Классификация институтов конституционного права

1. С точки зрения структуры выделяют простые (унитарные) и комплексные институты конституционного права.

Простой (унитарный) институт не может быть разделен на другие меньшие по объему конституционно-правовые институты.

Комплексные институты конституционного права состоят из подинститутов, которые являются институтами для более мелких делений. Например, институт правового статуса личности включает в себя институт гражданства, институт личных прав, институт политических прав и т.д. вместе с тем крупные институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право, избирательное право).

2. По содержанию обычно выделяют следующие институты конституционного права:

− институт основ конституционного строя;

− институт основ правового статуса личности;

− институт избирательного права;

− институт президентства;

− институт законодательной власти;

− институт исполнительной власти;

− институт основ судебной власти;

− институт основ местного самоуправления и др.

4.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ

Конституционно-правовые отношения − это общественные отношения, участники которых юридически взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами конституционного права.

Особенности конституционно-правовых отношений:

1) эти отношения обладают высоким политическим потенциалом;

2) они опосредуют наиболее важные отношения, образующие устои общества и государства (отношения собственности, власти, государственное устройство и др.);

3) они являются базовыми правоотношениями, играют определяющую роль по отношению ко всем иным правоотношениям;

4) многие из данных конституционно-правовых отношений являются общими правоотношениями, которым характерен высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов;

5) конституционно-правовые отношения характеризует особый субъектный состав, в частности, одним из субъектов практически всегда выступает государство в лице своих органов или должностных лиц. Вместе с тем народ также является специфическим субъектом конституционно-правовых отношений.

Элементами конституционно-правовых отношений выступают: субъекты, объекты и содержание.

Субъекты конституционно-правовых отношений − это участники данных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Объектом конституционно-правовых отношений выступают:

1) материальные блага (например, денежное вознаграждение депутата);

2) нематериальные блага (например, депутатская неприкосновенность);

3) действия (например, обращения граждан в государственные органы).

Содержание конституционно-правовых отношений составляют права и обязанности, которые осуществляют участники конституционно-правовых отношений.

Классификация конституционно-правовых отношений.

1. В зависимости от характера взаимоотношений субъектов конституционно-правовых отношений выделяют:

− общие конституционно-правовые отношения − в них не определены конкретные субъекты;

− конкретные конституционно-правовые отношения − в них определены конкретные субъекты с правами и обязанностями.

2. По своему содержанию выделяют:

− материальные правоотношения − возникают при реализации материальных норм;

− процессуальные правоотношения − возникают при реализации процессуальных норм.

3. По времени действия выделяют:

− постоянные (бессрочные) правоотношения;

− временные (срочные) правоотношения, например, правоотношения, возникающие в процессе проведения выборов, референдума и т.д.

В зависимости от субъектного состава выделяют различные виды конституционно-правовых отношений. Например, это правоотношения, возникающие:

а) между народом в целом, с одной стороны, и государством − с другой (республиканский референдум);

б) между избирателями и органами государственной власти (выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь);

в) между избирателями и депутатами (отзыв депутата);

г) между различными государственными органами (реализация Президентом права законодательной инициативы, дача Палатой представителей согласия Президенту на назначение Премьер-министра, роспуск Президентом Палаты Представителей);

д) между государственными органами и общественными объединениями (регистрация политических партий и иных общественных объединений) и ряд других конституционно-правовых отношений.

Наши рекомендации