Распад колониальной системы и образование независимых государств в странах Юго-Восточной и Южной Азии.
Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны. Уже в 1918—1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления.В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мирным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. При этом Индия в 1947 г. была разделена на две части, получившие статус доминионов — Индийский союз и Пакистан. Конституция независимого государства Индии 1949 г. провозгласила создание суверенной и демократической республики, в которой запрещались рабство и какие бы то ни было формы принудительного труда. В Конституции говорилось о равенстве всех граждан перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. По форме правления Индия представляет собой парламентарную республику. Высшим законодательным органом по Конституции является, парламент, состоящий из главы государства и двух палат — Народной палаты и Совета штатов(избираются путем всеобщих прямых выборов). Главой государства, по Конституции, является президент, избираемый особой коллегией. Правительство — Совет министров — ответственно не перед президентом, а перед нижней палатой парламента. Индийский союз, согласно Конституции, является федерацией. В 1978 г. была принята Конституция Шри-Ланки, важнейшими чертами которой явились отказ от основных черт традиционного парламентаризма и наделение президента очень широкими полномочиями.Юго-восточная азияКонституция Индонезии 1945 г. провозгласила суверенитет народа и пять принципов государственной идеологии (панчасилы): веру в единого Бога, единство нации, демократию, гуманизм, справедливость. Своеобразным высшим органом государственной власти здесь является Народный консультативный конгресс, который собирается один раз в пять лет для разработки и совершенствования конституции, избрания президента и вице-президента. Президент автоматически становится премьер-министромНа Филиппинах в 1946—1972 гг. действовала американская модель президентской республики с двухпартийной системой. Вместе с тем уже в 50-х гг. эта система продемонстрировала отступление от демократии, поскольку были запрещены левые партии и профсоюзы. С начала 70-х гг. был провозглашен курс на создание “нового общества”, который характеризовался дальнейшей концентрацией власти в руках президента, опорой на армию, установлением монополии одной партии. Примером установления в 70-х гг. “конституционного авторитаризма” служит и ряд других военно-бюрократических режимов в азиатском регионе (Таиланд, Пакистан). В Мьянме (Бирме) в 1988 г. был установлен военный режим, а в 1994 г. была принята новая Конституция. Значительная часть парламента назначается, реально в стране продолжается правление военных. В результате национально-демократической революции в 1978 г. была провозглашена Демократическая Республика Афганистан. При поддержке бывшего СССР ее руководство заявило о социалистической ориентации, в Афганистан были введены войска СССР. После их вывода прежний режим был свергнут. В 1987 г. здесь была принята Конституция, изменившая название страны (Республика Афганистан). В течение многих лет в Афганистане идет междуусобная борьба, поддерживаемая рядом зарубежных государств. Попытки создать правительство “национального примирения” пока не привели к желаемым результатам, Конституция 1987 г. отменена.
Диктатура якобинцев
Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев завершилось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции – утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года). Конвент отсрочил введение в действие конституционного режима и заменил его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исключительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали:
• Конвент - высшим органом государственной власти. Ему принадлежало право издания законов и их толкования.
• Комитет общественного спасения, ставший центром революционной власти и фактически главным органом правительства. Комитет общественного спасения получил от Конвента исключительные полномочия на руководство обороной страны, текущее управление, включая внешнюю политику. Под его началом и контролем находились все министерства, ведомства, в том числе исполнительный совет.
• Комитет общественной безопасности. Он вел расследование всех дел, связанных с контрреволюционной и иной деятельностью, угрожавшей безопасности республики. Лица, уличенные им в преступлении, предавались суду революционного трибунала. В ведении Комитета находилась полиция, также он наблюдал за тюрьмами.
На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и "народные общества". Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения. Под их руководством были проведены важнейшие мероприятия по повышению боеспособности армии ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием.
Важное место в системе революционной власти занял революционный трибунал(ранее — Чрезвычайный уголовный трибунал). В нем было введено ускоренное судопроизводство. Его приговоры считались окончательными, единственной мерой наказания в отношении лиц, признанных виновными, была смертная казнь.
Сразу же по приходе к власти якобинцы пошли навстречу требованиям крестьянства. Декретом 3 июня 1793 г. Конвент установил льготный порядок продажи конфискованных земель эмигрантов малоимущим крестьянам - мелкими участками с рассрочкой платежа на 10 лет. Через несколько лет Конвент декретировал возвращение крестьянам всех отнятых помещиками общинных земель и порядок раздела общинных земель поровну на душу населения по требованию трети жителей общины.
11 июня 1793 г. принят Декрет об общинных землях, закрепивший переход общинных земель к крестьянам; доли, доставшиеся при разделе, не могли быть отчуждены в течение 10 лет (после обнародования закона); раздел общинных земель не обязателен (по голосованию - согласие 1/3 членов необходимо для раздела).
Наконец, 17 июля 1793 г. осуществили главные требования крестьянства: Конвент принял постановление о полном, окончательном и безвозмездном уничтожении всех феодальных прав, повинностей и поборов. Феодальные акты и документы подлежали сожжению, а хранение их наказывалось каторгой.
24 июня 1793 г. якобинский Конвент представил на утверждение народа и принял новую Конституцию. Якобинская Конституции 1793 г. устанавливала во Франции республиканский строй. Высшая законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, избираемому всеми гражданами (мужчинами), достигшими 21 год. Высшая исполнительная власть по Конституции 1793 г. предоставлялась Исполнительному Совету, который осуществлял повседневное руководство страной на основе законов.
Принятая Конвентом новая Декларация прав человека и гражданина 1793 г. объявляла правами человека свободу, равенство, безопасность и собственность, а целью общества - всеобщее счастье.
Упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный.
Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупной буржуазии. Якобинцев перестали поддерживать сельская беднота, плебейские элементы и зажиточное крестьянство, буржуазия (из-за ограничительного режимом и политики реквизиций).
27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобинскую республику. Установился режим Директории.