Концепции политической партии.
Определения.
Партии — это политические организации свободно объединяющихся людей на базе общности интересов, реализуемых при обладании ими политической власти.
1) политическая партия — это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства;
2) политическая партия — это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает основные направления политики государства;
3) политическая партия — это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.
Признаками партии являются:
функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;
наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);
наличие народной поддержки, добровольность членства;
наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.
Концепции политической партии.
Политическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.
Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части общества; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).
В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.
В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.
Обязательные элементы политической партии:
всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.
это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).
цель всякой партии — завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.
каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.
Признаки политической партии:
наличие организационной структуры;
программа и устав;
уплата членских взносов;
партийная дисциплина;
организационная связь между членами партии;
формирование общественного мнения;
участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.
Роль политической партии в жизни общества:
связующее звено народных масс и государства;
регулятор социально-политической жизни общества;
руководитель классовой борьбы в обществе.
Главная задача политической партии — захват и участие во власти.
Функции партий.
В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.
Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.
Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:
выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;
разработка идеологии, формирование общественного мнения, распространение политической культуры;
создание возможностей для политической социализации личности;
подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;
организация избирательных кампаний и участие в них;
борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.
Главные функции партий, конкретно выражающие предназначение этого политического института, таковы:
Выражение и объединение политических интересов.
Любая политическая партия создается для проведения в жизнь определенных политических интересов, опирается на определенные социальные слои, является их своеобразным представителем в сфере политики. Она объединяет интересы так, чтобы они стали общими для значительной части людей, при этом из совокупности интересов выделяет наиболее социально значимые. В результате происходит выработка политических решений, политического курса. Если партия рассчитывает на достаточно серьезный политический успех, она должна выражать и общенациональные интересы.
Борьба за власть.
Для реализации своих социально-групповых интересов партия должна иметь власть или оказывать влияние на нее. Партии, одержавшие победу на выборах или сумевшие провести в законодательные органы своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров, а через них – легитимное право на участие в процессе принятия политических решений и возможность контроля за их исполнением.
Пробиться в органы власти, минуя партии, в западных странах практически невозможно, поскольку избиратели отдают предпочтение, как правило, не тому или иному политику, а политической партии.
Осуществление политической ориентации и политической мобилизации (иначе: идеологическая функция).
Для того чтобы добиться своих целей, партии необходимо поднять, организовать граждан на политическое участие. Эта функция проявляется:
- в разработке теоретических концепций, резолюций, лозунгов, осуществляемых «мозговыми трестами», специальными идеологическими учреждениями – научными центрами и институтами партии. С этой целью проводятся разнообразные исследования, выясняющие интересы и склонности различных слоев населения, предпринимается зондаж электората;
- в распространении своей идеологии и партийной информации, пропаганде своих ценностей и традиций, в интересах расширения числа своих членов и сторонников, обеспечения преемственности социальной базы партии, вовлечения новых людей в партийную деятельность.
Выборы – только самая активная фаза деятельности партий. И после выборов они стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя различные кампании в средствах массовой информации, акции поддержки (или недоверия) правящему режиму, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности (или неверности) сделанного выбора.
Ведя борьбу за избирателя, партии обращают внимание людей на важнейшие конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, понятной для рядовых граждан.
Формирование политических кадров, в том числе лидеров.
Оно выражается в подборе, фильтрации и выдвижении кадров для самой партии, в формировании политической элиты для всех уровней политической власти, в подготовки ее к политической деятельности. Можно сказать, что партии – это своеобразный университет политического образования, где на практических делах формируют и воспитывают политиков. В осуществлении этой функции партии являются практически монополистами. Помимо выдвинутых ими профессиональных политиков, в управлении делами общества и государства нередко самое активное участие принимают и партийные эксперты, аналитики, специалисты.
Эффективность решения партийных задач в немалой степени зависит от того, придерживаются партии прагматического или идеологического стиля деятельности. Первый, в частности, предполагает постоянную нацеленность партии на поиск любых возможностей для достижения конкретных целей. Здесь идеологические ограничения не играют существенной роли, и ими легко жертвуют при достижении различного рода соглашений, образовании коалиций и т.д. В конечном счете, такой прагматизм всегда предполагает использование по преимуществу консенсусных технологий борьбы за власть, что повышает политическую стабильность общественного развития.
Идеологизированный же стиль партийной деятельности, основываясь на постоянной защите идеалов и принципов, неизбежно приводит к нарастанию конфликтности политического процесса. Если идеологии сформированы на антагонистических ценностных основах, то межпартийная полемика ведет к поляризации и резкой конфронтационности сил, участвующих в отношениях власти.
Как показывает опыт, приверженность партий, получивших статус правящих, идеологическому стилю грозит серьезными изменениями в характере отправления и системе организации политической власти. В частности, как это было по сути во всех тоталитарных режимах, постепенное превращение идеологии господствующей партии в монопольную систему идейной ориентации всего общества предопределило срастание этого института с государством. Тем самым такого рода партии вышли за рамки своего функционального назначения в политическом процессе, утратив общественно-политическую природу и превратившись во всевластного монстра, способного лишь на насилие и административный диктат.
Структура партий.
В структурном отношении в партии можно выделить четыре уровня. Во-первых, самыйнеопределенный и размытый уровень – это тот блок избирателей, которые идентифицируют себя с данной партией и систематически голосуют за нее на выборах. Они составляют массовую базу, которая обеспечивает кандидатов партии поддержкой у избирательных урн. Принадлежность к такой группе весьма трудно определить, поскольку она основывается просто на декларируемой приверженности, нежели на официальной вовлеченности в партийную организацию.
Во-вторых, сама официальная партийная организация. Естественно, организационная структура партии берет начало там, где находятся избиратели, поэтому, как правило, она начинается на уровне самой низшей первичной ячейки избирательного округа. В США, например, демократическая партия имеет 2,5 тыс., а республиканская – 2 тыс. окружных организаций. Главная их задача состоит в мобилизации на местном уровне избирателей в поддержку кандидатов своей партии. Их совокупность составляет организации на районном, областном, земельном, штатном и т.д. (в зависимости от страны) уровне, а совокупность партийных организаций последних – общенациональную партию.
В-третьих, почти все современные политические партии имеют партийный аппарат, представляющий собой особую группу людей, профессионально занимающихся организационными вопросами политической деятельности партии. Так, например, в США как демократическая, так и республиканская партии возглавляются национальными комитетами, сформировавшимися еще в середине XIX в. Они занимаются административными вопросами, организуют предвыборные кампании кандидатов партий, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д.
В-четвертых, речь идет о партии в системе правления, состоящей из должностных лиц в государственном аппарате, которые получили свои посты в силу принадлежности к соответствующей партии. Это – президенты, губернаторы, члены парламента, законодательных собраний областей, штатов, земель, местных органов и т.д. Естественно, такая иерархия во многом носит условный характер и в разных странах имеет свою национальную специфику.
Например, в Консервативной партии Великобритании парламентская фракция в организационном отношении составляет самостоятельный структурный элемент – парламентскую консервативную партию. Лидер парламентской фракции является одновременно лидером партии в общенациональном масштабе. Он выступает связующим звеном между всеми структурными подразделениями партии. В его руках сосредоточены значительные властные полномочия во внутрипартийных делах. По сути, центральные органы партии – Исполнительный совет, Исполнительный комитет и Центральное бюро – представляют собой совещательные органы при лидере.
Главная задача политических партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес путем сведения этих интересов к единому знаменателю. Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим практически во всех фазах политического процесса, партия выступает одним из важнейших механизмов распределения (перераспределения) в обществе властных статусов. Партии, выдвигая собственную программу решения внутри– и внешнеполитических вопросов, могут выдвигать претензии и на изменение высшей политической власти (как в центре, так и на местах). Однако и при подобном характере политических требований партии чаще всего обеспечивают мирное перераспределение власти между различными общественными силами.
Типологизация партий.
Действующие в современном обществе политические партии весьма разнообразны по своему характеру. Они отличаются друг от друга происхождением, местом и ролью в политической системе, внутренней структурой, методами деятельности, социальной базой, идеологией, программами. Исторически первые попытки классификации партийных объединений явно тяготели к моральным (подразумевавшим разделение на «хорошие» и «неблагородные» союзы) и количественным (характеризовавшим «большие» и «малые» партии) критериям. Современной же политической наукой разработана гораздо более сложная типологизация партийных институтов.
Исходя из такого многообразия, политологи предлагают различные классификации партий с целью определения их особенностей:
По происхождению: кадровые и массовые партии.
К кадровым партиям относят партии, возникшие в XIX в. в Европе и США на основе парламентских групп и комитетов. Для них характерна относительно небольшая численность. В их составе знатные и влиятельные члены, крупные политики. Как правило, это слабоорганизованные партии (например, Демократическая партия и Республиканская партия США). Важнейшими критериями для привлечения к работе этих партий являются престиж, организаторские способности, величина личного состояния того или иного деятеля. Эти партии, как правило, поставляют кадры для парламента и правительства. Массовыепартии – это хорошо организованные партии, идеологически ориентированные, формирующиеся на основе определенного мировоззрения, претендуют на роль воспитателя народа, обличителя несправедливостей, от которых страдают трудящиеся. Рекрутируя свою социальную базу в основном из низших слоев населения, массовые партии приняли характер социальных движений, ориентированных на рабочих, крестьян и разнородные религиозные группы. Массовые партии заинтересованы в привлечении новых членов, существуют на членские взносы, с помощью которых финансируют свое участие в выборах. Они отличаются значительным числом членов (например, социал-демократические и социалистические партии, коммунистические партии, добившиеся массовости, конфессиональные партии, некоторые либерально-демократические партии). Сейчас это преобладающий тип европейской партийной организации.
По организационной структуре:
В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские(представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственного объединения своих членов и демократического централизма). Существуют партии с фиксированным членством (таких партий большинство) и партии без фиксированного членства (к ним относятся Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании, Либеральная и Прогрессивно-консервативная партии Канады).
По размещению на шкале политического спектра: левые, правые, центристы.
Левыми принято считать те партии, которые защищают интересы трудящихся (наемных работников, мелких собственников) и выступают за перемены в их положении.Правыми– те, которые отстаивают существующие порядки или стремятся изменить соотношение в пользу крупных собственников. Центристы занимают промежуточное положение (например, в Федеративной Республике Германии Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) считается левой, Свободная Демократическая партия (СВДП) – центристской, Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) – правыми партиями).
По идеологическим основаниям:
Консервативные партии (в основном ориентирующиеся на твердую устойчивость существующих порядков), либеральные (ратующие за осторожные изменения и выдвигающие на первый план рыночные принципы), клерикальные(использующие религиозные догматы), социалистические(ориентирующиеся на реформистские преобразования в интересах трудящихся), коммунистические (выступающие за революционное преобразование современного общества), фашистские(имеющие антидемократический характер и основанные на культе силы и жестокости).
По положению в политической системе общества:
Оппозиционные и правящие партии, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д. Оппозиционные партии имеют особый политический менталитет, образ политических действий, определяемых главной задачей – завоеванием власти. Как правило, эти партии подвергают критике существующее общество и политические структуры. Они противопоставляют себя другим партиям и особенно решительно правящим партиям. Им свойственны более идеологизированное мышление, склонность к конфронтации. Правящая партия весьма существенно отличается от оппозиционной. У нее резко возрастает удельный вес и значение деятельности в парламенте, в составе правительственных органов, ибо правительства в странах западной демократии почти всегда носят четко выраженный партийный характер. Естественно, что более значимыми для правящих партий становятся задачи экономические, управленческие. Политические действия в результате этого приобретают более прагматический характер, что может приводить к разрыву с предвыборной идеологией и программой. И это не случайно, ибо, становясь правящей, партия, члены которой формируют правительство, должна представлять не отдельные группы, а нацию в целом.
Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от:
социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эрри батасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований образования этих институтов власти.
На политический выбор граждан (модель С. Линсета и Д. Ронкана) влияет сочетание почти переменных величин:
- общественное положение;
- уровень дохода;
- качество образования;
- место жительства;
- религиозная принадлежность.
И всё же, несмотря на эти изменения, по-прежнему сохраняет своё значение деление партий по политическим целям и идеологии на:
- праворадикальные (фашистские);
- консервативные;
- либеральные;
- реформистские;
- социал-демократические;
- социалистические;
- леворадикальные (коммунистические).