Управление социально-культурной сферой СССР в 1923–1991 гг.
При образовании СССР почти все отрасли социального и культурного строительства были отнесены к компетенции республик. Предполагалось, что республики вполне самостоятельно будут руководить просвещением, наукой, здравоохранением, высшей школой, социальным обеспечением, а союзные органы ограничатся разработкой, определением и изданием общих директив в этой области. Первоначально так и было, но уже с середины 20-х годов положение стало меняться. Объекты культуры постепенно передавались из ведения республик в общесоюзные органы и на протяжении 20 - 30 гг. во всех сферах социально-культурного назначения были созданы органы союзного подчинения.
Трудовые отношения и социальное обеспечение. В 1923 г. был создан союзно-республиканский наркомат труда, который руководил деятельностью одноименных республиканских наркоматов. В его задачи входила выработка основных положений по всем вопросам регулирования труда, проведение мероприятий по регулированию рынка труда, охраны труда и социальному страхованию. Наркомат разрабатывал все положения по разрешению конфликтов между трудящимися и нанимателями, регулировал заработную плату. В мае 1923 г. утвердили положение о биржах труда, через которые шел прием на работу. Важнейшей задачей наркомата было руководство социальным страхованием. Страховые взносы уплачивались администрацией или владельцами предприятий. Процент отчислений находился в прямой связи от уровня развития промышленности и составлял от 10 до 20 % от фонда заработной платы. Средний размер пособия по безработице составлял 7,76–11,95 рублей при средней зарплате в промышленности 24 руб. в. месяц и выдавался в течение 6 месяцев. В 1927-1929 гг. размер пособия увеличили до 11,5–27 руб., а срок выдачи – до 9 мес.
С началом индустриализации число безработных стало сокращаться. Кроме того, было осуществлено плановое перераспределение трудовых ресурсов. Из густонаселенных районов в Сибирь и на Дальний Восток было переселено около 500 тыс. человек. В 1930 г. биржи труда переименованы в управления кадров, на которые возлагалось плановое снабжение народного хозяйства рабочей силой. В 1933 г. наркомат труда ликвидировали, а его функции переданы ВЦСПС и профсоюзам, которые сосредоточили в своих руках социальное страхование, охрану труда, разработку трудового законодательства. Важнейшим в трудовых отношениях является вопрос оплаты труда. С 1932 по 1955 тарифная система не менялась. Средняя зарплата выросла фактически в 2 раза, но главным образом за счет премий и доплат. Кроме того, существовал разнобой в оплате труда рабочих одной категории в разных отраслях промышленности. В связи с этим в 1955 году образовали Госкомитет по вопросам труда и заработной платы, который контролировал работу министерств и ведомств, разрабатывал законопроекты о труде и заработной плате. Он мог издавать обязательные постановления, инструкции, приостанавливать действия приказов министерств и ведомств. За 1956-1961 гг. Комитет ввел новые условия оплаты труда во всех производственных отраслях, ликвидировал ведомственный разнобой в оплате труда. В 1976 г. он был переименован в Госкомитет Совета министров по труду и социальным вопросам и рассматривал, таким образом, вопросы социального обеспечения работающих.
Управление социальным обеспечением оказалось первоначально в ведении союзных республик. Общефедеральных органов управления создано не было. Социальное обеспечение трудящихся дифференцировалось. Социальным страхованием сначала ведали союзные республики, затем – наркомата труда СССР (с 1923 г.). Государственным обеспечением инвалидов войны и труда занимались специальные комитеты помощи инвалидам войны, больным и раненым красноармейцам и семьям лиц, погибших на войне. После их ликвидации в 1930 г. – различные общественные организации. Затем, с 1930 г. трудоустройство инвалидов было передано республиканским наркоматам соцобеспечения. В ряде республик существовала кооперация инвалидов, которая организовывала кооперативы, производственные сельскохозяйственные, трудовые и т.п. артели. Государство совершенно не оказывало помощь крестьянству. Формой социального обеспечения крестьянства была взаимопомощь. На местах, при сельсоветах, создавались крестьянские общества взаимопомощи (КОВ) и их комитеты, которые организовывали помощь пострадавшим от неурожаев, стихийных бедствий. Существовала разветвленная структура этих комитетов, подчинявшихся губернским и республиканским органам. В годы коллективизации комитеты были повсеместно ликвидированы.
Социальная помощь другим категориям населения осуществлялась на общественных началах; так, были созданы общества слепых и глухонемых, общество для призрения престарелых артистов и др.
Управление здравоохранением. В области здравоохранения долгое время не было общесоюзных органов, т.к. эта отрасль была отнесена к компетенции республик. Некоторые подразделения Наркомздрава РСФСР носили общесоюзный характер: Центральная эпидемиологическая комиссия, Центральная санитарно-статистическая комиссия и др.
Рост городов и промышленных районов, расширение предприятий общепита требовали текущего санитарного надзора. В 1935 г. был образован общесоюзный орган – Всесоюзная государственная санитарная инспекция при СНК СССР. Она создавалась для усиления контроля над предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли. Госсанинспекция была наделена большими полномочиями, в том числе и правом закрытия предприятий и не зависела от местных органов власти. В предвоенный период она руководила 1760 отделами. В июне 1936 г. был образован союзно-республиканский наркомат здравоохранения СССР. Он руководил санинспекцией, курортами, учебными, научными заведениями и учреждениями, заводами медицинского оборудования и фармакологии, судебно-медицинской экспертизой.
До Великой отечественной войны усилиями наркомата была создана сеть сельских больниц и амбулаторий. Во время войны наркомат был главным учреждением, который вел реабилитацию раненых и больных, осуществлял развертывание эвакогоспиталей, эвакопунктов, медчастей на оборонных заводах. К 1947 г. в стране было 72 медицинских вуза (против 72 факультетов в дореволюционный период). В 1944 г. была создана Академия медицинских наук СССР.
Компетенция Минздрава изменилась в 60-е годы, когда курорты были переданы в ведение профсоюзов, а многие медицинские учреждения – союзным республикам. В 1967 г. было создано министерство медицинской промышленности, и ему были переданы заводы медоборудования и по производству лекарств. Советская система здравоохранения, которая базировалась на таких принципах, как плановость, бесплатность услуг и доступность для населения была одной из самых эффективных в мире.
В начале1920-х гг. большой размах приобрело физкультурное движение. В 1930 г. был создан Высший совет физической культуры приЦИК СССР, а в 1936 г. – Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК. В 1968 г. он переименован в госкомитет по физкультуре и спорту. В предвоенный период через общественные организации были организованы массовая физкультура и спорт высоких достижений. Выйдя на мировую арену, после войны советский спорт сразу занял ведущее место в мире. Непосредственное участие в руководстве физкультурным движением принимали профсоюзы, в их ведении находились к началу 1980-х гг. 19 спортивных обществ, более 70 тыс. физкультурных коллективов, которые охватывали более 13 млн. человек.
Управление образованием и наукой. В области просвещения, науки и искусства также не было общесоюзных органов. Ведущую роль играл наркомпрос РСФСР, который готовил методические рекомендации и разработки по вопросам образования и воспитания. Одной из важнейших задач этого времени явилась ликвидация массовой неграмотности и малограмотности трудящихся. Народы СССР говорили на 146 языках и наречиях, многие народы не имели письменности. Особые трудности представляла ликвидация неграмотности народов Востока, письменность которых была основана на трудной для восприятия арабской графике. В Баку в 1926 г. на I тюркологическом съезде решили провести латинизацию арабского алфавита. На латинский алфавит перешли 36 национальностей, в стране стало издаваться до 100 газет на основе латинской графики.
После окончания гражданской войны возникла сеть научно-исследовательских учреждений, в 1925 г. учреждена российская академия наук с 70 научными учреждениями, в которых работало свыше 1000 человек. Вскоре она была переименована в Академию наук СССР при СНК СССР.
В области образования в 1932 г. создан общесоюзный орган – Комитет по высшей технической школе приЦИК СССР. Он впервые попытался выяснить потребность народного хозяйства в специалистах того или иного профиля. В 1936 г. комитет был переименован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию и руководил всеми вузами страны, за исключением военных и подведомственных Комитету по делам искусств. Управление народным образованием приобрело законченные организационные формы к середине 1930-х гг. и до 1960-х гг. почти не менялось.
Руководство начальной, средней и высшей школой сосредоточилось в руках республиканских наркоматов. Подготовка рабочих кадров осуществлялась в различных учебных заведениях, главными из которых были ФЗУ (фабрично-заводские училища), находившиеся до 1940 г. в ведении различных хозяйственных наркоматов. Это позволило приблизить обучение к производству, но при этом невозможно было добиться единства содержания обучения. Кроме того, подготовка кадров в целом отставала от потребностей производства.
В октябре 1940 г. издали указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах», который предусматривал ежегодно выпускать 1 млн. квалифицированных рабочих. Было установлено 3 типа учебных заведений:
· ремесленные училища (срок обучения – 2 года);
· школы ФЗО (срок обучения – 6 мес.);
· железнодорожные училища (срок обучения - 2 года).
Рабочие обучались первоначально по 300 специальностям, затем количество специальностей сократилось в 4 раза.
Подготовка кадров высшей квалификации еще в конце 20-х гг. перешла в ведение хозяйственных наркоматов. В сентябре 1932 г. было упорядочено количество вузов (всего – 683) и имеющихся специальностей. Программно-методическое руководство вузов было передано Всесоюзному комитету по высшему техническому образованию. Уже к 1934 г. 75% всех студентов были выходцами из рабочих и крестьян, и с 1935 г. изменились правила приема в вузы. Были отменены все ограничения, связанные с социальным происхождением или с ограничением прав их родителей. Ежегодно выпускалось 100–110 тыс. специалистов. В вузах национальных республик в обязательном порядке вводилось преподавание русского языка. В годы войны число вузов сократилось на 40%, а количество студентов – в 3 раза.
Сеть вузов была восстановлена в 1945–1946 гг. В 1946 г. было создано союзно-республиканское министерство высшего образования, в ведение которого перешли 300 крупных вузов. В 1959 г. оно было переименовано в министерство высшего и среднего специального образования, а в 1966 г. было учреждено министерство просвещения (оно руководило дошкольным воспитанием, средним образованием и развитием педагогической науки). В связи с общей реорганизацией министерств в 1953 году 8 ведомств, в том числе и министерство высшего образования, вошло в министерство культуры СССР, но через год оно вновь стало самостоятельным. В области руководства начальным и средним образованием в конце 50-х гг. была предпринята реформа, которая была вызвана противоречием между всеобщим стремлением к получению высшего образования и потребностями экономики в рабочей силе. С этой проблемой столкнулись все страны с массовым образованием. В 1950 г. почти все желающие могли учиться в вузах, а в 1958 г. только треть из них была принята по конкурсу, остальная часть пошла на производство.
Согласно реформе, школа получала политехнический профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, в результате чего выпускник школы получал профессию. На практике эта реформа была осуществлена лишь частично, так как ее проведение требовало значительных средств на оборудование для профессионального обучения. В 1984 г. средняя школа стала 11-летней, и обучение началось с 6 лет.
Проведение единой государственной политики обеспечивалось за счет бюджетного финансирования по остаточному принципу. После 1936 г. научные исследования быстро развивались. В 1937 – 40 гг. были открыты 264 научных учреждений. Наукой руководили АН СССР и наркоматы. После Великой отечественной войны темпы развития науки резко ускорились, увеличились государственные расходы на эти цели. В 1957 г. было создано Сибирское отделение АН СССР, в 1969 –Уральское и Дальневосточное, а в 1983 г. – Ленинградский научный центр. В 1974 г. была создана Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при СМ СССР. Численность научных работников с 1955 по 1965 гг. увеличилась в 3 раза, а с 1955 по 1975 – в 5 раз и достигла 1 млн. человек. Численность научных работников ежегодно вырастала на 8–10 % вплоть до начала 80 гг., пока не снизились затраты на развитие науки.
Управление культурой и искусством. Крупные преобразования произошли в эти годы в руководстве культурой и искусством. Основным направлением этой перестройки была централизация управления в руках общесоюзных органов, жесткая регламентация деятельности учреждений культуры, ликвидация множественности течений и направлений в искусстве.
Еще в 1920-е годы шел бурный рост фото-кинопромышленности, и во многих республиках существовали свои органы управления производством и прокатом фильмов – Госкино, акционерное общество «Совкино», контора «Кино-Москва», «Пролеткино», «Межрабпром-Русь», Всеукраинское фотокиноуправление, Туркменфильм и пр. В январе 1929 г. при СНК создан Кинокомитет СССР, который в 1930 г. преобразовали в Союзкино. В ведение этого органа перешли кинофабрики, прокатные пункты, фотохимтресты и т.п. В 1933 г. Союзкино преобразовано в Главное управление кинофотопромышленности при СНК СССР, которое стало выполнять также и идеологические функции, в том числе: наблюдение за содержанием картин, утверждение планов производства фильмов.
В 1936 г. создали Комитет по делам искусств при СНК СССР. До начала 1930-х гг. в стране существовало огромное множество общественных организаций деятелей культуры: писателей, художников, артистов и др. Все они вели литературную полемику, организовывали диспуты. В начале 1932 г. издано постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», на основании которого ликвидировались все союзы и общества писателей. В 1934 г. создали единый Союз писателей СССР.
С 1924 г. начато радиовещания в стране. До 1933 г. радиовещание и радиофикация находились в ведение наркомата связи.Затем был создан Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию – Радиокомитет, на который возлагались организация, планирование и оперативное руководство всем радиовещанием. Радиокомитет был не только органом идеологического руководства, но и решал технические вопросы развития радио. Он являлся союзно-республиканским органом, и одновременно во всех союзных и автономных республиках были образованы радиокомитеты.
В 1930-е годы сложились жесткая централизация и командный стиль в области художественной культуры. Для руководства искусством в союзном масштабе в январе 1936 г. был создан Всесоюзный комитет по делам искусств. В его ведение перешли театры, музыкальные учреждения, киноорганизации, учебные театральные заведения. К началу Великой отечественной войны в стране было 908 профессиональных театров, 28 тыс. киноустановок, 992 музея.
В годы войны действовало Совинформбюро (Советское информбюро военно-политической пропаганды). После войны неоднократно проходили реорганизации. В созданном в 1953 г. Министерстве культуры оставалось руководство театром, литературой, музыкой, полиграфией, книжной торговлей, музеями, библиотеками. Затем союзным и автономным республикам стали передаваться учреждения культуры. Вместе с тем продолжалась практика создания общесоюзных руководящих органов: в 1957 году был создан Госкомитет по кинематографии, который занимался идейным и производственно-экономическим руководством киностудиями, в целом нес ответственность за репертуар и уровень кино. В 1963 г. был образован Госкомитет по печати. Он руководил издательским делом и книжной торговлей, разрабатывал планы по выпуску книг, газет, журналов. В 1968 г. была учреждена Всесоюзная книжная палата как центр библиографии с исследовательскими функциями.
Центральным информационным органом Советского государства являлось ТАСС (телеграфное агентство Советского Союза), которое являлось одним из 6 крупнейших агентств мира. Его основной задачей было распространять информацию о событиях в СССР.
В целом, культурная жизнь жестко регламентировалась и идеологизировалась. Это привело к конфронтации интеллигенции и политического режима власти, диссиденству, появлению самиздата и в последующее время – к идеологическому кризису политической власти.