Тема 5. Война за независимость в Латинской Америке (1810–1826). Образование независимых государств
План
1. Предпосылки Войны за независимость в испанских колониях. Деятельность Франсиско Миранды.
2. Начало войны за независимость.
3. Восстание в Каракасе.
4. Освобождение Колумбии.
5. Война за независимость на Ла-Плате. Освобождение Чили и Перу.
6. Война за независимость в Мексике. Освободительная борьба под руководством Хосе Морелоса.
7. Окончание войны за независимость. Итоги освободительной борьбы.
8. Освободительное движение в Бразилии.
9. Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в 1820–1840 гг.
10. Страны Латинской Америки в 50–60-е гг. XIX века.
Темы рефератов и сообщений
1. Мигель Идальго и Хосе Морелос – вожди восстаний в Мексике.
2. Симон Боливар – освободитель американских колоний.
3. Хосе Сан-Мартин – генерал революционной армии.
Контрольные вопросы
1. Каковы итоги национально-освободительных войн в Латинской Америке?
2. Как Англия и США использовали в своих интересах освобождение стран Латинской Америки от колониальной зависимости?
3. Какие противоречия существовали между участниками освободительного движения? Как они повлияли на ход борьбы с испанскими колонизаторами?
Основные понятия и термины: антиколониальная революция; колониальная политика; каудильо; экспансия; латифундия; фазендейро; хунта; гаучо.
Работа с основными понятиями
Антиколониальная революция | борьба колоний за независимость с целью освобождения и создания самостоятельных государств |
Колониальная политика | Политика порабощения и эксплуатации с помощью военного, политического и экономического принуждения народов, стран и территорий, преимущественно с населением другой национальности, как правило, менее развитым в экономическом отношении |
Каудильо | В ряде стран Латинской Америке глава государства, осуществляющий личную диктатуру |
Экспансия | Расширение сферы господства какой-либо страны над определенными территориями; влияние одного государства на другое, которое может осуществляться военным (захват территорий), дипломатическим (принуждение к невыгодному союзу) или экономическим (захват рынков сбыта и т.д.) путем |
Интервенция | Военное вмешательство извне в дела независимого государства с целью насильственного изменения его политического строя |
Латифундия | Крупное земельное владение |
Авторитарный Режим | Режим, основанный на самовластии, на диктаторской власти |
Гаучо | Свободное крестьянство в Южной Бразилии и на Рио-де-ла-Плате |
Хунта | Название объединений, союзов, комиссий, государственных органов, военных правительств в испаноязычных странах |
Методические рекомендации
Студенты должны дать общую характеристику положения стран Латинской Америки в начале XIX века. Внимание студентов необходимо обратить на экономическую отсталость стран Латинской Америки, которая была обусловлена сохранившейся от феодализма системой гигантских землевладений – латифундий и безземельем крестьян. Экономика большинства стран Латинской Америки имела ярко выраженный аграрный и, как правило, монокультурный характер. Лишь в Боливии, Мексике, Перу и Чили определенную роль играла горнодобывающая промышленность.
В политической жизни всех латиноамериканских государств господствовали крупные светские и церковные землевладельцы. Как правило, формой власти была личная диктатура представителей боровшихся между собой групп латифундистов. Часто случались государственные перевороты.
В конце XVII – начале XIX вв. сложились условия для подъема освободительного движения в Латинской Америке. Кризис испанской системы, зародившийся в последней четверти XVIII в., еще более обострился к началу XIX в. и перерос в Войну за независимость. Студент должен отметить основные предпосылки Войны за независимость в испанских колониях. Следует особо выделить деятельность Франсиско Миранды – одного из руководителей освободительного движения в Венесуэле.
На этом семинарском занятии студенты должны оперировать такими понятиями, как колониализм, колониальный гнет как тормоз развития капитализма, буржуазная революция.
Выполняя задания, нацеленные на выяснение причин национально-освободительных революций в Латинской Америке, студенты убеждаются, что во всех колониях Испания сохраняла и укрепляла феодальные порядки и тормозила развитие капиталистических отношений.
Группа заданий требует анализа проведенных в ходе освободительных войн мероприятий, выявления роли различных классов и хода борьбы.
Перейдя к изучению войны за независимость, надо выделить ее основные этапы и особенности.
Уместно уделить внимание итогам освободительной борьбы. На месте прежних испанских владений на континенте были созданы независимые республики: Мексика, Соединенные Штаты Центральной Америки, Великая Колумбия, Боливия, Аргентина, Парагвай, Перу, Чили. В ходе Войны за независимость были ликвидированы многие препятствия на пути капиталистического развития. Студент должен показать отмену сословного и расового неравенства, запрещение деятельности инквизиции, установление республиканского строя.
В выводах следует указать, что война за независимость не привела к решению аграрного вопроса. Во всех независимых государствах сохранились крупные латифундии. В заключение необходимо остановиться на незавершенности Войны за независимость в Латинской Америке. В политическом плане она закончилась компромиссом между еще слабой буржуазией и аграрной олигархией, что крайне затруднило проведение буржуазно-демократических преобразований.
Документы и материалы