Форма государственного устройства. Форма государственного устройства – это административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными
Форма государственного устройства – это административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами государственной власти.
Форма государственного устройства показывает:
- из каких частей состоит внутренняя структура государства, их правовое положение;
- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;
- каким образом выражаются интересы каждой нации, проживающей
на территории данного государства.
По форме государственного устройства государства можно разделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство — это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны. Большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть исключения - Испания, Китай, Вьетнам.
Федерация — это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель).
Можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций:
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти;
- конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации;
- субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации;
- обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти, эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее, одну его часть (палату), вторая часть (палата) всегда избирается народом. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя;
- внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации;
- федерации строятся по территориальному и национальному признаку. По своему замыслу федеративный принцип федеративного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и иными особенностями, создать оптимальные возможности для выражения их интересов, комфортного проживания и развития.
Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия), так и на национально-территориальной (Россия).
Хотя в некоторых федерациях встречаются элементы асимметричности (т. е. правовой статус ее членов может различаться), тем не менее, один из важнейших принципов федеративного устройства — это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, так как это может подорвать целостность и стабильность федерации в целом и нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации.
Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства — члены конфедерации сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта, связи. Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, обычно в конфедерациях создаются «прозрачные» границы, для пересечения которых не требуется специальных документов.
Конфедерация — неустойчивая форма государственного устройства, как правило, она либо распадается после реализации целей, ради которых создавалась (как это произошло с Египтом и Сирией, которые во время арабо-израильского конфликта образовали Объединенную Арабскую Республику (ОАР)), либо превращается в федерацию. Конфедерации имели место в США (1776-1787), Швейцарии (1291-1848), Германии (1815-1867), сейчас эти страны имеют федеративное устройство.
Политический режим
Политический режим — реально сложившиеся в обществе формы, методы и способы осуществления политической власти. Исходя из самой общей классификации, принято выделять демократический и недемократический, или антидемократический, режимы.
Характерные признаки современных демократических режимов следующие: конституционное провозглашение и осуществление прав граждан, существование различных (в том числе и оппозиционных) партий, развитие идеологического плюрализма, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти. Важными принципами демократического режима являются защищенность личности, ограничение деятельности государственных должностных лиц рамками закона. Свобода личности при демократическом режиме небезгранична, но в рамках закона индивид самостоятелен в принятии решений. Регулятивную функцию государство осуществляет в нормативно-правовой форме, т. е. вырабатывает правила, законы, единые для всех граждан, что исключает произвол со стороны государства.
Необходимым признаком демократического режима является наличие гражданского общества. Граждане имеют реальную возможность самостоятельно создавать общественные организации и объединения для удовлетворения и защиты своих интересов.
При демократическом режиме существует практика разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что препятствует концентрации всей полноты власти в одних руках.
Граждане имеют возможность влиять на формирование политических элит с помощью системы всеобщего избирательного права, благодаря открытости работы высших государственных органов и независимости средств массовой информации.
Антидемократические режимы характеризуются ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий, независимых средств массовой информации, усилением роли исполнительных органов и сведением выборных органов до положения совершенно формальных институтов.
Одним из видов антидемократических режимов является авторитарный. Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) — политический режим, при котором власть сосредоточивается в руках одного человека или одного органа. Граждане не допускаются к процессам управления государством, формирование политической элиты осуществляется путем назначений сверху, а не в ходе конкурентной электоральной борьбы. Существование политической оппозиции и средств массовой информации невозможно. Относительная свобода и автономия граждан хотя и существуют, но они ограничены рамками неполитической сферы. Для авторитарного режима характерно наличие яркого, сильного лидера, вождя, обладающего огромными полномочиями и сильным влиянием на массы.
Другой вид антидемократических режимов – тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый). Государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами социальной жизни. Особенностью тоталитаризма является выдвижение правящей партии на роль ведущей политической силы. Партийный аппарат фактически сращивается с государственным, происходит соединение сил государства, опирающегося на мощные материальные ресурсы и репрессивные органы, и сил партии, имеющей разветвленную сеть партийных организаций практически во всех социальных, профессиональных, возрастных и т. д. группах. В итоге создается сверхмощный аппарат, способный осуществлять самый пристальный контроль за гражданами страны, подавлять любое нарушение установленного порядка. Государство занимается всем: оно определяет приоритеты экономического развития, направление научных исследований, культурную политику (в такого рода государствах обязательно существует цензура). Партийно-государственный аппарат монополизирует средства массовой информации и утверждает принцип единой идеологии («кто не с нами – тот против нас»).
Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется рядом объективных и субъективных обстоятельств: национальными и историческими традициями, особенностями культуры, религии, территориальными размерами и т. д.
Функции государства
Функции государства – это объективно необходимые направления в деятельности государства, выражающие его сущность и социальное предназначение.
Функции государства могут классифицироваться по различным основаниям. В зависимости от сферы общественной жизни, выделяют внутренние и внешние функции. К внутренним функциям обычно относят экономическую, социальную, культурно-воспитательную функции; функцию финансового контроля; функцию налогообложения и т.д. Внешними признаются, например, такие функции, как функция обороны страны (в зависимости от характера государства это может быть и функция агрессии); экологическая функция; функция поддержки мирового порядка.
По продолжительности действия функции подразделяются на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития общества. К их числу можно отнести экономическую функцию, функцию охраны правопорядка. Выделение временных функций связано с появлением чрезвычайных ситуаций, т.е. они направлены, на решение важных, но при этом временных задач. Например, функция ликвидации последствий той или иной аварии.
Различают правовую и организационную формы осуществления функций государства. Правовая форма заключается в принятии различных юридических актов. К ней относят: правотворческую, правоприменительную, правоохранительную деятельность.
Организационная форма осуществления функций государства охватывает большой объем подготовительной работы, не влекущий за собой юридических последствий. Но от этого ее значение не падает, так как данный вид деятельности создает необходимые условия для успешной реализации политики государства.