Причины возникновения и пути преодоления. 3 страница

Поправкив соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 – 8, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия ФКЗ, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГосДумы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, к-рым вносится поправка, является закон РФ о поправке к Конституции РФ. В Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. отмечается, что Федеральное Собрание может определить в ФЗ порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой ФЗ был принят в 1998 г. ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее 1 года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через 1 год. ФЗ предусматривает участие Верх Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих Закон РФ о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.После одобрения обеими палатами закона о поправке Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами. Такое опубликование не является официальным опубликованием закона, поскольку он еще не вступил в силу. Только после одобрения закона органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования. Принятая поправка подлежит внесению Президентом в текст Конституции, и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65,где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе.

14. Толкование Конституции РФ.

Конституция России 1993 г. в отличие от предшествующих ввела институт толкования К. Здесь речь идет об офиц. толк-нии, имеющем юрид. силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Толкование Конст. РФ является прерогативой Конст.Суда. Согл ч. 5 ст. 125 Конст-ции РФ и п. 4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О Констит.Суде РФ" Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, ГосДумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конст-ции РФ. Перечень субъектов, уполномоченных обращаться в Конст. Суд с указанным запросом, является исчерпывающим.

Толкование - это вид правовой деятельности Констит. Суда, направленный на реализацию Конст-ции, повышение ее авторитета, охрану ее норм, предупреждение конституционных правонарушений (деликтов).

Цель толкования сформулирована самим Конст Судом в его Определении 1998 года N 134-О по делу о толковании ст 81 и заключается в том, чтобы устранять неопределенности в понимании конституционных положений, обеспечивать надлежащее их соблюдение, применение и исполнение. К этому можно добавить, что посредством толкования Конст Суд выявляет волю принимавшего Конст-цию многонационального народа РФ, разъясняет действительный смысл конституционных положений, соединяет их с общественно-правовой практикой, предупреждает появление иного истолкования конституционных норм. В процессе толкования Конст Суд уясняет содержание и смысл конституционных положений и для самого себя.

Необходимость института официального толкования Конституции вызывается рядом причин:

ü будучи по самой своей природе достаточно кратким правовым актом и вместе с тем предназначенным для регулирования самой широкой сферы общественных отношений, Конституция не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конституционных норм;

ü Конституция не свободна и от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное восприятие правоприменяющими субъектами, могущих иметь различный смысл. Это в определенной мере объясняется свойственной русскому языку многозначностью терминов, несовершенством законодательной техники.

Указанные и иные причины не могут быть препятствием для правильного применения конституционных норм в соответствии с заложенной в них волей конституционного законодателя. Уяснению смысла конституционных норм в необходимых случаях служит институт толкования Конституции.

Действующая Конституция России закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Это обусловлено тем, что Конституция была принята референдумом, непосредственно народом, и потому ее толкование должно осуществляться особым образом - путем квалифицированной юридической экспертизы текста норм тем органом, который осуществляет судебную власть путем конституционного судопроизводства.

Конституция четко определила, по чьей инициативе Конституционный Суд может давать толкование Конституции. К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам, относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ.

Давая толкование конституционных норм, Суд применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический и др.

Давая толкование Конституции, Конституционный Суд не создает новых конституционных норм. Он не является органом, принимающим новые правовые нормы. Суд путем сложного процесса глубокого проникновения в суть конституционных норм, путем их системного анализа и других приемов толкования выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному в ее содержание.

Констит Суд должен давать адекватное толкование Конст-ции, избегать как расширительного, так и ограничительного толкования, к-рые неоправданно изменяют сферу регулирующего воздействия конституционных норм. Полномочие Конст.Суда давать толкование Конст-ции распространяется на все ее положения.

Толкование можно подразделить на два вида - нормативное(НТ) и казуальное(КТ). НТ-дается непосредственно в постановлениях по делам о толковании отдельных положений Конст-ции. Но гораздо чаще (при разрешении иных дел, отнесенных к его компетенции ст125 Конст РФ) Констит.Суд использует КТ. КТ, как и НТ, является официальным, но, в отличие от нормативного, распространяется только на конкретный случай, рассматриваемый в данном деле. Оно содержится в мотивировочной части решения Конст Суда и обычно сопровождается словами «следовательно», «исходя из этого», «тем самым» и т.п.

Другим существенным отличием КТ и НТ являются их юр последствия. Если в результате КТ, даваемого по делам о проверке конституционности нормативных актов, акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, то НТ, даваемое вне разрешения конкретного дела, не влечет утраты юр силы каких-либо нормативных актов, договоров или их отдельных положений. Однако положения таких актов и договоров должны быть приведены в соответствие с толкованием Конституции.

Положения постановлений Конст Суда по делам о так называемом НТ Конст-ции имеют более высокую юр силу, чем положения его решений, содержащих КТ.

НТ, в отличие от КТ по своей сути предполагает его применение неопределенное число раз.

Постановления о толковании принимаются только в пленарном заседании КонститСуда, а другие его решения могут приниматься в заседаниях его палат.

Акты НТ Конст-ции РФ являются официальными и общеобязательными, вступают в силу немедленно после провозглашения.

15. Правовая охрана Конституции РФ. Роль Конституционного Суда РФ в охране и развитии Конст.РФ

Правовая охрана конституции - это совокупность юр средств, с помощью к-рых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности. В более широком смысле под правовой охраной конституции понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе.

Способ охраны - это действие или система действий, применяемых органами гос власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Обязанность Президента защищать Конст-цию вытекает из текста торжественной присяги, к-рую он приносит при вступлении в должность на совместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судей Констит Суда РФ (ст.82). Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ, конституций республик в составе России выступают также главы исполнительной власти (пре-зиденты) республик.

Федеральное Собрание РФпринимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФосуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое значение имеет учреждение в России института конституционного контроля. Эта функция возложена на Конституционный Суд РФ, к-рый вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального, республиканского и регионального законодательства (ст.125). Конституционный Суд РФ осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ:

1) издает акты официального толкования конституционных положений;

2) проверяет принимаемые законы и подзакон. акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ. Законы РФ, акты Правительства, признанные Констит Судом не соответствующими её Конституции, утрачивают силу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению. Если суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрении хозяйственного спора признают, что закон, к-рый надо применять, противоречит Конституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством в Конст Суд РФ с предложением о признании этого закона неконституционным.

3) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции РФ по запросу правомочных органов.

Важнейшим свойством Конст. Является ее стабильность. Юр гарантией стабильности Конституции служит особый (жесткий) усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Правовая охрана Конституции обеспечивается и иными конституционными механизмами, применение к-рых предназначено для того, чтобы исключить всякие антиконституционные действия как со стороны властных гос структур (главным образом), так и со стороны общественных объединений и отдельных лиц:

1) предусмотренный Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрет на присвоение кем бы то ни было власти в РФ и преследование федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий

2) установление конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия к-рых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв гос-ва;

3) установление конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения;

4) право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конст Суд РФ и др.

16. Основы конституционного строя: понятие, принципы, содержание.

Конституционный строй (в узком смысле)- установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй(в широком смысле)- совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементыконституционного строя РФ:

1) республиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти - многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

9) организация МСУ.

Основы - важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его сущность. Констит. строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих. Основы конституционного строя РФ- основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ, основные принципы и устои гос-ва, к-рые призваны обеспечить ему хар-р конституционного гос-ва. Основы КС РФ закреплены в гл 1 Констит. РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений.

Основы КС принято подразделять на:

полит.(н-р, ст.1 – РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; ст. 10 – гос власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны);

экономич. (н-р, ст. 8 – в РФ гарантируются единство экон. пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фин. ср-в, поддержка конкуренции, свобода экон. деят-ти; в РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос., муниц. и иные формы собственности);

социальные (н-р, ст.7 – РФ - социальное гос-во, политика к-го напр. на создание условий, обеспеч-их достойную жизнь и свободное развитие человека; в РФ охраняются труд и здоровье людей, устан-ся гарантированный min размер оплаты труда и т.д.);

духовные (н-р, ст. 13 – в РФ признается идеологическое многообразие; ст. 14 – РФ – светское гос-во, никакая религия не может устанавливаться в кач-ве гос. или обязательной).

Принципы конституционного строя РФ - основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципыконституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.);

5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9) разделение властей;

10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

17. Политические основы конституционного строя России.

1. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) РФ - демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законод., исп. и судебную; полит. многообразии; МСУ.

а) В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонац. народ. Признание народа верховным носителем всей власти является выражением народного суверенитета (народ, ни с кем не деля свою власть, осущ-ет ее самост-но, использует исключительно в своих собственных интересах). Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно (непоср. демократия), так и через органы гос власти и органы МСУ (представит. демократия) (ст. 3 Конст.).

б) человек, его права и свободы как высшая ценность. Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конст. строя РФ.

в) принцип разделения властей. Сущность теории сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции гос. власти – законодат., исп. и судебная - должны осущ-ться разл. органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

г) принцип политического многообразия (плюрализма) - создание возможностей оказывать влияние на полит. процесс всем соц.-поли. или иным организациям, деятельность которых имеет полит. аспект и находится в рамках Конституции.

д) демократизм Российской Федерации означает наличие в ней МСУ.

2. В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Правовое гос-во хар-тся прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения гос. органы, должн. лица, обществ. объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

3. Федеративное государство. Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов. К ним, согласно Конституции РФ (ст. 5), относятся: государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с фед. органами гос. власти.

4. Суверенное государство. Суверенитет гос-ва - это свойство гос-ва самост-но и независимо от власти других гос-в осуществлять свои функции на своей терр. и за ее пределами, в м/нар общении.

5. В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы гос-ва. Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания гос. властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация гос. строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание гос. органов на основе согласования интересов управления гос-вом с нерушимостью гражд. свобод; формирование гос. органов путем свободных выборов и на огранич. срок.

Различают два основных вида республики – президентскую (соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы прав-ва; внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косв. выборов) и внепарламентский способ формирования правительства) и парламентскую (принцип верховенства парламента, перед кот-м прав-во несет коллект. ответ-ть за свою полит. деят-ть; прав-во остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского больш-ва). В настоящее время РФ имеет президентско-парламентскую, или "полупрезидентскую" респ. форму правления: 1) Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы); 2) он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства; 3) наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

18. Экономические основы конституционного строя РФ.

Экономич. основами КС являются:

ü единство экономич. пространства;

ü свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ср-в;

ü поддержка конкуренции;

ü многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и др прир. ресурсы).

Экономической основой конст. строя РФ является находящееся в стадии становления соц. рыночное хозяйство, в рамках кот-го произв-во и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рын. отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. РФ поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотв-ю монопольн. привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

В Российской Федерации действует также Закон от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Закон запрещает органам власти принимать акты и (или) совершать действия, кот-е ограничивают самост-ть хозяйств. субъектов, создают дискрим. или, напротив, благоприятствующие условия деят-ти отд. хозяйств. субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим рез-том огран-е конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйств. субъектов или физ. лиц.

Создавая соц. рыночное хозяйство, РФ стремится обеспечивать свободу эк. деят-ти, предпр-ва и труда, добросовестную конкуренцию и обществ. пользу, чтобы регул-ние гос-вом хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общ-ва, а эк. отношения строились на соц. партнерстве между человеком и гос-вом, работником и работодателем, производителем и покупателем.

Для эк. системы РФ характерно многообразие форм собств-ти. Регул-ние отношений собств-ти осущ-ся посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конст. регул-ние отношений соб-ти имеет свою специфику. Она выражается в том, что гл. задачей является юрид. закрепление форм соб-ти, признаваемых гос-вом. Таким образом, именно конст. нормы решают вопрос о том, какие формы соб-ти государством признаются и гарантируются. Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что эк. системе РФ присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др. В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие прир. ресурсы могут нах-ся в частной, гос., муниц. и иных формах соб-ти. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной соб-ти вправе иметь землю граждане и их объед-я. Владение, польз-е и расп-е землей и др. прир. ресурсами осущ-ется их собств-ми свободно, если это не наносит ущерба окр. среде и не нарушает прав и закон. интересов иных лиц.

Конституция РФ устан-ет (ст. 35), что в России иметь имущество в собств-ти, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с др. лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущ-ва иначе как по решению суда. Принудит. отчуждение имущ-ва для гос. нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения соб-ти, не предусмотренные Конституцией, регулируются ГК и иными фед. законодат. актами, а также законод. актами республик в составе РФ, краев, областей, городов фед. значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

19. Социальные основы конституционного строя РФ

Согласно Конституции (ст. 7), РФ является соц. гос-вом, политика к-рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Главная задача соц. гос-ва - достижение такого обществ. прогресса, кот-й основывается на закрепленных правом принципах соц. справ-ти, всеобщей солид-ти и взаимной отв-ти. Соц. гос-во призвано помогать слабым, влиять на распред-ие эк. благ исх-я из принципа справ-ти, чтобы обесп-ть каждому достойн. человека сущест-е.

Соц. гос-во стремится обеспечить каждому своему гражданину достойн. человека прожиточный min. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи.

Возм-ть человека зарабатывать, естественно, предполагает прежде всего наличие работы. В соц. гос-ве, как правило, закрепляется в связи с этим право на труд. В К. РФ содержится право (ст. 37) "свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деят-ти и профессию".

Следует отметить, что в условиях демократии соц. гос-во предоставляет широкий простор любым обществ. силам, кот-е желают оказывать помощь соц-но необеспеченным. Н-р, в К. РФ (ст. 39) указывается, что в стране поощр-ся "созд-е доп. форм соц. обеспечения и благотворительность".

Одной из важн. целей соц. гос-ва является сглаживание соц. неравенства, преод-е его крайних форм. Одна из разновидностей соц. неравенства - неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т.п., а также с особого рода расходами (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Ср-вом, кот-е использует соц. гос-во, чтобы противостоять этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.

Наши рекомендации