О противодействии коррупции
План
I. Введение
II. Основные принципы, цели и задачи противодействия коррупции в РК.
III. Основные меры по профилактике коррупции
IV. Заключение
Список литературы
Коррупция как негативное явление знакома всем странам мира.
Одной из экономических причин коррупции является низкая заработная плата государственных служащих, а также большое количество запретительных норм и высокие полномочия во влиянии на деятельность фирм и граждан.
Коррупция – сложная, комплексная социально – правовая проблема, требующая к себе и соответствующего отношения, т.е. комплексного подхода, сочетающего различные меры и средства. В связи с этим необходимы целенаправленные усилия со стороны государства и гражданского общества, нужна соответствующая антикоррупционная политика. Антикоррупционная политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества по борьбе с коррупцией.
Коррупция от лат. corruption-подкуп, продажность, взяточничество.
Республика Казахстан с проблемой коррупции столкнулась, уже начиная с 1991года, когда стали проявляться элементы коррумпированного общества и коррупция проникла во все сферы государственной и общественной жизни страны.
Основными положительными моментами стали масштабные законодательные инициативы, предпринятые в области противодействия коррупции и обеспечения прозрачности и подотчетности деятельности государственной власти, говорится в исследовании. Вновь было реализовано Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также были приняты следующие Законодательные и другие нормативно – правовые акты:
18 ноября 2015года был принят Закон «О противодействии коррупции» РК. №410-V ЗРК.
20 мая 2015года была принята новая программа главы государства Н.А.Назарбаева «План нации – 100 конкретных шагов».
Указ Президента Республики Казахстан «Об Антикоррупционной стратегии». Республики Казахстан на 2015-2025 годы»от 26 декабря 2014 года № 986.
«Этический кодекс государственных служащих РК» от 29 декабря 2015 года № 153.
Закон «О государственной службе» от 23 ноября 2015г. и.т.п.
Цель:
О противодействии коррупции
Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК
В Республике Казахстан в переходный период ее развития коррупция не только сохранилась, а стала еще больше распространяться. Это связано с возникновением элементов рыночных отношений, когда многие стали действовать по принципу: «Все можно сделать за деньги». Всем известно, что подлинного экономического процветания достигают лишь те государства, где коррупционные явления сведены к минимуму. Примером подражания для нашего Казахстана можно взять страну Сингапур.
Сегодня коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости; проблема коррупции занимает одно из основных мест в перечне угроз национальной безопасности, сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г.
Целью данной работы является рассмотрение коррупции как проблемы национальной безопасности.
При написании работы ставились задачи:
- исследование литературных источников и действующего законодательства по исследуемому вопросу;
- дать понятие коррупции, выявить ее сущность, причины и последствия;
- проанализировать нынешнюю ситуацию в области коррупции в России.
Объектом исследования работы являются общественные отношения, связанные с коррупцией как проблемой национальной безопасности.
Предмет исследования – коррупция.
Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.
Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.
Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц [4, с. 369].
Проводя мною опрос населения (точнее говоря 40 человек) были заданы следующие вопросы:
1. В каком государственном органе, по вашему мнению больше коррупционных правонарушений?
А. В министерстве образования
Б. В министерстве здравоохранения
В. ГОВД
2. Причины коррупционных проступков?
А. Низкая заработная плата госслужащих и бюджетников.
Б. бумажная волокита
В. Экономии времени
3. Цель коррупционных правонарушений?
А. Госслужащие, пользуясь своими положениями, хотят извлечь себе выгоду в своих же и интересах.
Б. Стремление на вышестоящую должность.
В.
4. Причины взяточничество
А. Быстрое и качественное оказание госуслуг.
Б. Неуверенность в себе, в своей компетентности.
В. Борьба за лидерство
5. как снизить коррупционные поступки до минимума?
А.
Действует единный бесплатный call-центр, позвонив на короткий номер которого - 1424, любой казахстанец может проконсультироваться по вопросам противодействия коррупции или сообщить о фактах коррупционных правонарушений.
В соответствии с целями и задачами, определенными в Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 26 декабря 2014 года №986 утверждена Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы.
В данной Стратегии изложены основные направления антикоррупционной политики государства на предстоящие годы. Она содержит комплекс мер, которые будут способствовать устранению предпосылок коррупции, искоренению причин и условий, ее порождающих, сокращению ее уровня а также ее профилактики.
Ключевыми направлениями противодействия коррупции, определенными Стратегией, являются:
- противодействие коррупции в сфере государственной службы;
- внедрение института общественного контроля;
- противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе;
- предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах;
- формирование уровня антикоррупционной культуры;
- развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
В рамках данных направлений будут разработаны и приняты новые законы «О противодействии коррупции», «Об общественном контроле», «О доступе к публичной информации», которые позволят пересмотреть понятие «коррупция» и провести четкое разграничение между коррупционными правонарушениями, создать и внедрить систему гражданского контроля в жизнедеятельности государства, обеспечить свободный доступ граждан к публичной информации.
На государственных служащих будет возложена обязанность декларировать не только свои доходы, но и расходы.
Будет продолжена работа по дальнейшей модернизации системы государственных закупок, обеспечению максимальной прозрачности при оказании услуг населению как государственными органами, так и субъектами квазигосударственного и частного секторов.
В сфере обеспечения правосудия, законности и правопорядка предусмотрен комплекс мер по обеспечению свободного доступа к правосудию, внедрению механизмов конкурсного отбора и принципов меритократии в кадровой политике правоохранительных органов.
При этом приоритеты в работе указанных органов, в том числе в сфере противодействия коррупции, будут смещены на профилактику и предупреждение преступлений и правонарушений.
Формирование уровня антикоррупционной культуры, антикоррупционного просвещения населения будет осуществляться посредством проведения масштабных обучающих антикоррупционных курсов в учебных заведениях, государственных органах, среди населения, путем привлечения средств массовой информации, неправительственных организаций, современных интерактивных средств.
Развитию международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции будет способствовать усиление взаимодействия с международным сообществом, в том числе путем проведения антикоррупционных мероприятий, участия в авторитетных международных организациях, а также использования лучших примеров международной практики в этой сфере.
Реализация мероприятий, предусмотренных Стратегией, будет подлежать обязательному мониторингу и отчёты о ходе исполнения мероприятий, будут доводиться до сведения общественности.
Полная информация по деятельности Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции и ее территориальных подразделений в свете реализации задач обозначенных Стратегией будет размещается на официальном сайте Агентства по адресу www.anticorruption.gov.kz.
Недостаточная прозрачность при принятии решений, затрагивающих наиболее значимые вопросы общественной жизни, отсутствие надлежащего гражданского контроля и учета общественного мнения в деятельности государственного аппарата ведут к избыточной бюрократии, административным барьерам и злоупотреблению должностными полномочиями, что в совокупности формирует негативные факторы, способствующие росту коррупционных проявлений.
Для формирования системы эффективного противодействия коррупции необходимо прежде всего определить основные факторы, способствующие ее проявлениям в современных условиях.
Среди них наиболее актуальными в настоящее время являются, во-первых, несовершенство отраслевых законов, нормы которых при правоприменении нередко создают условия для совершения коррупционных деяний.
Гражданам, не разбирающимся в тонкостях юриспруденции, на практике бывает сложно правильно понять и надлежаще трактовать положения таких законов.
Во-вторых, недостаточная прозрачность государственного и корпоративного управления. Процесс выработки и принятия управленческих решений по-прежнему остается одним из самых закрытых, в том числе в случаях, когда речь идет о решениях, затрагивающих права и законные интересы граждан.
В-третьих, сохраняются коррупционные риски, связанные с прямым контактом должностных лиц с населением при оказании государственных услуг.
В-четвертых, все еще низкий уровень правовой культуры населения, в том числе самих служащих государственного сектора, что позволяет нечистоплотным работникам использовать его в корыстных, противоправных целях.
В-пятых, отсутствие комплексной и целенаправленной информационной работы по формированию антикоррупционной модели поведения граждан и общественной атмосферы неприятия коррупции.
В-шестых, недостаточный уровень оплаты труда отдельных категорий государственных служащих и социальных гарантий на государственной службе.