Преступления против общественного порядка и спокойствия 3 страница
На рубеже Х1Х – ХХ веков было законодательно установлены обязательные дни отдыха в выходные и праздничные дни. Усилилось значение фабричных инспекторов. Секретный циркуляр от 12 августа 1879 г. возлагал на полицию и инспекцию функции выяснения и, по возможности, устранения поводов к недовольствам рабочих при злоупотреблении фабрикантов.
Изменения в государственном строе.
Император сохранял закрепленный в основных законах Российского государства статус неограниченного монарха: «повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам бог повелевает».
Высшим совещательным учреждением России оставался Государственный совет, на который в ходе реформ 60-70 –х годов легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по кодификационной работе. При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственного порядка, Особое совещание для охраны спокойствия и пр.). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления, став Комитетом министров.
Сенат продолжал сохранять статус высшего судебного органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции.
Накануне был учрежден новый высший государственный орган – Совет министров, в который вошли в качестве членов председатели Государственного совета и Комитета министров, министры, главно-управляющие. Председательствовал в Совете император.
Аппарат министров в этот период значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные органы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов, Главный комитет железных дорог.
Важную роль в пореформенный период приобрело Министерство внутренних дел, имевшее на местах подведомственные органы: уездные полицейские управления, губернские правления, губернские присутствия и пр.
Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы: присутствий по крестьянским делам, по делам городского и земского самоуправления, фабричные инспекции и другие. Ключевой должностью в уезде стала должность уездного исправника.
Министр юстиции контролировал всю судебную систему страны, осуществляя подбор и надзорные функции. На него же возлагались обязанности генерал-прокурора.
Усложнение финансовой жизни страны, вызванное развитием капиталистических отношений, потребовало перестройки структуры Министерства финансов. В его составе были созданы: казенные палаты, ведавшие прямыми налогами; акцизное управление, осуществлявшее косвенное обложение; различные фабричные инспекции.
Постепенное превращение монархии феодальной в монархию буржуазную явилось главной предпосылкой ряда реформ, последовавших в России вслед за крестьянской реформой 1861 года.
Финансовая реформа 1862-1868 гг. Выкупная операция потребовала создания Крестьянского и Дворянского банков, осуществлявших кредитование. Наряду с Государственным банком возникла целая сеть частных коммерческих банков. Финансовая реформа привела к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования государственного бюджета, согласно которому он рассматривался и утверждался Государственным советом, а калькулировался в Министерстве финансов. Были выработаны новые бюджетные правила и на финансовые палаты возложена обязанность контролировать осуществление бюджета по первичным документам.
Старые дореформенные подати, такие, как подушная, и винные откупы, были заменены поземельными и акцизными налогами. Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на содержание административного, полицейского аппарата и армии.
Реформа полиции. В 1862 г. уездная и городская полиции уездных городов были объединены и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством.
Расширен низовой аппарат полиции: в 1878г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах – отряды сельской стражи. В каждом уезде было до 30-40 урядников. Кроме того, полиции обязаны были оказывать помощь в сельской местности представители крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т.д.), в городах – дворники.
Изменились принципы комплектования полиции, если до военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодными для службы в полевых войсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.
Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.
В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) – обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы), в которых полицейский аппарат возглавляли частные приставы. Части, в свою очередь делились на участки и околотки, в которые назначались участковые и околоточные надзиратели.
2. ВОЕННАЯ РЕФОРМА
Крымская война показала пороки феодальной организации вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными государствами обеспечить оборону страны. Несмотря на то, что Россия по численности населения превосходила Францию и Англию вместе взятые, у нее не оказалось обученных резервов и в ходе войны русскую армию нечем было пополнять. Русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий, поэтому она как в мирное, так и в военное время имела фактически одну и ту же численность. Обученного резерва армии практически не было.
Офицерский корпус комплектовался из дворян и назначения на командные должности производились не за заслуги, а по принципу сословной принадлежности. Поэтому отмечалась слабая общая и боевая подготовка командного состава.
Запутанная система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, из-за неразвитости сети железных дорог – все это дополняло неприглядную картину состояния армии.
Подготовка военной реформы началась с 1862 г., когда военным министром был назначен генерал Д.А.Милютин, либерально настроенный профессор Военный академии. Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 г.
Сущность военной реформы заключалась прежде всего в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая всесословная воинская повинность с 21 года. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте – 7 лет и 3 года в запасе. Новая система комплектования давала возможность создать резерв военнообученных для развертывания вооруженных сил во время войны. Однако, этот резерв был сравнительно небольшим из-за длительных сроков действительной службы. Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призыв осуществлялся по жребию. Тот, на кого выпал жребий, зачислялся на действительную службу, а остальные – в ополчение. Важной задачей реформы явилось укрепление офицерских кадров, создание их резерва на случай войны.
Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт «вольноопределяющихся». Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним – на 1,5 года, затем сдавали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами.
Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры были, в основном, родовитыми дворянами.
Был реорганизован аппарат военного управления, все элементы которого стали подчиняться военному министру (а по флоту морскому министру). До реформы во главе ряда отраслей военного управления (командующий гвардией, артиллерией, некоторыми округами и т.д.) стояли великие князья, которые как члены императорской фамилии имели право непосредственного доклада царю, не подчинялись министру и действовали бесконтрольно.
Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были назначены командующие войсками военных округов. Это позволило создать стройную единообразную систему военного управления. Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии телесные наказания. Важной составной частью реформы явилось перевооружение армии на нарезное оружие и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.
3. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА
Старый дореформенный суд противоречил потребностям буржуазного развития страны. Суд находился в полной зависимости от администрации, которая вмешивалась в решение судебных дел; он носил сугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы) и был основан на принципах феодального права. Следствие проводилось полицией; гласности судебного процесса не существовало, равно как и состязательности. В судах царили волокита (дела тянулись многие годы), взяточничество и произвол. Это вызывало всеобщее недовольство существовавшей судебной системой.
Подготовка судебной реформы началась еще в 1861 г. В ней участвовал ряд известных юристов (С.И.Зарудный, Д.А.Ровинский, А.Ф.Кони и др.). 20 ноября 1864 г. после рассмотрения в Государственном Совете царь утвердил судебные уставы. Всего было введено в действие четыре акта:
1) Учреждения судебных устан6овлений;
2) Устав уголовного судопроизводства;
3) Устав гражданского судопроизводства;
4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Судебная реформа провозгласила отделение суда от администрации, которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей, создание всесословных судебных органов, равенство всех перед судом, суд присяжных, выборность мировых судей, прокурорский надзор за законностью судопроизводства.
Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе принципов состязательности, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту.
Введена оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению, вместо системы формальных доказательств.
Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов – общих судов и мировых судов.
Мировые суды учреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или среднее образование, высокий имущественный ценз.
Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в аппеляционном порядке) и ,наконец, в кассационном порядке в Сенат.
Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. В окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел как уголовных, так и гражданских.
Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателей происходило следующим образом. Заседанием руководил председатель коллегии коронных судей (судебных чиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил вопросы перед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, выносили вердикт – виновен или невиновен подсудимый и, если виновен, то заслуживает ли снисхождения. Иными словами, вопрос о виновности присяжные решали самостоятельно, независимо от коронных судей. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона.
Имущественный ценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. В присяжные допускались и крестьяне, занимавшие должности в крестьянском самоуправлении – сельские старосты, волостные старшины и т.д. Но присяжные не избирались, а подбирались. Порядок подбора присяжных был такой: специальные комиссии в уездах под председательством уездных предводителей дворянства составляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти списки передавались председателям окружных судов, а те уже составляли списки присяжных: годовые, месячные и на конкретные заседания.
Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам за исключением уголовных дел, решенных с участием присяжных, выступали судебные палаты. Их было 14, каждая направляла деятельность 8-10 окружных судов. Вместе с тем, судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных и должностных. Эти дела судебная палата рассматривала с участием сословных представителей: губернского и одного из уездных предводителей дворянства, городского головы губернского города и одного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в одной коллегии с коронными судьями (чиновниками).
Высшей судебной инстанцией был Сенат, в котором действовали кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате в 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.
Предварительное следствие было изъято из полиции и передано вновь учрежденному институту судебных следователей, действовавшему под общим надзором прокуратуры.
Реорганизовывалась прокуратура. Ее главными задачами стали поддержание государственного обвинения в суде, надзор за деятельностью судебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Одновременно учреждалась адвокатура. Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных (с высшим образованием), выступавших защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право выступать лишь в мировых судах.
Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению с другими. Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделение суда от администрации было непоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был и административным учреждением. Местные суды фактически контролировались губернаторами. Принцип несменяемости судей и судебных следователей правительство тоже обходило. Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебных следователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случае на них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципам организации мировые и общие суды фактически состояли из дворян, так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имели преимущественно дворяне.
Сохранены были и сословные суды – духовные, которые дел духовенства рассматривали и некоторые дела светских лиц (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами.
Со второй половины 60-х годов правительство начинает наступление на новые судебные уставы, стремясь ограничить компетенцию суда присяжных.В 1866 г. из окружных судов в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, в 1878 г. – дела о неповиновении властям, оскорблении властей, насильственных действиях в отношении должностных лиц. Присяжные отстранялись от решения этих категорий дел. Следствие по политическим делам передается жандармским управлениям. Это приводит к тому, что в 1889 г. институт мировых судей на большей части территории страны был упразднен и заменен институтом земских участковых начальников.
4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРАВА И ЕГО ИСТОЧНИКИ.
В пореформенный период сохранилась система права, сложившаяся ещев первой половине Х1Х века в результате кодификации, проведенной под руководством М.М.Сперанского. Основными источниками права являлись Полное собрание законов и Свод законов Российской империи Однако развитие буржуазных отношений в экономике и реформы 60-80-х годов вызвали необходимость внесения существенных новелл в законодательство. Этим и было обусловлено издание второго, а затем и третьего исправленных изданий Полного собрания законов. Свод законов был дополнен ХУ1 томом, в который вошли судебные уставы 1864 г. Готовились проекты новых уложений и уставов. Некоторые из них были утверждены и включены в исправленные издания Полного собрания законов. Другие так и остались проектами.
С 1863 г. систематически издавалось Собрание узаконений и распоряжений правительства. Издавались и сборники ведомственных нормативных актов. Наряду с нормативными актами в качестве источников права использовалось и обычное право, особенно в практике волостных судов при решении дел о разделах имущества крестьянских дворов. По делам, рассматривавшимся в церковных судах (епархиальных консисториях), - бракоразводным и некоторым другим – источником являлось каноническое (церковное) право.
Хотя общероссийское право считалось действовавшим на всей территории империи, наряду с ним в некоторых инонациональных регионах практически применялись в определенных пределах и свои правовые системы.
Это относилось к обладавшей автономией Финляндии, а также к Прибалтийским губерниям (где в ряде случаев применялось немецкое право) Закавказью. В Средней Азии, на Северном Кавказе помимо местного обычного права – адатов, использовался в качестве источника права и шариат (мусульманское право) при решении конфликтов среди коренного населения.
Несмотря на сохранение дореформенной правовой системы, пробивали себе дорогу буржуазные принципы права, в том числе такой важнейший среди них, как принцип равенства (поданных) перед законом. В историко-правовой литературе он справедливо трактуется как важнейший принцип буржуазного права, поскольку он направлен против сословных и иных привелегий и ограничений прав человека, характерных для феодализма. Но нужно иметь в виду, что принцип равенства перед законом вместе с тем представляет собой одно из важнейших достижений человеческой цивилизации.
Отмена крепостного права, введение единых, всесословных судебных учреждений и другие реформы 60-80-х годов привели к отмене многих сословных и иных ограничений прав российских подданных. Однако и после этих реформ все же сохранялись ограничения прав определенных категорий населения по сословному, религиозному основанию и по признаку пола. Особенно ярко правовое неравенство проявлялось в административном (или как его тогда называли – полицейском) праве. В качестве иллюстрации этого тезиса можно привести такой важный институт административного права как паспортный режим, который регламентировался «Уставом о паспортах и беглых», принятым еще в 30-е годы Х1Х века и носивший ярко выраженный сословный характер. Установив строгий паспортный режим, обязательность паспортов и их прописки как средство административно-полицейского надзора за населением, Устав предусматривал особые виды паспортов для каждого сословия, за исключением крестьян, которые в случае отлучки с места постоянного проживания получали (с разрешения помещика) временные виды на жительство. В связи с отменой крепостного права и другими реформами остро встал вопрос о необходимости обновления паспортного законодательства. Но подготовка проекта нового закона длилась более 30 лет, и лишь в 1895 г. императором Александром Ш было утверждено новое «Положение о видах на жительство».
Характерно, что в новом «Положении...» дворянам, чиновникам, духовенству, почетным гражданам, купцам и разночинцам выдавались бессрочные паспорта. А мещанам, ремесленникам и сельским обывателям паспорта могли быть выданы только на срок не более 5 лет за плату или бесплатные билеты на кратковременную отлучку, причем при отсутствии задолженности по налогам и сборам и согласия ремесленной управы или сельского общества.
Ограничивалось право на получение паспорта (а, следовательно, и право передвижения по стране и выбора места жительства) для лиц римско-католического и иудейского вероисповедания, членов некоторых религиозных сект. Запрещалась выдача паспортов и видов на жительство бродячим инородцам и цыганам.
Существенными были ограничения прав для женщин. Замужние женщины вписывались в паспорта мужей. Отдельный вид на жительство им мог быть выдан лишь с согласия мужа и на срок такого согласия. Если муж аннулирует свое согласие, то полиция обязана была водворить жену в дом мужа. Для выдачи паспорта или вида на жительство неотделенным членам крестьянских семейств и незамужним дочерям также требовалось согласие главы семейства...Таким образом, и в «Положении о видах на жительство» 1895 г. сохранялось правовое неравенство.
Характерно, что в административном законодательстве по-прежнему проявлялось присущее абсолютистскому режиму стремление как можно детальнее регламентировать все стороны повседневной жизни поданных, что связывало деловую инициативу подданных, мешало развитию буржуазных отношений.
5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО.
В большей мере, чем в указанных выше отраслях, буржуазные принципы получили отражение в гражданском праве. Хотя основным источником гражданского права по-прежнему еще являлся Х том Свода законов Российской империи, изданный в 1832 г., однако в нем уже тогда достаточно четко отразились принципы буржуазного права. Кроме того, потребности развития капиталистической экономики сделали необходимым издание Уставов торгового и промышленного, уставов железных дорог, ряда фабричных законов и т.д. В регулировании гражданско-правовых отношений гораздо шире, чем в других отраслях использовались нормы обычного права, особенно в торговых делах, в наследовании у крестьян и т.д. Превращение бывших крепостных крестьян в «свободных сельских обывателей» сделало их равноправными субъектами гражданско-правовых отношений.
Каждое лицо считалось правоспособным с момента рождения. Однако, объем правоспособности определялся в законах о состояниях. Полная дееспособность наступала с 21 года. Дееспособность могла ограничиваться по суду по причине состояния здоровья (психическое расстройство), а также при признании расточителем. Крестьян – злостных неплательщиков податей сельское общество могло направлять на принудительные общественные работы. Имелись и иные ограничения правоспособности по национальному, религиозному признакам и признаку пола. Получило полное признание в законе понятие юридического лица, что было прямо связано с развитием капиталистических отношений. Оно применялось как к государству и его органам, монастырям, учебным заведениям, так и купеческим, промышленным объединениям, товариществам, акционерным обществам. Юридические лица имели право владеть имуществом, вступать в сделки. Однако закон устанавливал государственный контроль за деятельностью юридических лиц и при отклонении этой деятельности от целей, объявленных в уставе юридического лица (например, акционерного общества) сделки, заключенные с нарушением устава, могли быть признаны недействительными.
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.
В гражданском праве получил свое воплощение и такой буржуазный принцип, как неограниченность права собственности, свобода распоряжения ею. В Х-м томе Свода законов право собственности как власть «исключительная и независимая от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». В этой формулировке закона обращает на себя внимание применение единого термина – имущество. Это показывает постепенное стирание различий между разными видами собственности, то есть процесс, характерный для развития буржуазного права.
Имущество делилось на движимое (деньги, ценные бумаги, капиталы, драгоценности и т.д.) и недвижимое (земля, дома, фабрики, заводы, шахты, железные дороги и т.д. Сохранялось сформировавшееся на благоприобретенное, то есть приобретенное не по праву наследования (купленное, подаренное и т.д.) и родовое, то есть полученное по родовой принадлежности по наследству. Если свобода распоряжения движимым и недвижимым благоприобретенным имуществом была почти неограниченной, то свобода распоряжения родовым и майоратными имениями, а также заповедной собственностью была серьезно ограничена. Так, родовые имения могли быть отчуждены только в пользу кого-либо из узкого круга наследников по закону. В случае, если родовое имение все же уходило на сторону, то ближайшие родственники в течение 3-х лет имели право его выкупить. Майоратные имения могли передаваться по наследству только старшему сыну.
В отличие от родовых и майоратных видов собственности (которые относились лишь к земельным имениям) заповедным могло быть не только землевладение, но и движимое имущество (капитал в банке, ценные бумаги – акции, драгоценности и т.д.). С заповедной собственностью запрещались любые виды сделок (купля-продажа, заклад, дарение и т.д.) она не подлежала судебным взысканиям. Запрещалось дробить заповедное имущество, поэтому по наследству оно могло передаваться лишь целиком, а не по частям-долям.
Существовали ограничения на приобретение земельной собственности и по национальным и религиозным признакам. Так, запрещалось приобретение земельной собственности лицам иудейского вероисповедания за пределами черты оседлости, лицам польского происхождения в Привисленском и Западных краях (это запрещение было связано с польским восстанием 1863 г.).
Ограничения в распоряжении земельной собственностью касались и крестьянского землевладения. Относительно свободно крестьяне могли распоряжаться лишь приусадебными наделами и полевой землей при подводной форме землепользования. Но, хотя право собственности на землю здесь принадлежало крестьянскому двору, отчуждать ее можно было лишь в пользу других членов сельской общины. При общинной форме землепользования право собственности на полевую землю принадлежало общине, и внутри общины земля распределялась между крестьянскими дворами по числу мужчин – членов общины. На женщин земельные наделы не выделялись. Периодически происходили переделы земельных наделов. Практика переделов отвечала крестьянским представлениям о справедливости, поскольку качество земли, доставшейся членам общины, было различным. Однако, переделы земли, подрывая стабильность землепользования, не создавали стимула у крестьян вкладывать труд и средства в улучшение плодородия почвы. Правительство, стремясь добиться хотя бы некоторой стабильности землепользования, препятствовало частым переделам земли в общинах, запретив, в частности, производить такие переделы чаще, чем через 12 лет.
Продавать землю сельская община могла лишь с разрешения губернского по крестьянским делам присутствия, а в крупных размерах – министра внутренних дел. Такие ограничения, должны были препятствовать обезземеливанию крестьян и мешать их миграции в города, чтобы не создавать опасности социальных взрывов.
Существовала в Российской империи и государственная собственность (казенные земли, леса, реки, озера, здания, железные дороги, заводы, в том числе военные и т.д.). Закон определял государственную собственность как не принадлежащую никому в особенности». Управление и распоряжение ею осуществляли специально уполномоченные министерства и ведомства.
Имелись также дворцовое и удельное (т.е. управлявшееся удельным ведомством) имущество, доходы от которого поступали на содержание царского двора и членов императорской фамилии.
Государство сохраняло за собой право принудительного выкупа за вознаграждение имущества (прежде всего земли) как у физических, так и у юридических лиц (акционерных обществ).
Получил свое отражение в гражданском праве пореформенной России и такой основополагающий принцип буржуазного права, как принцип свободы договора. Этот принцип противопоставлялся сословным, религиозным и цеховым ограничениям свободы договора, присущим феодализму.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО.
В российском законодательстве содержались нормы, регулировавшие все виды договоров, характерных для развитых товарно-денежных отношений. Появились такие виды договоров, как договор комиссии, страхования, издательской и т.д. Стороны могли заключить между собой любой договор «не противный законам» при условии, что его цель «не противна общественному порядку и благочинию». Свободным был и выбор формы договора (устный, письменный, купчая крепость), хотя по некоторым видам сделок закон предписывал письменную форму, а в определенных случаях (например, сделках с недвижимой собственностью) – купчую крепость.
Однако, сохранялись некоторые ограничения свободы договора, носившие по-существу феодальный характер. Сохранялись ограничения в заключении договора личного найма для крестьян. Они не могли его заключать на длительный срок без разрешения сельской общины, волостного правления, а с 1889 г. и земского участкового начальника, поскольку именно от этих инстанций зависело получение крестьянином вида на жительство, то есть право на отлучку из своей деревни. Замужняя женщина могла заключать договор личного найма лишь с письменного разрешения мужа. Без такого разрешения женщина могла наняться на работу, если имела отдельный вид на жительство, но и его получение зависело от согласия мужа. Особо жестко регламентировались договоры личного найма батраков, нанимавшихся на сельхозработы и поступавших в услужение в качестве домашней прислуги.. При неявке на работу или досрочном уходе с нее эти категории нанявшихся могли быть возвращены к месту работы через полицию. Широкие возможности использования принципа свободы договора предоставляло промышленникам (владельцам фабрик, заводов, шахт и т.д.) для установления кабальных условий найма рабочей силы. Принцип свободы договора подразумевал равенство сторон, его заключавших. В реальной жизни стороны были фактически неравны. Это и позволяло экономически сильнейшей стороне – промышленникам-работодателям навязывать рабочим такие договоры найма, в которых продолжительность рабочего времени доходила до 12-14 часов, предусматривалась обязанность работников покупать продукты в заводских лавках в счет зарплаты по завышенным ценам и т.д. Не ограничены были и штрафы за нарушения трудовой и технологической дисциплины. В тоже время договоры найма обычно не содержали каких-либо обязательств промышленников по обеспечению рабочих, потерявших работоспособность (а также семей рабочих, потерявших кормильцев) по причинам, связанным с работой, например, из-за отсутствия мер по охране безопасности труда. Отсутствовало пенсионное законодательство в отношении рабочих частных предприятий. Пенсии предусматривались только для чиновников государственного аппарата, военнослужащих полиции и жандармерии. Однако, массовые забастовки и волнения рабочих 80-х годов заставили правительство издать в 1886 г. закон о штрафах, ограничив его размером не более 1/3 зарплаты в месяц с тем, чтобы суммы штрафов шли на улучшение условий труда. В 1879 г. специальным законов была ограничена продолжительность рабочего дня одиннадцатью с половиной часами. Для наблюдения за исполнением фабричного законодательства еще в 1886г. были созданы губернские по фабричным делам присутствия. Таким образом правительство было вынуждено отказываться от свойственного классическому капитализму принципа невмешательства государства в трудовые отношения во имя смягчения социальной напряженности и предотвращения опасности социального взрыва.