Материальная культура Казахстана в VI-начале XIII вв.. (Быт, жилище, одежда, пища).
Среди ведущих отраслей ремесла в кочевой среде следует назвать обработку кожи и шерсти, изготовление юрт, повозок, кузнечество, металлургию, обработку дерева и кости, ювелирные ремесла. В городах и оседлых поселках процветали гончарство, стеклоделие, ковроткачество, ювелирное ремесло, кузнечество и ткачество.Одна из наиболее древних отраслей древнего производства -обработка кожи и шерсти. Обычно каждый кочевник мог изготовить все необходимые предметы сам, но в каждой общине существовали мастера, специализирующиеся в этом ремесле и руководившие общей работой.Степняки производили из войлока различные предметы, начиная с покрытия для юрт, кончая деталями одежды. Из обработанной кожи кочевники шили верхнюю одежду, а также изготовляли посуду. Для сооружения каркасов юрт и повозок существовала особая группа ремесленников, живших в местах, изобилующих подходящими породами дерева - ивой и березой..Металлургия издавна составляла одну из наиболее важных отраслей ремесленного производства племен Казахстана. В VB. тюрки были известны как прекрасные рудокопы, платившие дань жужаням железом.Средневековье было временем особого развития ювелирного ремесла. Казахстанские ювелиры продолжали традиции полихромного стиля, выработанного здесь в III-II вв. до н.э. В городах особое развитие получили гончарное ремесло и стеклоделие. Из глины лепили не только посуду, но и готовили светильники и водопроводные трубы. Стекло шло на изготовление различных видов посуды, причем использовались цветные стекла. Специализация ремесленного производства вела к увеличению роли обмена и торговли, что особенно ярко прослеживается в ср.века.На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.Большая роль во внешней торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях -Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Через них шел основной поток грузов из Средней Азии, Ближнего Востока в Китай и обратно. Из Средней Азии возили стекло, драгоценности, изделия прикладного искусства, лошадей, из Китая - шелк, керамику. Оживленно шла торговля между городами и степью. Население оазисов и городов покупали лошадей, скот, шерсть, кожу, кошмы, войлок, молочные продукты, в обмен кочевники получали ткани, хлеб, посуду.Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. В начале VII в. известны монетные выпуски туркешских каганов. В VII-VIII вв. в городе Суябе существовал монетный двор, выпускавший деньги с именем и тамгой местных правителей. Монеты туркешей, выпущенные в Таразе, отличались единообразием, на лицевой стороне они имели тамгу в виде лука, на оборотной - легенду с согдийским письмом "Туркещ кагана теньга" или "тюркского небесного хана теньга".На внутреннем рынке использовались медные монеты - самое массовое средство обращения и платежа, а в качестве валюты при международной торговле - серебрянные монеты, являющиеся также средством накопления. В первой половине XI в. известны два казахстанских монетных двора- Тараз и Испиджаб, монеты которых обнаружены при раскопках городов Средней Азии и сопредельных территорий.В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов. Высокопробные серебряные дирхемы, называемые "исмаили", а также золотые динары и медные фельсы являлись средством международной торговли. Они часто встречаются при раскопках памятников средневековья Восточной Европы, Прибалтики и даже Скандинавских стран.На внутреннем рынке имели хождение разного рода знаки стоимости, чаще всего так называемые "черные дирхемы". Они различались составом металла и курсом. Одна из наиболее важных составляющих материальной культуры - предметы быта, обихода и в первую очередь жилище и одежда. Жилище представляет собой комплекс построек, обслуживающих различные нужды семьи, и в первую очередь, бытовые и хозяйственные. У кочевников Казахстана в средние века было два типа жилищ-мобильные и стационарные. Самой известной формой мобильного жилища была юрта. Она появилась еще в первом тысячелетии до н.э. и в средние века приобрела современный вид. Юрта является плодом народного творчества, наиболее приспособленной и удобной при кочевом способе производства формой жилища. Юрта состояла из двух основных компонентов -деревянного каркаса и войлочного покрытия. В свою очередь каркас составляется из нескольких частей - основы, купола и купольного навершия. Юрта быстро собиралась и разбиралась, средняя юрта могла транспортироваться двумя лошадьми или одним верблюдом Ханская юрта поразила воображение придворного византийского императора Менандра Протектора. Он описывал шатер с золотым троном, который был настолько легок, что его могла тащить одна лошадь.Преимущества юрты перед другими видами мобильного жилища (шатры, палатки и т.д.) были отмечены соседями. Так, юрты были широко распространены в армии средневекового Китая, у народов Средней Азии.Кроме юрты широко использовался другой вид мобильного жилища - повозка-кибитка В такую повозку в зависимости от величины впрягали от двух и более быков, а иногда и верблюда. Устроена она была по аналогии с юртой, но не разбиралась. Повозки, составленные вокруг, образовывали защитное сооружение. В походах и на охоте и в некоторых других случаях кочевники использовали более простые виды жилища-шалаши из различных частей каркаса юрты, шатры, войлочные палатки.На местах зимовок кочевники Казахстана строили стационарные жилища и хозяйственные помещения. Одним из древнейших видов постоянного жилища был "тошала" или "шоша-ла", построенный по принципу юрты. Были распространены различные виды землянок и полуземлянок. В районах, где не было леса, стены возводили либо из камня, либо из необожженного саманного кирпича. Одежда кочевников была также приспособлена к жизни в степи и способам хозяйствования степняковТ.образом в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.
14. Духовная культура Казахстана в VI-начале XIII вв.. (Тюркская письменность, наука, религия) С сер 1 тыс на террит Каз складывается неск др-тюрк языковых групп. В 8-10вв из зап-тюрк направления отделяется кимако-кыпчакская языковая группа. В Юж Каз и Семиречье распр. Иран., согд., сир. языки. В связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык. С 9 в широкое распространение получает арабский алфавит. Основные памятники. Юсуп Баласагуни (11в) - памятник светс. литры тюркоязыч народов Каз и Ср Азии, написал поэму «Кутадгу билиг» (Знание, приносящее счастье). Махмуд Кашгари (11в) – написал «Диуани лугат-ат-тюрк (словарь тюрк наречий) – знциклопедия тюрк народов. Ходжа Ахмет Яссауи (12в) – ему принадлежит диуан-и-Хикмет (книга о премудрости). Ахмет Югнаки (12в) – его книга «Хибат Ул Хакайк» (Подарок истины) сост из 14 глав о пользе знаний, труда. Аль-Фараби (870-950г) – ученый-энциклопедист. Автор свыше 50 научных трудов: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук». 2 учитель мира. Абу-Райхан Бируни (973-1050г) – астроном, матем, географ, геолог, философ, историк, врач, поэт. Автор 150 трудов: «Хронология др.народов», «Ключ астрономии». По ВШП распр. такие религиозные идеи как: буддизм – проник в Юж. Каз и Семиречье с середины 1в до н.э., распространяли племена согдийцев, канглов (1-3в н.э). Памятники буддизма в ЮК и Семиречье: два буддийских храма – в городах Чуйской долины: Ак бешиме и Суябе 7-8в; Христианство несторианского толка – 7-8в в городах ЮК и Семиречья. При патриархе Тимофее христианство принято карлукским джабгу. Манихейство – возникло в 3в в Иране. Представляло собой синтез христианства (идея мессианства) и зороастризма (идея борьбы добра и зла). Ведущую роль в распространении манихейства играли согдийцы. Зороастризм – возник в 7-6 веке до н.э. в Иране. Характерно почитание четырех стихий Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Ислам – 8-9век шел процесс исламизации ЮК. В 840г Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859г его брат Ахмет ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу 8в карлуки приняли ислам. В 960г при Мусахане караханиды первыми объявили Ислам гос. религией.
Наука. С X века, в связи с распр ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар , Туркестан открывались медресе, широкое распространение получили наука и образование. Таким образом, в 10-12 веках у тюркоязычных народов Казахстана появились значительные научные труды и литературные произведения, что было шагом вперед в развитии духовной культуры.Распространение Ислама на территории Казахстана - Доисламские верования. По сведениям археологических исследований, на юге и юге-востоке Казахстана среди жителей городов были распространены различные верования. Судя по письм. Источ., в Сырдар. регионе был распр. культ барана, связанный с зороастрийским фавном. Баран использовался как жертвенное животное и выступал в качестве оберега-тотема. Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось полонение огню. Покл. огню казахи связывали со священной Умай ана. В Жетысу, несмотря на распр ислама, сохр зороастризм, христ. несторианского толка буддизм. Распространение ислам. религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан в начале VIII века. Арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы других народов, объявляя им «войну за истинную веру».Арабы захват. земли Ирана, Ирака, Сирии, Палестины, Египта, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737-748 годах завоевал ряд регионов Сред. Аз. и Юж. Каз. В 751 году в битве у города Атлах тюргеши в союзе с араб. одержали победу над китайскими войсками. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960году объявил ислам государственной религией. В 10-11 веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия-ислам, поэтому в Х-ХII веках стали возводить крупные архитектурные сооружения в соответствии с канонами ислама мечети, также мавзолеи (крытые монументальные надгробные сооружения). Примером служат мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби возведены в Х-ХII веках. Они расположены 18 км западнее Тараза. Араб.. Мечети нач строить не только в городах, но и на зимовках . В конце X - начале XI веков население Жжет. в своей основной массе приняло ислам. Во вт пол XII века среди представителей знати кипч и простого кипчак населения близ Хорезма началось широкое распр. ислама. В центр. городе кипчаков Сыгнаке были возведены меч, медрс. Укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле.