Тема 1. Понятие коммуникации. Коммуникация и общение
Старостина Е.В., Шаповалова Н.Г.
Основы теории коммуникации: лекции и практика
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика»
Саратов, 2014
УДК 81’1 (075.8)
ББК 81.я73
С 77
Е.В. Старостина, Н.Г. Шаповалова
Основы теории коммуникации: лекции и практика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика». – Саратов, 2014. – 55 с.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой курса «Основы теории коммуникации». Пособие содержит тексты лекций, планы практических занятий, вопросы к семинарам, список рекомендуемой литературы, а также приложение, в котором содержатся избранные труды по теории коммуникации.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика».
Рецензент:
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи
Саратовской государственной академии права Е.А. Додыченко
УДК 81’1 (075.8)
ББК 81.я73
C77
Пособие издано в авторской редакции
© Е.В. Старостина, Н.Г. Шаповалова, 2014
Тема 1. Понятие коммуникации. Коммуникация и общение
Последнее столетие ознаменовалось масштабными изменениями в человеческой коммуникации. Только за два последних десятилетия люди пережили возникновение и массовое распространение двух новых коммуникативных технологий:
· мобильной телефонии, дополнившей классические электронные масс-медиа (радио, телевидение, стационарный телефон);
· Интернета, сделавшего возможной мировую коммуникацию и связавшего отдельные миры в единую сеть.
Огромный прорыв в развитии медиатехнологий привел к возникновению фундаментальной, обобщающей науки о коммуникациях – теории коммуникации (в англоязычной традиции – коммуникативистики, в русскоязычной – коммуникологии).
Одно из основополагающих понятий данной науки – «коммуникация» (от лат. communicatio ‘сообщение, передача’, communicare ‘делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать’). В 20-е годы XX века этот термин был введен в научный обиход американским социологом Чарльзом Хортоном Кули (1964-1929). В своей монографии «Социальный процесс» ученый называл им механизм, обеспечивающий существование и развитие человеческих отношений, который включает все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.
С тех пор термин «коммуникация» широко используется в кибернетике и теории информации. Во множественном числе (коммуникации) он называет технические системы, которые обеспечивают перемещение материальных предметов, веществ, энергии или информационных сигналов в пространстве (трубы, телефоны, факсы и т.п.). В единственном числе (коммуникация) означает:
· средства связи любых объектов живой и неживой природы, материального и духовного мира;
· вербальное и невербальное взаимодействие и взаимовлияние людей друг на друга (социальная коммуникация, собственно общение);
· передачу и массовый обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (массовая коммуникация).
Особенности протекания информационных процессов в технических, биологических и социальных системах обусловливают необходимость выделения нескольких разновидностей коммуникации.
Передачу информации в живой природе подразделяют на биокоммуникации и зоокоммуникации. Биокоммуникации включают все способы связи в мире флоры, в частности связь растений с энергией солнца и почвой. К зоокоммуникациям относят обмен сигналов в мире фауны: язык дельфинов, танец пчелы-разведчика, нашедшей нектар, перед пчелами-фуражирами (заготовителями пищи), бои за добычу и брачные ритуалы птиц и животных, испанская коррида как танец лошади перед быком и пр. Передачу информации в созданных человеком технических устройствах, машинах и механизмах (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет) называют техническими коммуникациями. Информационное взаимодействие в человеческом обществе определяют как социальную коммуникацию (Human communication), или общение. Различные сферы общества, познавательно-трудовой и творческой деятельности людей, отраслевые особенности коммуникаций в экономике, политике, социальной сфере обусловливают выделение многочисленных видов социальной коммуникации (бизнес-коммуникации, политические коммуникации, коммуникации в социальной работе и пр.).
Наиболее ярко сущность человеческого общения (социальной коммуникации) проявляется в сопоставлении с зоокоммуникациями.
Признак | Зоокоммуникации | Социальная коммуникация |
Коммуникативное намерение | отсутствует (животные вступают в коммуникацию в силу унаследованных инстинктов и приобретенных рефлексов) | присутствует (человек сознательно стремится передать другому человеку информацию, зачастую предполагая, какой эффект она произведет) |
Коммуникативные знания, умения, навыки | являются частью инстинктов, наследуются рефлекторно | являются частью традиции, приобретаются в общении |
Усвоение кодовой системы другого вида | не возможно (животные различных видов практически не общаются друг с другом) | возможно (человек способен изучить иностранный язык; феномен билингвизма) |
Форма коммуникации | невербальная (без слов) | вербальная (речевая, словесная) |
Знаки | демонстрации (телодвижения, позы, звуки и пр.) | единицы языка (слова, предложения и пр.) |
Семантика знаков | не имеют определенного значения (слишком просты и неопределенны вне общения, но в каждой ситуации чрезвычайно конкретны) | значение каждого знака уникально (единицы языка призваны отразить все многообразие объектов окружающей действительности, мыслей и чувств говорящего) |
Знаковая система | закрыта (новых сигналов не прибавляется) | открыта (пополняется новыми словами, морфемами и синтаксическими конструкциями) |
линейна (сигналы – готовые «предложения»: характеризуют ситуацию в целом, не делятся на меньшие элементы, не образующие текста) | иерархична (меньшие единицы служат для организации больших, образуют текст) |
Обратим внимание, что понятия «коммуникация» и «общение» близки, но не совпадают. Их объединяет использование языка, связь с обменом и передачей информации. Отличают тип, связь, характер и сфера протекания.
Признак процесса | Коммуникация | Общение |
Тип | информационный (духовный) | информационный (духовный), практический (материальный) |
Связь | субъектно-объектная (есть отправитель и получатель сообщения) | субъектно-субъектная (есть собеседники, соучастники общего дела) |
Характер | однонаправленный (монолог) | двунаправленный (диалог) |
Сфера протекания | всюду, где передают и получают информацию | только между людьми |
Общение является решающим фактором возникновения языка и речи. Участвуя в этом процессе, люди узнают психологические особенности друг друга, устанавливают контакты, обмениваются информацией (в том числе культурным и общественным опытом), организуют различные виды совместной деятельности.
Анализ действия естественного отбора на групповом уровне и изучение коммуникации животных позволили установить, что любая коммуникативная система предназначена не для выгоды особи, подающей сигнал, и не для выгоды особи, его принимающей. Она возникает, развивается и существует как механизм управления в системе популяции в целом, поскольку представители одного вида неизбежно конкурируют за ресурсы (территорию, пищу, укрытия, половых партнеров и т.п.). Коммуникативное взаимодействие помогает им распределить эти блага таким образом, чтобы этих благ (пусть и разного качества) в итоге хватило всем особям. Таким образом, средствами общения любая популяция, в том числе человечество во всех своих формах (от семьи до мирового сообщества), воспроизводит и организует себя.
Играя важную роль в общественных отношениях, социальная коммуникация имеет колоссальное значение для отдельной личности. В общении оформляются и проявляются социально-психологические и психологические особенности человека, приобретается его жизненный опыт. Каждый нуждается в общении, чтобы познать себя и войти в цивилизованное общество. В общении и через него происходит социализация, т.е. сложный процесс вхождения человека в то или иное национально-лингво-культурное сообщество, «врастания ребенка в цивилизацию» (А.Н. Леонтьев). Социализация начинается с рождения человека и заключается в трансляции культуры, основным каналом которой является язык. На начальном этапе социализации культура транслируется в том числе в виде фольклорных текстов и детской литературы (сказок, песен, стихов, игр).
Система внутренних ресурсов, необходимых человеку для достижения успеха в межличностном, корпоративном и деловом общении, называется коммуникативной компетентностью. В нее входят:
· уровень кода (вербальный опыт, владение необходимым набором языковых средств, знание правил их верного использования в соответствии со своими намерениями и интересами окружающих, умение сосредоточиться на искусности речи, навыки успешных публичных выступлений);
· когнитивный уровень (система ценностей, картина мира, познавательный опыт);
· прагматико-мотивационный уровень (ситуативный опыт, коммуникативные намерения, установки, мотивы, способности).
Коммуникативная компетенция – часть коммуникативного потенциала, т.е. возможностей человека, определяющих качество его общения (владение инициативой в общении, формирование и реализация индивидуальной программы общения).
Развитие коммуникативного потенциала предопределяет судьбу и успех человека в современном обществе. Так, специалисты Эдинбургского университета, несколько лет интервьюировавшие очень удачливых и ужасно невезучих людей, установили, что люди, чья жизнь полна счастливых шансов, чрезвычайно разговорчивы, коммуникабельны. Им постоянно везет просто потому, что они широко общаются с людьми, с которыми сталкиваются в повседневной жизни. «Удачники» выбирают работу, связанную с общением, а в свободное время активно поддерживают контакты с окружающими (встречаются с друзьями, ходят на вечеринки, заговаривают с незнакомцами). Постоянно расширяя круг знакомых, они увеличивают возможность встретиться с людьми, которые могут помочь им в жизни, в том числе продвижении по службе. Таким образом, «удачники» подсознательно следуют одному из основных правил продвижения по карьерной лестнице в современном обществе, согласно которому успех обеспечивает не столько профессионализм (он воспринимается как нечто само собой разумеющееся), сколько мастерство общения.
Так, среди президентов США наибольшей популярностью у электората пользовались экстраверты. Их общительность и даже болтливость стали преимуществом в политической борьбе и управлении государством по двум причинам. Во-первых, американцы уверены, что глава исполнительной власти США обязан общаться с людьми, которые его выбрали. Во-вторых, текстовые послания (официальные речи, интервью, записи в блогах) позволяют президенту обращаться за поддержкой к общественности. Если эта поддержка предоставляется, у него появляется намного больше пространства для политического маневров и рычагов влияния, прежде всего на высший орган законодательной власти – Конгресс.
Таким образом, идет ли речь о президенте США или любом другом члене социума, в наши дни наиболее успешным оказывается не тот, кто более сведущ, а тот, кто участвует в большем количестве операций передачи информации (коммуникаций). Колоссальная значимость интеллектуального продукта, огромное количество его трансляций и активное тиражирование посредством системы высшего образования и СМИ приводят к тому, что в основе современного общества лежит умение всех и каждого работать с информацией. В связи с этим в начале 50-х годов прошлого столетия философы определили его какинформационное. Особенно активно этот термин стал употребляться ближе к концу XX века, в связи со всеобщей информатизацией и компьютеризацией.
Литература:
- Больц Н. Азбука медиа. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 136 с.
2. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. – М.: Гнозис, 2004. – 318 с.
- Бурлак С. Происхождение языка: Факты, исследования, гипотезы. – М.: Астрель: CORPUS, 2011. – 464 с.
- Вайзман Р. Фактор удачи. – М.: ЗАО «Мой Мир», 2004. – 224 с.: ил.
- Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 216 с.
- Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.
- Иванов Д. Общество как виртуальная реальность / Информационное общество. – СПб. – М.: АСТ, 2004. – С. 355-427.
- Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 240 с.: ил.
- Лактионов А. Информационное общество: через тернии к звездам? / Информационное общество. – СПб. – М.: АСТ, 2004. – С. 5-6.
- Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 320 с.
- Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 296 с.: ил.
- Психология личности. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 633 [3] с. – (Образовательный стандарт).
- Торп К. Искусство непринужденной беседы. – М.: Издательство «Омега-Л»: СмартБук, 2008. – 137 с.: ил., табл. – (ЛАБОРАТОРИЯ УСПЕХА. Бизнес-рецепты!).