Англо – американская геополитическая школа
Альфред Т. Мэхен(1840 – 1914 г.) – офицер ВМС США.
Основа методологии – идея «море против суши». Основные труды – «Влияние морской силы на историю», «Влияние морской силы на Французскую революцию и империю», «Заинтересованность Америки в морской силе в настоящем и будущем», «Проблема Азии и ее воздействие на международную политику», «Морская сила и ее отношение к войне».
Направление исследования в геополитике:
- обладание морем и контроль над ним
- факторы, влияющие на морскую силу (географическое положение; физическое строение; размеры территории; численность народонаселения; характер народа; характер правительства)
- концепция морской инфраструктуры береговых линий (порты, дороги, пр.)
Здесь улавливается общность с теорией Р.Челлена. Заслуга А.Мэхена – в развитии средового аспекта пространства, то есть он детально исследовал на море то, что на суше сделали Ф.Ратцель и Р.Челлен.
Однако, акцент в трудах А.Мэхена сделан на схеме «противоборство моря и суши». В то же время, оставлена без внимания схема «взаимодействие моря и суши», «одностороннее действие моря против суши», «одностороннее действие суши против моря», «взаимонедействие суши и моря». Подобная неполнота исследования ставит на повестку дня сомнение в идеологии противостояния суши и моря в ранге планетарного закона.
Следующий, более поздний представитель рассматриваемой школы геополитики – англичанин Хэлфорд Джоржд Макиндер (1861 – 1947 г.)– географ. Основа методологии – политическая география. Основные труды: «Географическая ось истории».
Направление исследования в геополитике:
- концепция срединного, центрального положения государства как наиболее выгодного географического положения (понятие «центральное» - с точки зрения планетарного уровня)
- взаимодействие Хартленда (центра Евразийского континента) с Римлендом (материковая Европа и Азия) и Вордайлендом (острова и континенты за пределами Евразии);
- концепция «континентальной оси» (Россия – Германия) и противовес ей в лице государств Римленда и Вордайленда.
Очевиден планетарный уровень географического фактора.
Важно то, что Х.Макиндер попытался показать диалектику центробежных и центростремительных «силовых полей» пространства в результате неравномерности экономического и этнического развития государств, находящихся на различных континентах планеты.
Николас Спайкмен (1893 – 1943 г.) – американский ученый. Основа методологии – геополитика есть аналитический метод для выработки эффективной внешней политики. Основные труды: «География мира».
Направление исследования в геополитике:
- концепция взаимодействия Римленда и Хартленда по схеме «Римленд питает энергией Хартленд» (обратная схема Х.Макиндера)
- критерии геополитического могущества (поверхность территории; природа границ; объем населения; наличие (отсутствие) полезных ископаемых; экономическое и технологическое развитие; финансовая мощь; этническая однородность; уровень социальной интеграции; политическая стабильность; национальный дух);
- концепция «атлантического континента» в составе Западной Европы и восточного побережья США;
- концепция «анаконды» (удушение береговых территорий афро-азиатских, арабских стран, Индии и Китая).
Критериальная база охватывает всю предметную область геополитики. В этом несомненная заслуга Н.Спайкмена.
Последователями Спайкмена являлись:
Джордж Мэйнинг – ученик Спайкмена, политолог, американец.
Основы методологии функционально – культурная предрасположенность населения с точки зрения «теллурократии» и «таллассократии» (развитие идей «атлантизма»). Основные труды: «Хартленд и Римленд в евразийской истории».
Направление исследований в геополитике:
- «теллурократическое» направление (Китай, Монголия, Северный Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Восточная Европа, Прибалтика, Карелия);
- «таллассократическое» направление (Западная Европа, Греция, Турция, Иран, Пакистан, Тайланд);
- «не теллурократия, не талассократия» направление (Южная Корея, Бирма, Индия, Ирак, Сирия, Югославия).
Д.Мейнинг отметил главную роль прибрежных цивилизаций, от которых внутрь континента поступают культурные импульсы различной степени интенсивности. Отсюда делается вывод о том, что «таллассократическая ориентация» обеспечивает высшие культурные форматы и ей принадлежит историческая инициатива.
Очевидно, что без учета этнического и исторического аспектов трудно оценить реализуемость школы Д.Мейнинга. Очевидна ориентация на методологию культурно – исторической школы. В тоже время, методология всемирно – исторической школы остается вне поля исследования.
Самуил Хантингтон (1927) – американец, директор института стратегических исследований при Гарвардском университете. Основа методологии – «неоатлантизм». Основной труд – «Столкновение цивилизаций».
Направление исследований в геополитике:
- противостояние Востока и Запада на цивилизационном уровне;
- экспансия конфуцианской и исламской цивилизаций против Запада;
- интеграция всех стран, ориентированные на западные ценности;
- ослабление внутренней интеграции в странах исламской и конфуцианской цивилизаций.
С. Хантингтон определяет, что победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Западная идеология восторжествовала временно, поэтому следует готовиться к реваншу со стороны Востока и делать это сегодня. Основной путь – это регулирование и сдерживание антиатлантических настроений и тенденций, недопущение соединения геополитических антизападных центров в единый союз.
Питирим Сорокин (1889 – 1968 г.) – американский социолог. Основы методологии – теория конвергенции (слияния, сближения).
Направление исследований в геополитике:
- методы создания новых культурно – идеологических цивилизаций;
- концепция полной планетарной интеграции («единый мир») под эгидой Мирового Правительства – «мондиализм».
Очевидно игнорирование этнического аспекта.