Общественной жизни и наука
Мельвиль Андрей Юрьевич
и др.
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебник
Подписано в печать 15.11.07. Формат 60X90 1/16.
Печать офсетная. Печ. л. 39,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 573.
ООО «ТК Велби»
107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.
Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени
полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».
170040, г. Тверь, пр-т 50 лет Октября, 46.
© МГИМО (У) МИД России, 2008
© Коллектив авторов, 2008
© А.Ю. Мельвиль (концепция проекта),
2008 ISBN 978-5-482-01694-7 © ООО «Издательство Проспект», 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сегодня у нас в России политическая наука — общепризнанная учебная дисциплина, которую преподают почти во всех высших учебных заведениях страны и даже (под разными названиями) в средних образовательных учреждениях. Однако такое положение сложилось в результате развития и страны, и научного знания за последние 10 -15 лет. В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделенными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог только и услышать от своего профессора, что ее следует изучать в рамках исторического материализма и научного коммунизма.
Годы преобразований в России — со снятием идеологических запретов, с постепенным развитием самой политики в виде обособленной сферы жизнедеятельности человека — дали мощный импульс становлению политического знания и анализа динамично меняющейся общественной реальности. Политология получила официальное признание как учебная дисциплина. С конца 1980-х гг. в вузах страны одна за другой появляются кафедры и вводятся обязательные курсы основ политологии. Однако, к сожалению, издавна сложившееся положение вещей в высшем образовании России привело к тому, что статистически подавляющее большинство возникавших кафедр политологии представляли собой переименованные бывшие кафедры и отделения марксизма-ленинизма и научного коммунизма с соответствующим кадровым потенциалом. Эта «родовая травма» отечественной политологии, понятно, не могла не сказаться на качестве весьма значительной части из имеющейся сегодня на отечественном образовательном и просветительском рынке литературы.
На полках наших книжных магазинов и библиотек — уже сотни вышедших за последние 10 с небольшим лет в российских столицах и регионах учебников и пособий по основам политологии, политической теории, «введению» в политическую науку, политологических словарей, энциклопедий, хрестоматий и т.п. Разумеется, среди них есть и весьма солидные работы, подготовленные нашими лучшими профессионалами в сфере политической науки. Зачем же тогда еще один учебник по политологической тематике с учебно-просветительскими целями, когда, казалось бы, можно просто отобрать вполне достойные издания для использования их в учебном процессе, в общеполитическом самообразовании, гражданском воспитании либо в целях расширения политического кругозора?
Нет, XXI в., масштабы его уже наметившихся и грядущих политических изменений и вызовов, высочайший уровень обусловленных ими профессиональных требований — все это ждет новых поисков, причем нередко в области еще неизведанного. Мы, коллектив единомышленников, представителей политологической школы Московского государственного института международных отношений (МГИМО-Университета) МИД России, постарались осмыслить данные обстоятельства и открывающиеся возможности (и трудности тоже) для изучения политической науки. Именно поэтому ученые и педагоги факультета Политологии приступили к осуществлению комплексного и многоуровневого исследовательско-образовательного и просветительского проекта при поддержке и в рамках образовательных программ Института «Открытое общество» (Фонд Сороса — Россия), Московского общественного научного фонда (в настоящее время — ИНО (Информация, Наука, Образование) - Центра) и Национального фонда подготовки кадров. Главная цель этого проекта - создание базового учебника по политологии нового поколения. Авторы убеждены в том, что становление и совершенствование политического знания в России, развитие политологического образования и гражданского воспитания нуждаются в новых формах и содержании, в улучшении методов и методик, в употреблении самых современных научно-издательских и педагогических приемов.
Перед вами — не просто очередной учебник, курс лекций, предназначенный для студентов. Это учебно-методический комплекс, рассчитанный на многофункциональное использование самым широким кругом потребителей — от абитуриента, студента и аспиранта до педагога, профессора; от профессионала в области оказания политических услуг (аналитика, консультанта, советника, помощника, политтехнолога) до действующего политика любого уровня, который хотел бы наверстать упущенное в своем образовании. Таким образом, наш учебник был изначально задуман как многоцелевой проект. Тем самым мы хотели сразу решить несколько задач — сделать учебник нужным и полезным для студента, только приступающего к изучению базовых теоретико-методологических подходов в современной политической науке, но одновременно дать возможность, как сейчас говорят, «продвинутому» читателю получить большой объем дополнительной исторической, фактографической, методологической, да и вообще весьма глубокой информации по широкому кругу вопросов, связанных с основными рассматриваемыми темами.
В своей работе мы исходили из убеждения в том, что методика преподавания политической науки в вузах России — для будущих профессионалов различного рода в сфере политики — должна быть основана на трех главных принципах. Во-первых, теорию и фактические сведения о политических явлениях и процессах студент после окончания обучения обязан уметь применять на деле в соответствии с избранным им направлением работы в практической политике. Во-вторых, приоритет при изучении данной дисциплины нужно отдавать более или менее самостоятельному анализу соответствующей проблематики, а не ознакомлению с отдельными теоретическими положениями либо событиями в политической сфере. В-третьих, основные усилия преподавателей должны быть сосредоточены на развитии у студента навыков аналитического мышления.
Мы хотели, чтобы каждый читатель смог отыскать в учебнике самое необходимое в соответствии с его индивидуальными потребностями: структурированный по основным категориям (конечно же, не по всем) базовый блок знаний в области политической науки (включая определения понятий и цитаты из произведений авторитетных ученых); уровень более углубленных интерпретаций и точек зрения, раскрывающий не только состояние современных научных дискуссий по проблемам политики, но и предоставляющий интересные сведения об этой сфере человеческой жизнедеятельности; банк данных по научным биографиям наиболее значительных политических философов, политологов и ученых смежных профессий (как классиков, так и наших современников) и т.д.
В связи с новым видением подачи проблематики политической науки было решено структурировать работу по разным основаниям и уровням сложности, выраженным даже лексически. В учебнике содержится базовый текст,освоение которого мы считаем абсолютно необходимым для уяснения основ категориального аппарата политологии, без чего любому молодому человеку, где бы он ни учился и ни проживал, невозможно на практике продвигаться в изучении современной политической сферы. Но это, по сути дела, самая начальная ступень познания категорий политологии и лишь одна сторона нашей книги. Замечу, однако, что данный базовый текст в принципе полезен не только для студентов, но и для преподавательских кругов, которым он может понадобиться в силу разных причин. К базовому тексту примыкают определенияполитологических понятий (в настоящем издании вынесены в конец учебника) и цитатыиз классической и новейшей литературы, которые более полно раскрывают положения основного материала, причем в ряде случаев своей краткостью и четкостью в выражении мысли превосходно замещают более пространные изложения сути вопроса.
Другая сторона нашего курса — углубленное проникновение в его содержание с помощью интерпретаций, уточнений, раскрытия различных дискуссионных моментов(с собственным графическим решением). На этом уровне дается дополнительный объем знаний и информации, что, по нашим представлениям, должно значительным образом углубить базовое содержание учебника, познакомить читателя со спектром альтернативных точек зрения и позиций, а в целом — содействовать обучению теоретико-методологической работе с разнообразием имеющихся взглядов и концепций.
Наконец, еще один уровень предлагаемых для освоения нашего курса знаний — широкий объем аналитико-информационных сведенийо научных биографиях выдающихся политических философов и политологов, чей вклад в развитие политической науки (от античности до наших дней) является фундаментальным, своего рода прецедентным. Эти знания особенно интересны и важны для преподавателей и исследователей в политической и политологической областях, которые хотели бы расширить свой общепрофессиональный кругозор, получив доступ к интегрированному банку наиболее важных для нашей дисциплины профессионально-биографических данных. Кроме того, в этой части книги использована самая сложная лексика, с помощью которой только и можно кратко описать подавляющее большинство теорий и подходов, предложенных ведущими авторами.
В идеале мы хотели бы видеть процесс освоения нашего курса кем бы то ни было как поэтапное продвижение от его базовых составляющих к более сложным, развернутым. Это хорошо для начинающего студента, поднимающегося в ходе обучения с одного уровня знания на другой. Вместе с тем наш материал построен таким образом, что вовлечение в него возможно на самых разных стадиях, а такое обстоятельство благоприятствует уже взрослым людям, самостоятельно занимающимся образованием и профессиональным развитием.
Еще несколько важных, на наш взгляд, соображений о содержании и форме нашего учебника. Известно, что категории политической науки образовались как результат обобщения исторического развития научного знания и практической политики; тем самым они отражают универсальные свойства и отношения разнообразнейших явлений политической действительности и обусловленного ими познания. Следовательно, в принципе они могут использоваться для изучения политических систем всех обществ, проживающих на земном шаре, — от наиболее архаичных до самых высокоиндустриализированных. Не составляет исключения и Российская Федерация. Вместе с тем уровень эволюции отечественной политической сферы (равно как и экономики, социума) по современным меркам оставляет желать лучшего. Простые примеры: еще не сложились нормативная и функциональная партийная система, группы интересов, федеративные отношения, нет четкого разделения ветвей власти — данный перечень можно продолжить.
В связи с этим авторы представляемого мною учебника — несмотря на все неминуемые последующие упреки — сознательно вывели за рамки описания категориального аппарата политологии почти всю российскую политическую тематику. Зато она присутствует в качестве одной из составляющих проблемных вопросов к семинарским занятиям по каждой из глав и в списке рекомендованной литературы. Это тоже продуманный методический прием: преподаватели факультета Политологии МГИМО-Университета полагают, что студенты прежде всего обязаны заниматься активным анализом применимости каждой из описанных в книге категорий к политической жизни России, а не пассивно усваивать всеобщие «правильные» знания. Данный подход позволяет воспитывать у человека навыки критического отношения к изучаемому материалу, способность к самостоятельным суждениям, умение прилагать концептуальные схемы мировой политической науки к особенностям современного отечественного политического процесса, что дает ему простор для размышлений о том, в чем эти модели могут быть откорректированы, усовершенствованы.
Кроме того, хорошо известно то обстоятельство, что наши педагоги (не только в МГИМО-Университете, а по всей стране) зачастую истолковывают события недавней политической истории России и нынешние процессы в политической сфере неодинаково, исходя из личных мнений и обобщений. По подобным вопросам в политологическом сообществе согласие тоже пока не сложилось, и вряд ли оно появится в обозримом будущем. В целом ничего особо печального в этом нет — «большое видится на расстоянии», а политический мир России велик и еще будет разрастаться. Так что преподаватель, использующий наш материал в учебном процессе, волен давать политической жизни страны собственные оценки и пояснения, тем самым еще раз побуждая склонного к аналитике студента к независимым суждениям и сравнениям.
Здесь же следует сказать и о словарном строе нашего учебника. В политологическом сообществе нашей страны давно уже было отмечено с оттенком порицания избыточное тяготение российских ученых к иностранной лексике. Учебники, впрочем, и почти вся политологическая литература изобилуют иноязычными словами (англицизмами, реже — латинизмами и пр.), подавляющее большинство из которых имеют свои точные соответствия в русском словаре. Существуют, правда, понятия, лишенные русских аналогов. Многие, особенно молодежь, их нередко употребляют бездумно, не отдавая себе отчета в их изначальном происхождении, в том, из каких элементов других языков (древнегреческого, латинского и т.д.) они составлены, а главное — в действительном значении. Такие слова мы постарались объяснить либо в Словаре (составлен ТВ. Шмачковой и М.Г. Миронюком при участии Н.В. Винника), либо непосредственно в конспектах лекций. Короче говоря, одна из наших задач сводилась к тому, чтобы изложить предложенный вниманию читателя материал именно
на предельно ясном, насколько это возможно, русском языке, чему было уделено особое внимание.
Разумеется, авторский коллектив, приступая к работе, отлично сознавал, что новые приемы структурирования, подачи сведений и современные технологии могут принести положительные результаты только в том случае, если по своему содержаниюучебник отвечает высоким профессиональным требованиям. Постараться добиться именно этого было для нас очень важной задачей.
В первую очередь мы использовали положительный опыт наших коллег и предшественников, включая тех, кто закладывал основы отечественных исследований политики еще тогда, когда само понятие политологии считалось идеологически сомнительным, — Г.Х. Шахназарова, Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Ю.А. Красина, Ю.А. Замошкина и др. Вместе с тем содержание и структура курса в целом отражают практический опыт преподавания комплекса политических наук в МГИМО-Университете — вначале на кафедре политологии(она была создана еще в 1989 г. во многом усилиями приглашенных в наш университет сотрудников Академии наук СССР), а затем — на факультете Политологии(образован в 1998 г. — прежде всего благодаря поддержке ректора МГИМО-Университета А.В. Торкуноваи первого проректора И.Г. Тюлина).
В своей педагогической деятельности сотрудники факультета ориентируются на мировой опыт и традиции политической науки, учитывают и используют успешно зарекомендовавшие себя программы и учебники, разработанные в ведущих университетах мира. Для написания нашего учебника полезным было знакомство с материалами и разработками целого ряда отечественных политологических учебных и исследовательских центров. Были приняты во внимание разнообразные научные и образовательные проекты Российской ассоциации политической науки,ее отделений и секций, а также Академии политической науки.Наконец, авторы исходили из безусловного для них положения о том, что развитие в нашей стране политологии как научной и учебной дисциплины немыслимо без восстановления отечественных традиций изучения политики и без включения российской науки в современный мировой контекст политического знания.
Приступая к работе, я во многом опирался на программу «Основы политологии» (см. http://www.politstudies.ru/resources/lsp.htm), подготовленную мною совместно с проф. М.В. Ильиным после ее многолетней доводки и проверки сначала на кафедре, а затем на факультете Политологии МГИМО-Университета. Написание первого варианта текста ряда глав мы также начинали совместно с Ильиным, но уже вскоре и совершенно логично состав авторского коллектива расширился за счет ведущих профессоров и преподавателей (штатных и приглашенных) нашего факультета — проф. Т.А. Алексеевой, доц. К.П. Боришполец, проф. А.Г. Володина, проф. А.А. Дегтярева, проф. М.М. Лебедевой, доц. М.Г. Миронюка, проф. А.И. Соловьева, доц. О.Г. Харитоновой, проф. А.А. Чанышева.
Это наш факультетский золотой фонд, ученые и преподаватели, чьими усилиями в МГИМО-Университете происходит обучение политолога-компаративиста и политолога-международника нового типа.
В сложной ситуации нам была оказана очень важная для проекта профессиональная помощь со стороны проф. Е.Б. Шестопал, чей материал по проблемам политического поведения вошел в книгу. Ключевой фигурой, особенно на этапе окончательной доводки текста учебника, стала его научный редактор Т.В. Шмачкова, в течение многих лет — шеф-редактор лучшего российского политологического журнала «Полис». Шмачкова оказалась не просто и не буквально научным редактором, она в прямом смысле слова соавтор почти всех глав курса.
Наш учебник — именно коллективный труд.К исходу работы вообще стало трудно определить индивидуальное авторство многократно переписанных и перередактированных глав и разделов. (Сказанное почти не относится к главам о политической культуре и международных отношениях; их авторы — соответственно А.И. Соловьев и М.М. Лебедева.) Однако и в этих случаях структура каждой главы предполагает фактическое соавторство не только научного редактора Т.В. Шмачковой, но и ответственного за важнейшее направление научно-информационного (и редакторского) обеспечения нашего проекта М.Г. Миронюка — прошедшего за годы нашей работы над учебником путь от аспиранта до доцента, заместителя декана факультета Политологии МГИМО-Университета. Именно он, обладая редким научным ригоризмом и профессиональным упорством, взял на себя подготовку биографий ученых в области политики, разделив при этом со Шмачковой труд по написанию углубленных, «брэндовых» компонентов курса — интерпретаций, уточнений, точек зрения, полемики и пр.
Значительную помощь в структурировании и оформлении учебника оказали нам Н.В. Винник, Д.Н. Песков, Д.С. Славецкий и привлеченные ими молодые специалисты (СП. Еремин и А.Ю. Козлов). Следует особо отметить работу Н.В. Винника, который немало сделал для воплощения нашего видения того, как учебник должен выглядеть «в бумаге». Успешным и эффективным координатором нашего научно-образовательного проекта со стороны коллектива факультета Политологии МГИМО-Университета выступил Р.И. Котов.
Первый результат нашего проекта увидел свет менее двух лет назад - в издательстве «РОССПЭН» в конце 2002 г. был опубликован относительно небольшим тиражом наш учебник под названием «Категории политической науки». Продолжая нашу работу, мы вместе с М.Г. Миронюком постарались учесть замечания и пожелания как наших коллег, так и наших «потребителей»-студентов и осуществили определенную модернизацию учебника, сделав его более компактным и осуществив его реструктурирование. В издательстве «Проспект» он выходит в преобразованном виде и весьма солидным тиражом.
Мы выносим на ваш суд наш труд, сознавая, что не все вновь задуманное удалось осуществить в полной мере и в полностью удовлетворительной форме. Мы будем продолжать нашу работу. Но, как всегда, последнее слово остается не за авторами, а за читателями.
А.Ю. Мельвиль
Глава 1
Политика – сфера
общественной жизни и наука
Программные тезисы
· Многозначность понимания политики как явления общественной жизни. Человек — «политическое животное» в трактовке Аристотеля. Древнегреческий полис; становление и развитие представлений о политике.
· Границы сферы политики. Государствоцентризм. Политика как область взаимоотношений государства и гражданского общества. Современные подходы к изучению политики. Политика — область социальных отношений и искусство посредничества между людьми и их группами. Марксистская теория о «политической надстройке». Политика как особый вид человеческой деятельности в представлении М. Вебера: политика — «предприятие» и профессиональная деятельность. Трактовки политики через столкновение интересов. Теория политического К. Шмитта. Структурно-функциональные подходы к объяснению политики. Политика как социальная подсистема с функцией целедостижения. Системный анализ, бихевиористские и коммуникативные концепции политики. Эволюция представлений о политике в результате усложнения реального политического мира. Новые подходы — реакция на усиление роли негосударственных факторов в политике.
· Мир политики в реальном и исследовательском отношениях. Политика — структурная составляющая общества в целом, вид человеческой деятельности и поведения в обществе. Объективированное и субъективированное видение политики.
· Политология как научная дисциплина. Политология и политическое образование. Уровни знания о политике: обыденное, догматическое и критическое.
· Этапы оформления политической науки в качестве самостоятельной сферы исследований. Функции политологии как научной дисциплины. Профессии в области политики.
· Строение политологии. Виды политических наук: политическая социология, политическая психология, политическая философия, политическая антропология, политическая экология, международные исследования и мировая политика. Теоретико-аналитическая и эмпирико-деск-риптивная составляющие сравнительной политологии.
Проблемные вопросы
1.Когда и при каких обстоятельствах возникает политика?
2.Как соотносятся мораль и политика? Может ли политика быть «моральной»?
3.Какова степень взаимовлияния политики и экономики?
4.Каким образом можно истолковать распространенное выражение «политика как наука и искусство»?
5.Когда возникла политическая наука?
6.Какое место занимает политология в системе социальных наук?
7.Каковы прогностические возможности политологии?