Контроль со стороны специальных органов государственной власти

Во всяком развитом демократическом государстве существу­ют особые учреждения, контролирующие деятельность лиц, выполняющих те или иные функции государственного управ­ления. Например, в Соединенных Штатах Америки существу­ют так называемые независимые учреждения, деятельность которых заключается в контроле над всеми исполнительными ве­домствами (кроме «закрытых») и главы которых не подчинены президенту. Эти учреждения создаются специальными актами конгресса и работают на постоянной основе. Особое внимание следует обратить на ряд государственных органов, занимаю­щихся вопросами организации государственной службы, преж­де всего, на службу управления персоналом. Это учреждение занято разработкой правил для государственных служащих, ра­ботающих в органах исполнительной, законодательной и су­дебной власти. Для повышения качества публичной службы в 1978 г. был принят закон о реформе гражданской службы. Его главной задачей было предотвратить так называемую запре­щенную кадровую практику, не обеспечивающую гражданам США, обладающим для этого необходимыми данными, равно­го доступа к гражданской службе. С этой целью создавалось особое учреждение — Управление по защите «системы заслуг» (с отделениями во всех штатах), контролирующее деятельность государственных служащих и наделенное в рамках его компе­тенции необходимыми следственно-судебными функциями.

Большую работу по контролю деятельности органов государ­ственной власти в США выполняет также Центральное управ­ление по контролю над расходами во главе с Генеральным конт­ролером. Это учреждение было создано в 1921 г. для ведения законодательного контроля над приходами, расходами и ис­пользованием общественных средств. Управление предписыва­ет федеральным ведомствам порядок расходования выделен­ных им средств и, согласно Закону о процедуре принятия бюджета (1950 г.), осуществляет ежегодную ревизию финансо­вой деятельности государственных учреждений. Контролирую­щая функция Управления распространяется на все штаты (в каждом штате есть отделения данного управления) и практи­чески на все правительственные программы.

Может сложиться впечатление, что подобный институт су­ществует и в России. Речь идет о Счетной палате, создаваемой на паритетной основе Советом Федерации и Государственной Думой. Согласно Федеральному закону, сферой деятельности этого органа является контроль над исполнением федерально­го бюджета. Практика, однако, свидетельствует, что Счетная палата не всегда выполняет те важные функции, которые опре­делены ей законом, и причины этого кроются как в специфике организации данного учреждения, проявляющейся, в частнос­ти, в отсутствии подразделений в субъектах Федерации, так и в тех условиях, которые предлагает ему внешняя среда.

Таким образом, можно констатировать, что демократическое государство предполагает наличие вполне определенной систе­мы институтов, обеспечивающей постоянный надзор за каж­дым субъектом политико-административного управления. От­сутствие хотя бы одного из этих институтов разрушает «тело» государства. Поэтому их создание и совершенствование явля­ется важной и актуальной общественной проблемой.

Наши рекомендации