Оценочные средства текущего контроля

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

Устный опрос

Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя.

Письменные работы

Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; субъективности при оценке подготовки студента.

Контроль с помощью технических средств и информационных систем

Достоинства: оперативное получение объективной информации об усвоении студентами контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю, формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы, привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами, возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.

Формы контроля

Ø общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

Ø тестирование,

Ø контрольная работа,

Ø реферат,

Ø эссе,

Ø отчет по практике,

Ø зачет,

Ø экзамен,

Ø НИРС,

Ø итоговое испытание.

Формы устного контроля.

Собеседование - специальная беседа преподавателя со студентов на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, рассчитанная на выяснение объема знаний студента по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Семинар может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На семинарах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, включаемые и не включаемые в тематику лекционных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

Зачет и экзамен представляют собой формы промежуточной аттестации студента, определяемые учебным планом.

Формы письменного контроля.

Контрольные работы. Могут применяться для оценки знаний по базовым дисциплинам. Контрольная работа как правило состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа. Может занимать часть или полное учебное занятие с разбором правильных решений на следующем занятии. Рекомендуемая частота проведения – не менее одной перед каждой промежуточной аттестацией.

Эссе. Одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых дисциплин и формировании универсальных компетенций выпускника. Небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Содержит изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Рефераты. Форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

Тест. С помощью контрольных заданий тестового типа проверяются базовые элементы подготовки по предмету:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков;

6) знание международно-правовых терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей.

При составлении контрольных заданий все вопросы имеют одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание формируется таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов.

Например: 1. Урегулирование споров на основе права означает применение основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права, а также

1) решений международных организаций;

2) доброй воли спорящих сторон;

3) судебных решении и доктрин специалистов в качестве вспомогательного средства;

4)национального права спорящих сторон.

Итоговое испытание является аналогом устного зачета. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

Курсовая работа представляет собой самостоятельную творческую работу исследовательского характера; это научная работа, выражающая личную позицию к теории и практике международного права, к науке международного права. При написании курсовой работы необходимо показать умение работать с первоисточниками и литературой, применять соответствующие методы исследования, логично, аргументировано и последовательно излагать свои выводы.

Курсовая работа - одна из форм научной работы студента, поэтому ее подготовка требует изучения научной монографической литературы, обзора научной полемики по спорным вопросам темы, анализ поставленных вопросов темы в их развитии. Их выполнение предполагает анализ нормативного материала и правоприменительной практики, сравнение национального законодательства и международно-правовых актов, выявление особенностей правового регулирования соответствующих общественных отношений в разных правовых системах с целью обоснования оптимального варианта правового регулирования.

Написание курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

1) выбор темы;

2) сбор, анализ и обобщение материалов исследования;

3) разработка рабочего плана;

4) выработка студентом собственных суждений по соответствующей проблеме, что предполагает формирование критического отношения к существующим научным позициям и юридической практики, формулировку выводов и рекомендаций по совершенствованию нормативной базы и правоприменительной практики;

5) оформление работы;

6) защита работы.

Тема должна быть актуальной как с точки зрения юридической доктрины, так и правоприменительной практики.

Тема должна быть сформулирована лаконично и ясно, не допускать произвольности ее толкования. Предпочтителен заблаговременный выбор темы, позволяющий получить совет преподавателей, а также осуществлять целенаправленный поиск информации для ее разработки.

Следует иметь в виду, что темы могут быть узкими и широкими. Выбирая узкую тему, студент должен быть нацелен на глубокое исследование, обращение к специализированным источникам, анализ и обобщение информации по конкретной проблеме. Широкая тема предполагает исследование ряда смежных проблем международного и/или внутригосударственного права. Изменение темы не допускается, возможно лишь уточнение темы в исключительных случаях.

Наши рекомендации