Самостоятельная работа №32
К темеСоциальная стратификация современной России. Межнациональные отношения
Цель:Повторить понятия по теме, закрепить знания теоретического материала. Развивать исследовательские, проектные умения
Вид задания: Подготовка к словарной работе, работа над индивидуальным проектом
Содержание задания:
1. Прочитайте записи в лекционной тетради, начиная с темы «Социальные отношения. Социальные общности и группы», материал учебника Важенина А. Г. «Обществознание» глава 6
2. Повторите определения к понятиям:
Малая группа, социальная структура, социальные отношения, социальная группа, квазигруппа, первичная группа, социальная стратификация, социальное неравенство, модели стратификации, социальная мобильность, социальный статус, статусный портрет, предписанный- личностный- главный- достигаемый статус, социальная роль, горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, восходящая- нисходящая мобильность, межпоколенная- внутрипоколенная мобильность, маргиналы, люмпены, социальные нормы, социальный контроль, конформизм, коллективное поведение, девиация, делинквенция, санкции, формальные- неформальные санкции, позитивные- негативные санкции, компромисс, этапы конфликта: скрытая стадия, формирование конфликта, инцидент, активные действия, завершения конфликта
3.Устно подберите понятия к следующим определениям:
1. Уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций
2. Исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией
3. Правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых - обязательно в обществе
4. Устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества
5. Образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса
6. Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества
7. Идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды
8. Определенный способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей
9. Группы, образовывающиеся спонтанно, существующие короткое время
10. Разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности неформальным контролем над поведением ее членов
11. Рассмотрение общества по вертикали- в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегии и престижа
12. Соотносительное с другими положение индивида ми группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязан
13. Социальная позиция, которая заранее определена индивиду обществом независимо от его способностей или усилий
14. Социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его индивидуального выбора
15. Изменение индивидом, семьей, социальной группой своего места в социальной структуре общества
16. Перемещение индивидов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется их социальное положение
17. Переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне.
18. Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам
19. Приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений
20. Целенаправленное влияние общества на поведении индивида в целях обеспечения социального порядка посредством социальных норм и санкций
21. Контроль, осуществляемый государственными организациями через методы изоляции, обособления и реабилитации
22. Контроль, характерный для небольших групп через социальные вознаграждения, наказания, убеждение и переоценку норм
23. Сложное социальное явление, процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами
24. Основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы
25. Этническая общность, исторически сложившаяся на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания
4. Прочитайте рекомендации по организации деятельности над проектом (приложение №2) и требования к презентациям (приложение №3), требования к работе над сообщением( приложение №6)
5.Индивидуальный проект может быть выполнен на следующие темы «Межнациональные конфликты в современной России», «Традиции и обычаи моего этноса», «Отношение общества к нацизму в современный период истории»
В результате работы над проектом должна получиться мультимедийная презентация или сообщение, или коллаж(формат А 3), а так же программ развития межнациональных отношений, сохранения культуры, традиций
6. Если предложенный вариант задания вам не интересен, то вы можете в ходе проектной деятельности создать любой продукт, указанный в приложении №2 по вопросам, указанным выше.
Список литературы:
1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015,глава 6
Интернет- ресурсы
2. Особенности учебного проекта http://pedagogie.ru/osobenosti-uchebnogo-proekta.html
3. Как сделать презентацию на компьютере http://antonkozlov.ru/kak-sdelat/kak-sdelat-prezentaciyu-na-kompyutere.html