Особенности восприятия простейших геометрических элементов (круг, угол, диагональ, вертикаль)
Объективный характер художественного образа в архитектуре и средовом дизайне
27. Субъективный характер художественного образа в архитектуре и средовом дизайне
28. Особенности восприятия художественного образа. Роль культуры
29 нет
30. Роль ассоциации и метафоры в восприятии художественного образа
Собственные измышлизмы:
Ассоциации – субъективная оценка образа, которая рождается из личного опыта, переживаний и воспоминаний.
Метафора – образное скрытое сравнение, которое основывается на ассоциациях.
И ассоциации и метафора позволяют воспринимать художественный образ, созданный автором, и давать ему личную оценку.
31 нет
32. Знаковая природа архитектуры. Понятие знака
Знак- это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для хранения и передачи информации.
Архитектура – система знаков.
Например,ионические капители имеют по сторонам направленные вниз завитки – волюты, которые, помимо эстетического, имеют и символическое значение. В народе уподобляли их рогам барана (козы) и верили в то, что они охраняют от злых духов.
33. Виды знаков. Функции, которые выполняют знаки в культуре.
Культура выполняет функцию хранения и передачи информации с помощью знаков.
Семиотика выделяет следующие виды знаков:
1) Знаки-символы – демонстрирует условное изображение (герб, флаг)
2) Знак-признак – фиксирует причинно-следственную зависимость (симптомы, приметы; кашель- признак простуды, черная кошка – признак неудачи, туча – признак дождя)
3) Знак-копия (иконический) - копирует реальный объект (репродукция, ксерокопия, отпечаток пальца, фотография)
34. Знак в архитектуре. Связь знака с культурным кодом
Изучая фасады сталинской эпохи, можно отметить, что среди знаков преобладают символы политические (звезда, серп и молот), а также мотивы, указывающие на совершенство социалистического общества, его изобилие (цветы, гирлянды); другие детали символизируют отраслевую, профессиональную принадлежность того или иного здания. Таким образом, знаки передают информацию о здании, эпохе, политическом устройстве, назначении.
Особое внимание заслуживает лотос в буддизме, где он широко распространен и означает символ божественного проявления. Буддийские ступы, платформы, постаменты памятников, троны и другие архитектурные детали декорированы его листьями и цветами.
Типы знаков по способу замещения в них носителя информации. Их использование в искусстве и архитектуре
Понятие символа. Связь символа с культурными кодами
37,38,39 нет
Особенности восприятия простейших геометрических элементов (круг, угол, диагональ, вертикаль)
Наше восприятие окружающей предметной среды всегда ассоциативно.
1) Круг – воспринимается как нечто спокойное, замкнутое, уравновешенное. символ неба, бесконечности, защиты. Ассоциируется с огнем, героями. Символика круга имела тройное значение: круговорот жизни, временной цикл и божественное начало.
2) Квадрат– воспринимается как нечто идеальное, прямое, четкое, устойчивое, спокойное, торжественное. символ земли. Квадрат – символ земли, вселенной и пространства. Воплощает идею равновесия и упорядоченности Космоса, идею Совершенства. Ассоциируется с постоянством, основательностью.
3) Острый угол вызывает ассоциации неприятного, колючего, режущего.
4) Тупой угол рождает спокойные ассоциации.
5) Диагональ вызывает ощущение борьбы, преодоления пассивности.
Различаются два типа диагонали: правая (из левого нижнего угла в верхний правый угол) и левая. Правая диагональ «/» создает впечатление более стремительного движения и в силу этого более эмоциональна, чем левая.
6) Вертикаль вызывает ощущение активного стремления вверх. (Ассоциации: полет ракеты, струя фонтана, стоящее дерево)
7) Горизонталь производит впечатление слабого, пассивного движения, а то и вовсе покоя (линия горизонта.).