭУ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ.
1. История: содержание, понятие и предмет изучения.
2. Основные факторы всемирного исторического процесса
3. Специфические законы исторического развития
4. Закономерности исторического процесса
5. Принципы исторической науки
6. Методы исторического исследования
7. Категории и понятия истории
8. Функции истории (основные)
9. Отрасли исторической науки
10. Вспомогательные исторические дисциплины
11. Исторические факты и источники
12. Периодизация всемирной истории
13. История как учебная дисциплина и ее принципы
14. Философские подходы к истории
15. Литература по Всемирной истории
Контрольные вопросы для самопроверки знаний
РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
1. Происхождение человека, его расселение по земному шару и социальная организация
2. Орудия труда и занятия первобытных людей
3. Неолитическая революция и ее последствия
Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу 2
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Цивилизации Месопотамии
2. Древний Египет
3. Древний Китай
4. Древнеиндийская цивилизация
5. Греция и эллинизм
6. Древнеримская цивилизация
7. Великое переселение народов
Контрольные вопросы для самопроверки знаний
РАЗДЕЛ IV. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Образование новых государств после распада Римской империи
2. Ислам и арабский мир
3. Дальний Восток в средние века
4. Средневековая Европа
5. Монгольская держава
6. Страны доколумбовой Америки и эпоха великих географических открытий.
7. Возникновение колониальных империй
8. Реформация и контрреформация
9. Русские земли в IX-XVII века
10. Китай и Япония в XIV-XIX века
Контрольные вопросы для самопроверки знаний
РАЗДЕЛ V. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Промышленная революция
2. Просвещение и революция
3. Эпоха национальных государств
4. Борьба за раздел мира
5. Особенности модернизации России в новое время
Контрольные вопросы для самопроверки знаний
РАЗДЕЛ VI. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В XX ВЕКЕ
1. Первая мировая война и послевоенный кризис
2. Октябрьская революция и коммунизм
3. Мировой экономический кризис и вторая мировая война
4. Сверхдержавы и образование блоков
5. Крах мировой колониальной системы. Освободившиеся страны в изменяющемся мире
6. Россия на путях обновления: достижения и проблемы
7. Развитие западноевропейской интеграции. Образование
Европейского союза.
8. Мир в конце XX – начале XXI века
Контрольные вопросы для самопроверки знаний
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хронологическая таблица
Библиографический список
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Н. М. Карамзин,
выдающийся русский историк
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представленное авторским коллективом кафедры истории и политологии учебное пособие по дисциплине «Всемирная (синхронная) история» предназначено для студентов-бакалавров по направлению 031900 - «Международные отношения». Оно соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 815, рабочему учебному плану по направлению «Международные отношения», утвержденным ректором СПбГИЭУ 24.03.2011 г., и рабочей программы дисциплины «Всемирная (синхронная) история», утвержденной 19 сентября 2011 г. (Рег. № 29/бак).
Целью данного учебного пособия является систематическое изложение основных идей, концепций, понятий и выводов исторической науки по программным разделам в соответствии с последними достижениями ученых. Учебное пособие учитывает специфику контингента, для которого оно предназначено, и новизну преподаваемой сотрудниками кафедры дисциплины. Каждый раздел включает в себя подразделы и контрольные вопросы для самопроверки знаний. Учебное пособие снабжено хронологической таблицей и списком основной и дополнительной литературы.
Авторским коллективом подготовлены:
Гончаренко Л.Н. - введение, разделы I и V;
Сексте Я.А. - разделы II и III, заключение;
Стрельников С.В. - предисловие, разделы IV и VI, хронологическая таблица, библиографический список.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Всемирная (синхронная) история» разработана в связи с задачей модернизации гуманитарного образования в высшей школе в соответствии с реалиями ХХI века - информатизацией, глобализацией, современной ролью России в мировом сообществе. Курс направлен на переход от репродуктивной, знаниевой парадигмы к развивающей, личностно ориентированной. Комплексный курс синхронной истории позволяет сформировать у студентов системное видение исторических процессов, научить их понимать динамику и основные линии исторического движения к современному миру, специфику и значение России на разных этапах мировой истории.
Цель данного курса - создание комплексного, объемного представления об истории Востока, Запада и России с древнейших времен до начала XXI века, научная синхронизация важнейших этапов всемирно-исторического процесса для различных регионов мира, выявление исторических тенденций, приведших к современному состоянию мира.
История - наука конкретная. Она требует точного знания хронологии, конкретных исторических фактов и событий, умения их сопоставлять, обобщать, экстраполировать. Поэтому многие проблемы современности, находящиеся в поле зрения экономистов, юристов, социологов, политологов, этнологов и других специалистов гуманитарных наук, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромного массива фактов, позволяющих выявить основные тенденции общественного развития.
Помимо исторического подхода данный курс построен также и с использованием компаративного (сравнительного) анализа, междисциплинарного, цивилизационного и культурно-антропологического подходов, теорий модернизации. Это позволило более глубоко соотнести основные аспекты исторического развития Востока, Запада и России, в русле всемирной истории показать исторические судьбы регионов в их сопоставлении и комплексе взаимосвязей, выделить условные перекрестки их взаимодействий и понимания человеческой составляющей истории. Курс построен по проблемно-блоковому принципу, сформированному в контексте научной исторической синхронизации.
Более глубокому изучению студентами различных аспектов всемирной истории будет содействовать прилагаемый список научной и учебной литературы.