Тема 18. Источники (формы) права

Понятие источника права. Источник права в материальном, идеальном и специально-юридическом (формальном) смыслах. Соотношение понятий «источник права» и «форма права».

Виды источников права: правовой (юридический) обычай, юридический прецедент, нормативный договор, нормативный правовой акт, юридическая доктрина, религиозные тексты и др.

Правовой обычай: понятие, признаки, роль в регулировании современных общественных отношений.

Юридический прецедент: понятие и виды прецедентов (судебный и административный). Правила применения прецедентов в государствах системы общего права.

Нормативный договор (договор с нормативным содержанием): понятие и признаки (свободное волеизъявление сторон, специфичность субъектов, возникновение новой нормы права).

Юридическая доктрина как источник права в материальном и в формальном смыслах.

Религиозные тексты. Иные источники права.

Доминирующее значение одних и вспомогательная роль других источников права в различных правовых системах.

Виды источников права в Республике Беларусь.

Общетеоретическое понятие нормативного правового акта и легальное, сформулированное в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

Признаки нормативного правового акта: официальный документ, установленная форма, содержит общеобязательные правила поведения, рассчитан на неопределенный круг лиц и неоднократное применение и др.

Отличие нормативного правового акта от правоприменительного и интерпретационного актов.

Реквизиты нормативного правового акта: вид акта, название, дата, место принятия (издания), регистрационный номер, подписи упролномоченных лиц.

Структурные элементы нормативного правового акта: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Классификации нормативных правовых актов: по юридической силе (законы и подзаконные акты; конституция и подконституционные акты), по отраслям права (гражданские, уголовные, административные и др.), в зависимости от объема и характера действия (общие, ограниченные, чрезвычайные), по срокам действия (постоянные и временные).

Закон как основной нормативный правовой акт: понятие и виды (конституция, программные, конституционные, кодекс и др.).

Виды нормативных правовых актов в Республике Беларусь в зависимости от их формы: закон, решение референдума, декрет, директива, указ, постановление, регламент, инструкция, правила, устав, решение и др. Их юридическая сила.

Виды нормативных правовых актов по субъектам их издания: акты Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров и других органов исполнительной власти, Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного судов Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов.

Правовые акты, не являющиеся нормативными в Республике Беларусь: распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, распоряжения председателей палат Парламента, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, акты органов прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь, акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния.

Понятие действия нормативного правового акта. Соотношений понятий: «действие права» и «действие нормативного правового акта». Виды пределов действия: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени: постоянные и временные. Порядок и источники их официального опубликования. Вступление в юридическую силу нормативного правового акта. Прекращение действия. Обратная сила. Переживание закона.

Действие нормативных правовых актов в пространстве: действующие на всей территории государства и на территории отдельных его частей. Экстерриториальное действие нормативного правового акта.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц: акты общего и специального действия. Особенности действия нормативных правовых актов по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Общая характеристика законодательства Республики Беларусь, регламентирующего порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

Тема 19. Правотворчество

Правообразование: понятие и сущность. Соотношение понятий правообразования и правотворчества.

Правотворчество как элемент государственного управления.

Понятие правотворчества. Соотношение понятия «правотворчество» с другими схожими по содержанию: «нормотворчество», «правообразование», «формирование права». Факторы, обусловливающие правотворчество.

Принципы правотворчества: демократизм, законность, научность, своевременность и др.

Классификации правотворчества: в зависимости от субъектов (непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, правотворчество государственных органов), по способу придания юридической силы нормативному правовому акту (непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, санкционированное правотворчество), в зависимости от юридической силы нормативного правового акта, принимаемого в результате правотворчества (законотворчество, подзаконное правотворчество).

Понятие и виды правотворческих органов. Судебное правотворчество.

Этапы правотворчества: предпроектный, проектный, принятие нормативного правового акта.

Понятие законотворческого (законодательного) процесса, его место в процессе правотворчества. Парламентские процедуры: сессия парламента, пленарное заседание, кворум, голосование, порядок обсуждения вопросов, заседания комитетов (комиссий). Стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона, санкционирование, право «вето», промульгация, опубликование.

Основные приемы и средства законодательной техники.

Нормотворческий процесс в Республике Беларусь. Стадии: планирование нормотворческой деятельности, нормотворческая инициатива, подготовка проекта нормативного правового акта, принятие (издание) акта, включение в Национальный реестр правовых актов, опубликование.

Понятие систематизации законодательства (нормативных правовых актов).

Объекты и субъекты систематизации.

Формы систематизации: инкорпорация, кодификация, консолидация, учет.

Инкорпорация и ее разновидности: официальная, официозная, неофициальная.

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь как инкорпоративный сборник: порядок составления, структура.

Свод законов Республики Беларусь как вид систематизации нормативных правовых актов.

Кодификация законодательства: понятие, виды. Кодифицированные акты в Республике Беларусь: кодекс, правила. Особенности структуры кодифицированного нормативного правового акта: общая часть (фундаментальные положения – принципы, определения понятий, основные институты, специализированные нормативные положения – презумпции, преюдиции и др.), особенная часть (нормы, которые обозначают вид и меру возможного и должного поведения – юридические права и обязанности, вид и меру юридической ответственности и др.).

Консолидация: понятие, особенности осуществления.

Учет нормативных правовых актов: понятие, виды. Компьютеризованный учет как современная форма учета. Государственная автоматизированная система правовой информации (ГАСПИ).

Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

Тема 20. Реализация права

Понятие реализации права. Формы: соблюдение, исполнение, использование, применение права.

Закономерная (непосредственная) и особая (опосредованная) реализация права.

Соблюдение запретов, использование субъективных прав и исполнение обязанностей как формы непосредственной реализации права. Соотношение форм реализации права и разновидностей реализуемых норм.

Субъекты непосредственной реализации права. Особенности реализации права парламентом, исполнительными и распорядительными органами, судами.

Качественное функционирование органов государственного управления – основа эффективной непосредственной реализации права личностью в Республике Беларусь.

Отличие соблюдения запретов, исполнения обязанностей и использования субъективных прав от применения права.

Применение права – особая форма его реализации. Признаки: осуществление специально уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, государственно-властный характер, деятельность в отношении конкретных жизненных случаев и в отношении конкретных субъектов права, регламентация нормативными правовыми актами, вынесение индивидуально-конкретного предписания.

Правоприменительный процесс: понятие, субъекты. Место и роль органов государственного управления в процессе правоприменения.

Стадии правоприменительного процесса: установление фактических обстоятельств дела, выявление юридической основы дела (выбор правовой нормы, подлежащей применению, законное разрешение возможных коллизий правовых норм, восполнение пробелов в праве, использование аналогии закона и аналогии права), вынесение решения по делу и его исполнение.

Правоприменительный акт: понятие, признаки, отличие от нормативного правового. Классификации правоприменительных актов: по форме (указы, постановления, приказы, приговоры и др.), по содержанию предписаний (обязывающие, запрещающие, управомочивающие), по субъектам (акты государственных органов, общественных организаций, органов прокуратуры, правосудия и др.).

Правовые акты и юридические документы: общность и различия.

Юридическая техника подготовки правоприментительного акта.

Правовое обеспечение правоприменительной деятельности в Республике Беларусь.

Тема 21. Толкование права

Толкование права как необходимое условие его надлежащей реализации. Понятие и признаки толкования права. Уяснение и разъяснение как этапы процесса толкования права.

Субъекты толкования права. Толкование права органами государственного управления.

Виды толкования права по субъекту, по объему и др.

Виды токования по субъекту: официальное и неофициальное толкование. Разновидности официального толкования: аутентическое и легальное (делегированное), нормативное и казуальное. Компетенция Президента Республики Беларусь, Национального собрания, Совета Министров, Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов Республики Беларусь по толкованию норм права. Разновидности неофициального толкования: научное (теоретическое), профессиональное (практическое), обыденное.

Толкование содержания права по объему: адекватное, распространительное, ограничительное. Соотношение «духа» и «буквы» закона.

Способы (приемы) толкования права: филологическое (языковое, грамматическое), систематическое, логическое, историческое, специально-юридическое (юридико-терминологическое).

Акты толкования (интерпретационные акты) в системе правовых актов.

Наши рекомендации