Влияние Смутного времени на эволюцию российского общества.
На рубеже XVI и XVII столетий в России разыгралась историческая драма, которая вошла в историю под названием «Смута». Смутное время продолжалось с 1598 по 1613 г. Столь небольшой по протяженности период российской истории вместил в себя громадное количество событий, которых другому государству хватило бы на несколько эпох: ожесточенная политическая борьба и чехарда правителей на московском троне; самозванцы, сидящие на престоле или претендующие на него; иностранные претенденты на царский венец. Борьба за трон развертывалась на фоне сильнейших социальных катаклизмов — выступлений крестьян, казаков, инородцев, посадского населения, в которых в ряде случаев участвовало и дворянство. С 1609 г. Смута усугубляется вмешательством в русские дела шведов и поляков. Неурожаи, голод, эпидемии, которыми сопровождался период Смуты, также сыграли немалую роль в ее обострении. От этапа к этапу события Смутного времени вели к распаду российской государственности, нарастала угроза утраты страной национальной независимости.
Смута – системный кризис. Причины:
- Неспособность общественного сознания принять «небожественного царя». Борис Годунов был дальновидным политиком, решал такие проблемы как закрепление принципов работы системы государственного управления, конслолидация дворян и ликвидирование боярского сословия, расширениие территории России, крестьянский вопрос. По сути к концу жизни у Годунова было всё кроме пресловутой «шапки», его не принимали как природного государя.
- в российском обществе сложилась традиция неуважения к личности, к жизни человека (наследие тат-монг ига и царствовования Ивана Грозного)
- попытки сгладить социальные противоречия оказались безуспешными. Власти не удалось устранить эти противоречия, боярство в условиях кризиса института государя стремилось к революционности, сформировался ареал, где выражалось всё недовольство общества – казачество.
- необычайное совмещение во времени чрезвычайных обстоятельств – неурожаи, моровые болезни и другое.
- наконец кризис в общественном сознании людей – падение доверия к выбранному царю, кризис в духовной сфере, в социально-экономических отношениях.
По сути Смута – борьба 2-х начал: государственного и личного (боярского).
Собственно история:
Когда трон перешел в 1584 г. к сыну Ивана IVФедору, деспотическая система стала давать сбои. Федор, страдавший слабоумием, не мог выполнять государственные обязанности, поэтому при царе функционировал опекунский Совет, руководство которым вскоре перешло в руки Бориса Годунова, брата жены царя.
Как политический деятель он сформировался во времена Ивана Грозного и в его окружении. Будучи по российским меркам незнатным, Годунов сумел выдвинуться и при царе Федоре являлся фактическим правителем страны, проводя ту же линию в политике, что и Иван Грозный. Ставка делалась на служилых людей (бюрократию), дворяне получили многочисленные льготы: барская запашка, в отличие от крестьянской, не облагалась налогом. Произошло "обеление" дворянских земель, т.е. освобождение от податей. Основная тяжесть разорительных налогов легла при этом на крестьянство. Продолжалась политика закрепощения и ужесточения крепостного права. Крестьянам теперь было запрещено в осенний Юрьев день покидать своего помещика. Для укрепления Москвы как православного центра по инициативе Годунова в 1589 г. было учреждено патриаршество. Русская православная церковь, имевшая фактическую независимость от Константинополя со времени падения Византии, теперь оформила ее и юридически.
После смерти в 1598 г. царя Федора, у которого не было детей, прервалась линия личной власти, иссякла московская ветвь рода Рюриковичей и страна стала скатываться в пучину гражданской войны, которая получила название "Смутного времени". Все признаки социальной катастрофы бъш налицо: кризис власти и отсутствие претендента с твердыми правами на престол; недовольство, бунт народа (повсеместно происходили восстания, наиболее крупное из них — под руководством Болотникова); ослабление, а затем и распад государства; иностранная интервенция (шведы захватили Новгородскую землю, в Москве хозяйничали поляки). Поскольку в период Древней Руси утверждались тенденции прогрессивного типа, сохранившего некоторые свои элементы, то во время Смуты у страны появилась альтернатива: или по-прежнему идти путем, близким к восточному, или вернуться на европейскую стезю развития, что означало необходимость ограничения власти, предоставления свободы обществу. В результате развернулась борьба общественных сил за лучшую жизнь, выбор пути развития. На разных этапах Смуты она протекала по-разному, но всегда присутствовала тенденция перехода к европейскому типу. Выделим основные этапы Смуты и рассмотрим их особенности.
Первый этап Смуты: 1598-1605 гг.
На этом этапе появились первые признаки дестабилизации системы, но управляемость сохранялась. Такая ситуация создавала условия для осуществления контролируемого процесса изменений путем реформ. Отсутствие претендента с твердыми правами на престол после смерти Федора Иоановича было крайне опасным при самодержавной, ничем не ограниченной власти. В1598 г. состоялся Земский собор. Состав Собора был широким. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова, который фактически правил страной. Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала присягнуть Думе как высшему органу власти. Таким образом, сразу же возникла альтернатива: либо избрать царя и жить по-прежнему, либо присягнуть Думе, что означало возможность изменений в общественной жизни. Исход борьбы решила улица (хрен знает, что за улица), высказавшись за Бориса Годунова, который согласился на царство.
Казалось, выбор Годунова на царство предрешал развитие страны в прежнем русле. Однако, став царем, он избрал иные приоритеты. Ради поощрения торговли с Западом он осыпал щедрыми милостями немецких купцов. Они получили от казны большие ссуды и разрешение на свободное передвижение как внутри страны, так и за ее пределами. Иноземцев в Москве стало больше, чем когда-либо прежде. Он так далеко зашел в своих симпатиях к Западу, что сформировал свою личную охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев. Власти проявляли заботу о распространении книгопечатания. Во многих городах были открыты типографий. Вынашивались планы учреждения в России школ и даже университетов по европейским образцам. Много внимания уделялось городам, которые отстраивались и превращались в очаги культуры, в них активно развивалась торговля. Прежде всего это относится к Москве. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество — водопровод. Расцвет городов при Годунове — показатель прозападности его политики.
Однако ориентация в сторону Запада была очень умеренной и непоследовательной, проявлялась скорее как тенденция и большинство из задуманного реализовать не удалось. Корпоративная структура общества, сдерживавшая процесс социальной мобильности, изменений, оставалась в неприкосновенности. Власть по-прежнему имела дело с корпоративными объединениями, а не с гражданами. Новшества политики Бориса Годунова затрагивали в основном городское население, которое составляло не более 2%. Крестьянам, которые являлись основной массой населения, политика Бориса не принесла ничего нового. Дворяне в своих поместьях усиливали эксплуатацию крестьян, которые отвечали на это бунтами, убийством помещиков, бегством на окраины страны.
Положение большинства народа было бедственным. В начале XVII в. сельское хозяйство пришло в упадок, к этому добавились стихийные бедствия. В1601 г. разразился страшный голод, который продолжался три года. По данным иноземных послов, только в Москве погребли в братских могилах более 120 тьс. человек, умерших от голода. Современники сообщали, что за три голодных года "вымерла треть царства Московского". В трудных условиях власть пошла на некоторые послабления: был восстановлен Юрьев день, организована раздача хлеба голодающим. Но и эти меры не сняли напряженности. В1603 г. восстания приняли массовый характер.
Оценивая личность Бориса Годунова, следует иметь в виду, что он был глубоко религиозным человеком и его религиозность усиливалась по мере ухудшения состояния здоровья. Естественно, что это перекрывало переход к светскому государству, без чего невозможно было ускорение развития и глубокие реформы. Вместе с тем, некоторые историки считают, что если бы в распоряжении Бориса Годунова оказалось несколько спокойных лет, то, возможно, реформы, которые мы связываем с именем Петра I, были бы проведены на сто лет раньше. Однако этого не произошло. Царь Борис скончался в 1605 г., и возможность контролируемых преобразований в обществе не была реализована. Страна стояла на пороге масштабной гражданской войны.
Второй этап Смуты: 1605—1610 гг.
На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политического центра. Кроме старой столицы, появились новые, "воровские": Путивль, Стародуб, Тушино. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью Российского государства. В глубь страны стремительно продвигались Швеция и Польша. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием "семибоярщины". Однако власть их была эфемерна. Находившийся в Тушино Лжедмитрий II контролировал чуть не полстраны. Многие города и земли самостоятельно пытались противостоять распаду и иностранной интервенции. От государства отделились Новгород, Астрахань, заколебалась Казань. В этих условиях окрепли традиции прямой демократии. Широко применялись выборность, коллективная организация руководства на местах.
На этом этапе возможность европеизации России связывают с именем Лжедмитрия I. В 1604 г. Лжедмитрий I с небольшим наемным войском вторгся в пределы России. Перед этим он тайно принял католичество и обещал польскому королю и некоторым польским магнатам значительные территории в России за военную поддержку. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Восстания потрясали Россию и зачастую казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя, вливаясь в его вооруженные силы. Распри в высших слоях общества после смерти Годунова облегчили продвижение Лжедмитрия I к Москве.
В Москве Лжедмитрий I был признан действительным сыном Ивана IV и летом 1605 г. коронован. Вместе с ним короновалась польская аристократка Марина Мнишек, которая согласилась стать его женой, чтобы обрести царскую корону. Оказавшись в Кремле, самозванец распустил свое войско и как бы забыл об обещаниях, раздававшихся в Польше. Перед ним стояла проблема организовать управление страной, остановить распад. Что Лжедмитрий I считал первостепенно важным? Прежде всего водворение в стране порядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чиновников. Высказываются мнения, что Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ, проповедовал свободу совести. Была введена свобода торговли, невиданная в Московском государстве, сняты запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпринимались попытки раскачать догматическое русское православие. Самозванец насмехался над предрассудками русских, подчеркивал превосходство над ними европейцев, носил иноземное платье, окружил себя иностранцами. Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было потрясено новыми порядками. В Кремле между соборами играли музыканты, по приезду Марины Мнишек закатывались роскошные балы с танцами. Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но попытался одним махом перейти к светскому государству. Причем, будучи не подотчетен обществу, допускал традиционные для подобной системы власти злоупотребления. Такой лидер не мог обрести общественную поддержку. Стремясь укрепить положение, он объявил себя императором. Но это его не спасло. Через одиннадцать месяцев царствования Лжедмитрий I был убит боярами-заговорщиками.
Василий Шуйский, принадлежавший роду Рюриковичей, находился на престоле в 1606-1610 гг., хотя власть его была непрочной и не распространялась дальше Москвы. Он известен тем, что впервые в истории России присягнул народу, подписал крестоцеловальную грамоту при восшествии на престол.
Во времена правления Василия Шуйского, сидевшего в Москве, и Лжедмитрия II, находившегося в Тушине, гражданская война достигла своего пика. Лжедмитрий II, который был, по сведениям иезуитов, учителем из г. Шклова, первоначально не обладал достаточной военной силой, признавал своих "родственников", принимал их вместе с отрядами, но затем изменил к ним отношение и даже велел двоих из них повесить.
В 1610 г. Василий Шуйский, добровольно сойдя с престола по требованию народа, был пострижен в монахи, а затем оказался в польском плену. Власть перешла к Боярской думе. В том же году Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все слои общества. Серьезной силы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было.
Третий этап смуты: 1610-1613 гг.
Это время выбора путей развития. В эти годы предпринимались активные попытки возродить европейское устройство в русских землях. Они исходили от западных государств (прежде всего от Польши).
Речь Посполитая стремилась остановить экспансию Московского государства на земли, которые входили в состав Литвы, вела себя агрессивно по отношению к московитам. Воспользовавшись Смутой, Речь Посполитая решила захватить не только все русские земли, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство, поэтому она поддерживала Лжедмитрия I и Лжедмит-рия II. В1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска захватили западные земли, дошли до Москвы. Часть московского боярства решила использовать ситуацию и опереться на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать российским царем его сына Владислава, оговорив это рядом условий, например, принятие им православия и венчание на царство по православному обряду. Это положение имело принципиально важное значение: приняв православие, Владислав терял право на польский престол и тем самым снималась угроза присоединения России к Польше. Представители боярства выдвинули категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые откажутся от православия и примут католичество). Оговаривалась также женитьба Владислава на православной невесте, уход польских войск с территорий Московского государства, отпуск всех русских пленных домой, т.е. предполагалось, что Российское государство останется независимым.
Любопытно, что в ходе переговоров речь шла и о европейском устройстве Московского государства. Предусматривалось ввести разделение властей. Боярской думе предстояло стать правительством и иметь в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы. Законодательная власть—законодательствует "вся земля", то есть Земский собор. Царь являлся бы главой государства (ограниченная монархия с разделением властей). Договор с польской стороной был подписан 17 августа 1610 г. В соответствии с ним Владислав становился московским царем. Однако российской стороне далеко не все условия удалось включить в договор. Так, оказался нерешенным вопрос о переходе Владислава в православие.
Таким образом, часть московского боярства стремилась реализовать возможность сближения с Европой, используя поддержку польских войск и польской династии. Однако этот план некоторой европеизации России встретил резкое сопротивление общества. Патриотические силы выступали за то, чтобы Россия самостоятельно, без иностранного влияния решала свои проблемы. Дважды собиралось ополчение для освобождения территории России от иностранных войск и особенно успешным из них было второе. Его лидерами являлись князь Дмитрий Михайлович Пожарский и Нжегородский торговец Кузьма Анкудинович Минин. В рядах ополчения были выходцы из разных слоев: дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне, казаки, причем не только русские принимали участие в освобождении территории государства от польских отрядов, но и народы Поволжья. Есть свидетельства, что ополченцами были и жители Украины. Любопытно, что участники ополчения называли себя "свободными людьми" и думали не только о чисто военных задачах (вытеснить поляков с русских земель), но и о государственных вопросах. Ими был избран Земский совет, Созданы приказы (поместный, судный, посольский и др.), т.е. ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности.
Активную роль в определении будущего России на этом этапе играли нижегородцы. В1612 г. к ополчению, которое находилось в Ярославле, прибыла авторитетная делегация из Н.Новгорода: игумен Геннадий, князь Оболенский, дворяне, посадские люди. Горячее желание нижегородцев развиваться по европейскому пути или, как они выразились, "стоять с немецкими людьми заодно" вылилось в предложение избрать на московский престол шведского королевича, сына Карла IX. Надо сказать, что это соответствовало обычной европейской практике, когда несколько монарших родов, связанных к тому же родственными узами, "обслуживали" большинство престолов Европы. Земский совет ополчения согласился на избрание шведского королевича царем, оговорив, что он примет православие. Однако реализовать этот план не удалось. В октябре 1612 г. от польских войск была освобождена Москва, ополчение выполнило свою роль в борьбе против иностранной интервенции и было распущено, повлиять на принятие политических решений оно уже не могло.
После освобождения Москвы первоочередным делом стало восстановление государственности. По стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора, который собрался в январе 1613 г. Состав его был представительным (бояре, высшее духовенство, дворяне, служилые люди, люди посада). Участвовали представители от казачества и от свободных (черносошных) крестьян-общинников. Однако значительная часть населения не была представлена на Соборе: крепостное крестьянство, нерусские народы. Земский собор был многолюден. Точное число участников неизвестно, но историки предполагают, что оно приближалось к 700 человек. Заседания чаще всего шли в Успенском соборе Кремля. Это было единственное помещение, которое могло вместить такое количество людей.
О том, как проходил Собор, известно мало, документов почти нет, но ясно, что борьба была острой, были вынесены на обсуждение все варианты решения вопроса о власти. На московский престол предлагали Владислава, сына германского императора Рудольсра, шведского королевича Карла-Филиппа, кандидатов из старинных княжеско-боярских родов, а также сына Марины Мнишек Ивана. Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том, что царем должен быть человек из российских земель. Летописец свидетельствовал, что предложение об иноземном царе исходило от аристократии, которая надеялась в этом случае усовершенствовать государственное устройство. Однако низы не поддержали это стремление. Затем развернулась упорная борьба вокруг старинных княжеско-боярских родов. В ход пускалось всё: агитация, демагогия, подкуп голосов и т.д. Полного списка претендентов на престол не сохранилось. Известно, что обсуждались кандидатуры Воротынского, Трубецкого, Мстиславского, Михаила Романова и др. Все они символизировали разные общественные идеалы. Князь И.М.Воротынский, принадлежавший к древнему знатному роду, который перешел на службу к московским князьям на рубеже XV-XVI вв. Он был противником всего западного, не хотел никаких изменений в традициях Московского царства. Естественно, что его кандидатуру поддерживали те, кто разделял эти взгляды. Ф.Мстиславский, потомок литовских великих князей и праправнук Ивана III, находился во главе Боярской думы и умел заставить считаться с мнением бояр. Как глава Думы, он активно способствовал приглашению на московский престол королевича Владислава. Современники отмечали его ум, силу воли. Некоторые историки полагают, что, окажись он на троне, Россия вступила бы в полосу реформ и сдвинулась в направлении к Европе. Очевидно, что эту кандидатуру могли поддержать те, кто хотел перемен в Московском государстве, европеизации России, но Мстиславский сам отказался от борьбы за престол и снял свою кандидатуру. Был еще князь В.В.Голицын, который по знатности и по способностям, как свидетельствовали современники, был одним из главных кандидатов на престол, но он находился в польском плену. Получалось, что избрание Михаила Романова становилось неизбежным. Бояре Романовы, несмотря на свою неродовитость, были влиятельными людьми в Московском государстве. Михаил Романов был в родстве (по женской линии) с Иваном IV, хотя никаких прав на престол не имел. Как политический деятель он себя еще никак не проявил, т.к. в 1613 г. ему шел только семнадцатый год. Зато его отец Филарет сделал церковную карьеру при самозванцах (при Лжедмитрии II он был патриархом, но во время избрания царя Филарет находился в польском плену).
Земский собор 7 февраля 1613 г. остановился на кандидатуре Михаила Романова. Очевидцы свидетельствовали, что его поддержали не верхи общества, а мелкие служащие, казачество. Однако окончательный выбор был отложен, т.к. по такому важному вопросу необходимо было узнать мнение народа, поскольку неудачный выбор грозил новым всплеском гражданской войны. Вскоре города высказали свое мнение: за Михаила. Провинция решила судьбу России. В Успенском соборе Кремля 21 февраля 1613г. состоялось торжественное заседание Собора, на котором царем единогласно был избран Михаил Федорович Романов. Члены Собора, а вскоре и все города, присягнули новому царю. Михаил Романов положил начало новой династии, которая правила в России более трехсот лет.
Что же означало избрание царем Михаила Романова с точки зрения перспектив развития? Это было свидетельством того, что большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства со всеми его особенностями. Смута преподнесла важный урок: большинство было привержено традициям общинности, коллективизма, сильной централизованной власти и не хотело от них отказываться. Россия начала медленно выходить из социальной катастрофы, восстанавливая общественную систему, разрушенную в период Смуты.