Периодическая печать Великобритании в первой половине ХХ в

23.Дифференциация английской прессы. Появление массовых издании (60-е годы XIX – первые десятилетия XX в.)

В конце XIX столетия началось формирование того явления, которое в XX в. получит название «массовая культура».

В 1903 г. Хармсворты начинают выпускать еще одну ежедневную газету – «Дейли Миррор» («Ежедневное зеркало»). Она была задумана как дешевое издание, рассчитанное на домохозяек и предназначенное для домашнего чтения. Со временем «Дейли Миррор» превратилась в еще более дешевое иллюстрированное издание, проникнутое британским имперским духом.

В 1900 г. Пирсон приступил к изданию дешевой газеты «Дейли Экспресс» («Ежедневный экспресс»). Она поместила новости на первую полосу, как это принято в американской прессе.

В 1906 г. была сделана попытка основать дешевую газету либералов – утреннюю «Трибюн» («Трибуна»), но издание быстро заглохло. Ряды популярных изданий пополнили новые воскресные газеты, включая «Санди Пикториэл» («Воскресная иллюстрированная газета»); «Иллюстрейтед Санди Геральд» («Воскресный иллюстрированный вестник», затем «Санди График»). Стали появляться провинциальные выпуски столичных газет, например манчестерское издание «Дейли Мейл»[146].

В начале XX в. «Таймс» представляла собой мощное газетное предприятие. Собственно, «Таймс» издавалась на 20–28 страницах объемом приблизительно в 113000 слов, не считая объявлений. Газетными «продолжателями» «Таймс» служили выходившая три раза в неделю «Мейл» («Почта» – обзор публикаций основного издания); «Таймс Уикли Эдишн» («Еженедельное издание Таймс» – в ней перепечатывались наиболее интересные выступления «Таймс»); «Литрэча» («Литература» – еженедельник с обзором мировой литературы); «Иссьюз» («Итоги» – два полугодовых сборника финансового характера). «Таймс» выпускала также энциклопедическую и справочную литературу[151].

Дифференциация прессы Англии была связана не только с ее делением на качественную и массовую. Конец XIX – начало XX в. были связаны и с социальной дифференциацией изданий.

В годы деятельности I Интернационала ряд английских изданий выступает от его имени. Одно из них – рабочая газета «Бихайв» («Улей», 1861–1876), типичный представитель тред-юнионистской прессы. Возникшая в ходе стачечного движения, она издавалась «в интересах рабочего класса». сочетала в себе элементы профсоюзного и популярного издания. Здесь можно было встретить полицейские расследования, сообщения об убийствах и ограблениях.

В начале XX столетия усиливается движение, направленное на формирование политических организаций, способных выразить интересы английских трудящихся.

В 1911 г. возникает газета английских рабочих «Дейли Геральд» («Ежедневный вестник») – сначала как листовка, разошедшаяся тиражом 13 тыс. экземпляров и отразившая требования забастовщиков, уволенных с работы.

2. Газетно-журнальный рынок Англии средств массовой информации (20–50-е годы XX в.)

В 20-е годы XX в. понятие журналистики как системы средств, выполняющих определенные функции по распространению информации, начинает наполняться новым содержанием. Пресса не единственный компонент этой системы. Проводка телеграфных линий, радио смс=новый шаг к формированию международной системы коммуникаций.

Важным этапом становления внутреннего вещания явилось создание Британской радиовещательной компании (1923). В 1927 г. возникает радиовещательная корпорация Би-Би-Си. передачи для англичан за границей.

В 1925 г. в Лондоне впервые с помощью аппаратуры зрительная информация была передана на расстояние. В 1927 г. Би-Би-Си организовала публичный сеанс телевизионного вещания. В 1936 г. начала работу первая регулярная телевещательная служба в Лондоне.

В 20-е годы «Рейтер» начинает систематически пользоваться радиослужбой, с 1935 г. – новой, усовершенствованной, технологией. К концу 30-х гг. 90% новостей «Рейтер» «проходило» по радио. После первой мировой войны «Рейтер» стремилось усилить свои позиции в разных регионах мира. Финансовый кризис 30-х годов не обошел стороной и «Рейтер»: объем передаваемых агентством слов сократился.

Процесс монополизации в области газетно-журнального дела активизировался в Англии после первой мировой войны.

Монополизация газетно-журнального рынка Англии сопровождалась ожесточенной конкуренцией.

Развитие журнальной периодики Великобритании в 20–30-е годы XIX столетия не отличалось стабильностью. Постепенно уходили со сцены когда-то любимые английскими читателями ежемесячники, их место занимали новые издания. (1925 Модерн Вумэн» («Современная женщина»), «Вумэн энд Хоум» («Женщина и дом») и тд).

Первая половина XX в. ознаменовалась выходом в свет значительного числа литературной, музыкальной, детской и научной периодики: «Мьюзик энд Леттерз» («Музыка и литература», 1920), «Джиогрэфикал Мэгэзин» («Географический журнал», 1935), «Уорлд Ревью» («Всемирное обозрение», 1936), «Джон О'Лондон'з Уикли» (1919), «Эврибоди» («Для всех», 1927), «Чилдренз Ньюспейпер» («Газета для детей», 1919).

Первым центральным органом партии, носившим просветительский, теоретический характер, была газета «Коммьюнист» («Коммунист», 1920–1923), ее сменил еженедельник «Уоркерс Уикли» (1923–1927), преемницей которого стала газета «Уоркерс Лайф» («Рабочая газета», 1927–1928). Тираж коммунистических изданий значительно возрос накануне второй мировой войны.

Антивоенные выступления были постоянными на страницах «Дейли Уоркер», «Коммьюнист Ревью» («Коммунистическое обозрение», 1921) – теоретического органа компартии, «Модерн Куотерли» (1938) – научного марксистского журнала.

Демократические ценности мировой и национальной культуры отстаивал журнал «Лондон Афродайт» («Лондонская Афродита», 1928), созданный Дж. Линдсеем и П.Р. Стефенсоном. В 30-е гг. был открыт Клуб левой книги, занимавшийся издательской деятельностью. Интеллигенция объединялась вокруг журнала «Сторм» («Буря», 1933) и ежемесячника «Лефт Ревью» («Левое обозрение», 1934) – органа британской секции Международного объединения революционных писателей. В 30-е годы возникает Общество друзей СССР, издававшее журнал «Раша Тудей» («Россия сегодня»).

Война - сохранение издательской базы, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств деятельность печати сохраняла максимально возможную стабильность. Уже в сентябре 1940 г. были серьезно повреждены здания «Ивнинг Стандард» («Вечернее знамя»), «Дейли Геральд», «Таймс», «Дейли Скеч»=Ежедневный очерк.

Вторая мировая война велась на многих фронтах и во многих регионах мира, что потребовало огромной мобильности журналистского корпуса.

В годы войны в Англии выходила пресса эмиграции – тех, кто боролся с фашистским режимом. В типографии «Таймс» печаталась американская военная газета «Старз энд Страйпз» («Звезды и полосы»).

Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Система эта предполагала контроль над фактами, а не над мнениями», но одновременно в Закон об охране государства «были введены два новых параграфа, направленных как раз против свободы выражения мнений. Они позволяли министру внутренних дел запретить любое издание по своему личному усмотрению»[170].

21 января 1941 г. без предъявления обвинений была закрыта «Дейли Уоркер», а также небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке.

В годы войны исключительно возросла роль радиовещания. Би-Би-Си пропагандистские программы, нацеленные на Германию и Италию. Примечательно, что всю английскую пропаганду в годы второй мировой войны координировал Брюс Локкарт, которого Уинстон Черчилль назначил на пост генерального директора по ведению политической войны.

Численность языков английского иновещания постоянно возрастала

Наши рекомендации