Понятие и принципы гражданства
Гражданство РФ - это устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.
Юридические признаки гражданства РФ:
1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны);
2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).
Основным документом, удостоверяющим наличие у лица гражданства РФ, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
В целях подтверждения лицом своей принадлежности к гражданам РФ при выезде за границу он должен получить заграничный паспорт гражданина РФ, визовые документы, а при прохождении воинской обязанности - военный билет и т. д.
РФ гарантируют защиту прав своих граждан, даже если они находятся и постоянно проживают за рубежом.
Гражданство РФ устанавливается Конституцией РФ, а также ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ ≪О гражданстве Российской Федерации≫ (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и другими законами при условии, что они не содержат положений, ограничивающих права и свободы граждан.
Гражданство РФ может возникнуть у лица по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, либо уже констатируется на основании факта наличия у него в прошлом гражданства СССР.
Принципы гражданства РФ - основополагающие начала, устанавливающие основы правового статуса граждан РФ, а также регулирующие вопросы порядка приобретения и прекращения гражданства РФ и иные вопросы.
Принципы гражданства РФ:
1) единство и равность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения;
2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ;
3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его;
4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству;
5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ;
7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества;
8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.
История развития законодательства
О гражданстве
В царской России существовало подданство, а
не гражданство. Подданные подразделялись на
несколько разрядов с особым правовым статусом:
1) природные подданные, в составе к-рых,в свою очередь, выделялись:а) дворяне(потомственные
и личные); б) духовные лица (делились по веро-исповеданиям); в) городские обыватели (разби-вались на группы: почетные граждане, купцы,
мещане и цеховые); г) сельские обыватели;
2) инородцы (евреи и восточные народы); 3) фи-нляндские обыватели. Кроме того,4 группы природных подданных делилось на лиц податного и неподатного состояния.Лица неподатного состо-яния (дворяне и почетные граждане) пользова-лись свободой передвижения и получали бес-срочные паспорта для проживания на всей
тер-рии империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.
С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.
Первым актом советской власти по вопросам
гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11.11.1917 г.
- устанавливается одно общее наименование для всего населения России - граждане Российской республики; ликвидируются сословия и соответствующие привилегии.1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на тер-рии Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам,
к-рые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.С образованием СССР было установлено гражд-во СССР. В ст. 7 Конст СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражд-во для граждан союзных республик.
29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражд-ве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражд-во обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражд-во исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании декретов, принятых до Конст-ции СССР 1924 г.; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламе-нтировало вопрос о гражд-ве детей в случае изменения гражд-ва родителей.Новое Положение
о гражд-ве СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 1930 г. В этом же году постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражд-во СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве СССР 1931 г.Это Положение, исходя из констит принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражд-во и выхода из него,с гра-жданством детей. Каждое лицо, находившееся
на тер-рии СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежно-сть к гражд-ву иностранного гос-ва. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах
к-рой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с др союзной республикой, то может избрать гражд-во этой республики.
Президиумы ЦИК союзных республик могли
принимать в гражд-во СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражд-ва СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР).
Лишение гражданства СССР осуществлялось в
аналогичном порядке. Согласно Положению
1931 г., иностранные граждане - рабочие и крес-тьяне, проживающие в пределах СССР для тру-довых занятий, пользовались всеми полит права-ми граждан СССР.Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражд-ва СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностран-цев, пользующихся правом полит убежища всле-дствие преследования их за революционно-осво-бодительную деятельность; б) лиц, меняющих гражд-во в связи с вступлением в брак.В этих
случаях приобретение гражд-ва и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК
АССР или исполнительного комитета автоном-
ной области,если заявитель проживал на тер-рии СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР).Конст-ция СССР 1936 г, закрепи-
ла принцип единого союзного гражд-ва. Она сохранила отнесение к ведению СССР законодате-льства о союзном гражд-ве и о правах иностранцев.В соответствии с Конст-цией СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был при-нят Закон о гражданстве СССР.Сохраняя сложи-вшиеся принципы гражд-ва, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноя-бря 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражд-ва; б) лица, к-рые приобрели гражд-во СССР в устано-вленном законом порядке.Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и порядок решения вопросов о
выходе из гражд-ва и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.
Это отражало развивающиеся процессы усиле-
ния централизма СССР. Конст-ция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражд-вом СССР. Получил консти-туционное выражение важный принцип гражда-нства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского гос-ва. Принятие в гражданство СССР, решение вопро-сов о выходе из гражданства и о его лишении
входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР. В соответствии с констит-ми сою-зных республик 1978 г. право принимать в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов союзных республик.
В 1978 г. был принят новый Закон о гражд-ве СССР, что вызывалось необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражд-вом.Закон по-иному сформулировал условие принадлежности
к гражд-ву СССР, применив так называемый ну-левой вариант.Исходным началом в определе-
нии принадлежности лица к гражд-ву СССР признавалось его состояние в гражданстве Союза на день вступления в силу настоящего Закона (а не в подданстве бывшей Российской империи).Такое изменение было закономерным, ибо за прошед-шее время выросло несколько поколений людей, родившихся после октября 1917 года. Число лиц, бывших ранее подданными Российской империи, составляло незначительный процент населения. Новый этап развития гос-ва, охарактеризован-
ный как перестройка, учреждение поста Прези-дента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23
мая 1990 г. был принят Закон о гражд-ве СССР, знаменовавший некоторые шаги вперед по пути демократизации правового регулирования отношений гражд-ва.В нем появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гра-жданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Тем самым
Закон восполнил некоторые пробелы, имевшие-
ся в прежнем законодательстве и оставлявшие
широкий простор для произвольного примене-
ния правовых установлений.Полномочия приня-тия решений по вопросам гражд-ва, перешли к Президенту СССР.Принятие Декларации о гос
суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве РФ (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все от-ношения, связанные с российским гражд-вом.
39.Признание гражданства : понятие,
содержание правового механизма
Признание гражданства рассматривалось ранее действовавшим законодательством как одно из оснований приобретения российского гражданства. Однако признание гражданства нельзя рассматривать как способ его приобретения. Суть признания заключается не в приобретении лицом статуса гражданина, а в установлении его принадлежности к российскому гражданству. Признание как юридический факт не порождает гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный Закон о гражданстве, сохранив признание, не рассматривает его более как основание приобретения гражданства.
Признание направлено на устранение возникшей неясности в вопросе о том, обладает или нет лицо гражданством. А неясность может порождаться рядом обстоятельств: изменением государственной принадлежности территории, на которой проживает человек, например, в результате распада федеративного государства; изменением законодательства о гражданстве; коллизиями законодательства разных стран. Состоявшееся признание индивида российским гражданином означает, что он обладал российским гражданством до признания и на этот момент.
Гражданство признается, во-первых, законодательным определением круга российских граждан, во-вторых, установлением факта российского гражданства у отдельных лиц уполномоченными органами, например органами внутренних дел. И в том, и в другом случаях признание выступает институтом правопреемства в отношении гражданского населения.
Закон о гражданстве определяет, что гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие такое гражданство на день вступления Закона в силу (1 июля 2002 г.): б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Приведенная норма говорит, что на день вступления в силу Закона о гражданстве российское государство имело своих граждан. Следовательно, вступая в силу, Закон не только заложил способы приобретения и прекращения российского гражданства на будущее, но и выделил круг лиц, обладающих статусом российского гражданина на момент смены законодательства о гражданстве.