Научная деятельность М. Вебера и В. Зомбарта.


Макс Вебер (1864-1920) является одним из наиболее крупных социологов конца XIX - начала XX в., оказавшим большое влияние на развитие многих наук. Он родился в 1864 в городе Эрфурт в Германии в состоятельной и очень интеллигентной семье, работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Он одинаково хорошо ориентировался в области политэкономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических инструментов и политических теорий, религии и науки, наконец, как логик и методолог, разработавший принципы познания социальных наук, т.е. диапазон его интересов и научной деятельности необычайно широк. Для общей тенденции трудов Макса Вебера характерна эволюция от историко-экономических проблем к вопросам общей социологии - все его многотомное наследие, включающее работы по социологии и политологии, религии и экономике, методологии науки, пропитано сравнительно-историческим подходом.
Макса Вебера считают бесспорным классиком мировой социологии, энциклопедически образованным ученым, политическим и общественным деятелем. Он считается крупнейшим представителем немецкой исторической школы политэкономии. Правовед по образованию, он начинал свою деятельность с исследований в области экономической истории. Формирование социально-политических воззрений его теоретической позиции во многом определялось общественно-политической ситуацией в Германии последней четверти XIX века, а также состоянием науки того времени, прежде всего политической экономики, истории и социальной философии. Для общественно-политической ситуации в Германии конца прошлого века характерна борьба двух социальных сил: сходящего с исторической сцены немецкого юнкерства, связанного с крупным землевладением, и крепнущей буржуазии, стремящейся к политической самостоятельности. Формирование самосознания немецкой буржуазии происходило в эпоху, когда на исторической арене появился новый класс - пролетариат. Это определило двойственный характер немецкой буржуазии, ее политическую нерешительность и противоречивость позиции ее теоретиков. К последним принадлежал и Макс Вебер, по своей политической ориентации являющийся буржуазным либералом, и его взгляды имели характерный для немецкого либерализма националистический оттенок.
Одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. Еще одной известной работой Вебера является «Хозяйство и общество», которая представляет собой один проект, осуществленный в двух вариантах. Первый вариант написан в 1910-14 годах, другой - в 1919-20 годах. Первая часть посвящена особенностям западного развития капитализма, вторая - историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как рациональный, считается составной частью западного развития. Рациональный капитализм и рациональный социализм являются двумя альтернативами, в которых развивалось общество. Сердцем же философского наследия М. Вебера считаются работы, связанные с хозяйственной этикой и социологией религии.
В целом же сочинения Макса Вебера поражают энциклопедическим охватом социальной действительности, и не так просто оценить, в какую сферу знаний он внес больший вклад, однако его достижения в области политологической мысли всегда находятся в центре внимания, поэтому целью моей работы является рассмотрение основных направлений творчества Вебера - социологии политики, социология религии и социология экономической жизни, непосредственно связанные между собой и пронизанные проблематикой конфликта.

4. Социологии экономической жизни

Помимо «Хозяйства и Общества», проблематика конфликта в социологии экономической жизни разобрана в работе «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений.
Под духом капитализма Вебер понимает следующие: «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом зрения их культурного значения».
Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе, деление на классы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда. Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.
Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на «традиционный» и «современный», по способу организации предприятия. В различии отношения к труду и состоял основной конфликт между «современным» капитализмом и «традиционным». Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. То есть там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении человека к труду:
Традиционный человек Современный протестант
Работает, чтобы жить Живет, чтобы работать
Профессия - бремя Профессия- форма существования
Простое производство Расширенное производство
Не обманешь - не продашь Честность - лучшая гарантия
Основной вид деятельности - торговля Основной вид деятельности - производство

Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного религиозного учения и видит практически в любом влиянии церкви на хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть, использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Зомбарт (Sombart) Вернер (1863-1941) – немецкий экономист, социолог и историк, представитель исторической школы политической экономии. Изучал юриспруденцию и политическую экономию в Берлинском университете, был профессором в Бреславле (ныне Вроцлав) и Берлине. На протяжении 20 лет считал себя сторонником идей К. Маркса. Впоследствии издал труд, посвященный проблемам пролетариата, которая свидетельствовала о его разрыве с теорией Маркса. Был учеником Г. Шмоллера – представителя исторической школы.

Задачей экономиста и историка Зомбарт считал определение характера каждой экономической системы в ее своеобразии. Хозяйственная деятельность, по его мнению, обусловлена различными факторами, воплощенными в определенных институтах, благодаря которым можно выделить специфические черты экономической системы. Анализируя капитализм, значительное внимание уделял организационным и технологическим факторам, дополнял их понятием хозяйственного духа (как реальной силы, которая воплощает творческие элементы культуры, духовно питающие все стороны жизни в определенную эпоху).

Зомбарт различал понятия «экономические стадии», «экономические системы», «хозяйственная деятельность», но принимал их научно некорректно. Главной целью хозяйственной деятельности, за Зомбартом, является рост богатства, прежде всего, в денежной форме. Цель капитализма – накопление меновой стоимости. Однако стремление к обогащению приводит к обесцениванию моральных принципов. Несмотря на внедрение коммерческого планирования, экономическая система капитализма носит иррациональный характер. Капиталистическая организация основывается на принципах индивидуализма и либерализма. В то же время его структура является авторитарной, большинство контролируется меньшинством, координация достигается с помощью децентрализованного рынка.

Зомбарт утверждал, что предприятие является лишь мнимым построением. Это свидетельствовало о мистичности его взглядов, приписывание психическим явлениям решающей роли в развитии общества (так, евреи, по его мнению, ответственные за развитие капитализма). Он считал, что капиталистическая система теряет гибкость вследствие государственного регулирования, а стоимость рассматривал как воображаемый, логический факт.

Зомбарт – один из авторов теории «организованного капитализма». В последние годы жизни перешел на позиции фашизма, выступал за кастовую структуру общества, в которой главная роль должна принадлежать государству и военным руководителям.

Марксизм.

Карл Маркс бал признан одним из величайших философов в истории человечества. Уникальность его состоит в том, что Маркс сумел рассказать о капитале с точки зрения философа.

Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий ученый, который занимался многими науками. Все же его главные исследования были в области политической экономии. Он также является одним из самых известных социалистических мыслителей. Многие сегодня пытаются ответить на вопрос, как устроить экономику, чтобы не было нищих, опираясь на теорию Карла Маркса. Многим он известен как автор «Нищеты философии» (1847), «К критике политической экономики» (1859), «Капитала» (1867) (1-й том). Второй и третий тома были опубликованы Фридрихом Энгельсом в 1885 и 1894 гг. Хотя до сих пор не все произведения переведены на русский язык, но на этот язык их переведено больше, чем на любой другой язык мира. Очень многие из произведений были опубликованы лишь после его смерти.

Марксизм – это новое учение о новых взглядах и ценностях, которое проповедовал Карл Маркс.

Экономическая теория Карла Маркса отличалась тем, что он не считал капиталистический строй «естественным» и «вечным» и всегда говорил, что будет революция. Эта революция сметет капиталистический строй и заменит его другим, где не будет места частной собственности, неравенству и нищете. Карл Маркс считал, что капиталистическое общество обязательно превратится в социалистическое посредством революционного вмешательства и не иначе. Такие выводы он сделал, основываясь на изучении экономического закона о развитии современного общества. Одна из главных основ наступления социализма – это накопление капитала. Капиталисты создают все больше своих производств, синдикатов, картелей и т. д., а наемные рабочие при этом лишь беднеют, что само по себе не может продолжаться бесконечно.

По его теории, капитализм должен погибнуть из-за внутренних противоречий, которые нельзя решить мирным путем. Этого вопроса касаются практически все труды Карла Маркса, в первую очередь «Капитал».

Главный вывод Маркса из этой теории состоял в том, что невозможно примирить буржуазию и пролетариат в рамках существующей системы. Также Карл Маркс утверждал, что этого не будет постоянно, потому что при накоплении капитала возрастает потребность в машинах и новых технологиях из-за высокой конкуренции, а также уменьшается потребность в человеческом труде. Такая стратегия ведет к большему обогащению одних (буржуазии) и обнищанию других (пролетариата), так как они все чаще остаются без работы.

Поэтому то, что Карл Маркс начинал как учение о развитии капитализма, стало впоследствии учением о его гибели и революционном переходе к социализму.

Капитал» Карла Маркса

«Капитал» – это самый главный труд Карла Маркса, который направлен на то, чтобы понять экономический закон, который движет людьми в современном обществе. Именно в нем Карл Маркс утверждал, что ключ для понимания культуры человечества и человеческой истории в целом – это труд, т. е. производительная деятельность человечества. «Капитал», как и многие труды Карла Маркса, утверждает, что капитализм все же погибнет. Однако многие страницы этого произведения посвящены именно возникновению капитализма из феодализма. Полное название этого труда звучит так: «Капитал: Критика политической экономики». Первый том был напечатан в 1867 г., еще при жизни автора. Начало этой книги в большей степени посвящено свойствам и функциям денег. В этом томе очень подробно и четко освещен вопрос об исторической тенденции накопления капитала. Второй и третий тома опубликованы в 1885 и 1894 гг. соответственно. Сделал это лучший друг Карла Маркса Фридрих Энгельс. Второй том «Капитала» как бы продолжает то, что не закончил в своей экономической таблице предшественник Маркса Франсуа Кенэ. Карл Маркс продолжает развивать его теорию о кругообороте общественного продукта. Также во втором томе он анализирует воспроизводство общественного капитала. Для этого Маркс проводит анализ всей экономики вообще, а не отдельных ее частей, как это делали экономисты до него. Там же Карл Маркс показывает, какую ошибку в этом вопросе допустили представители классической школы. По его словам, общественное воспроизводство следует разделить по крайней мере на две части:

  1. производство самих средств производства, для того чтобы в будущем производить что-либо новое;
  2. производство того, что потребляют каждый день.

Третий том этого труда посвящен таким важным вопросам, как ростовщичество, торговый и денежный капитал, земельная рента. Также третий том освещает вопрос о получении средней нормы прибыли. Для получения средней нормы прибыли приходится пользоваться законом стоимости. Новизна этого анализа достигается опять-таки путем исследования экономики в целом, а не по отдельным частям. Самое первое, что анализирует Карл Маркс, – это само происхождение прибавочной стоимости. Затем он берется за анализ того, как эта прибавочная прибыль подразделяется на земельную ренту, процент и прибыль. Прибыль – это то, как относится прибавочная стоимость ко всему капиталу, который вложен в предприятие. По словам Маркса, если повысить производительность труда, то произойдет самый быстрый прирост постоянного капитала, если на этот момент сравнивать его с переменным капиталом.

Наши рекомендации