Классификация референдумов

В науке конституционного права существует достаточно много классификаций референдумов.

Референдумы делятся на обязательные и консультативные (рекомендательные, факультативные).

Консультативные референдумы могут проводиться и не проводиться. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых запрещено Конституцией или законами. Результаты консультативных референдумов являются необязательными при принятии решений государственными органами.

Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Предметом обязательного местного референдума является, как правило, изменение территориального устройства государства или административно-территориальной единицы,

Имеется деление референдумов на общенациональные, региональные и местные.

Общенациональные референдумы проводятся в масштабе всей страны и их проведение, как правило, регулируются конституциями государств или специальными законами.

Региональные референдумы проводятся в масштабе региона страны если это унитарное государство или в масштабе субъекта федерации в федеративном государстве, например в США.

Местные референдумы проводятся в масштабе отдельного населенного пункта или небольшой административно-территориальной единицы. Как показывает мировая практика, местные референдумы носят в своём большинстве консультативный характер.

Также общепринятым является деление референдумов на конституционные и законодательные.

Конституционные референдумы проводятся по вопросам принятия проекта новой Конституции или внесение поправок в действующую Конституция.

Предметом законодательных референдумов является принятие достаточно важных для общественности законов или внесение в низ изменений.

Право участия в референдумах

Как принято в мировой практике, в референдумах имеют право принимать участие все лица, обладающие активным избирательным правом. Но если условия получения активного избирательного права различны при выборах в Палаты Парламента, то участие в референдуме обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату, избираемую наиболее широким кругом лиц. Этот принцип действует и при проведении местных референдумов. Голосование на референдуме равное, т.е. каждый избиратель имеет такое же число голосов, как и любой другой. При чем вес каждого голоса одинаковый. Однако, в мировой практике есть исключения. Например, в Испании, где автономное сообщества образуются по инициативе большинства избирателей в каждой провинции, вхождение которой в сообщество предполагается, однако число избирателей в провинциях не одинаково, следовательно, голос избирателя в провинции, где меньше жителей, является более весомым.

Избиратели на референдуме голосуют непосредственно за или против предлагаемого решения. Сам же процесс такой же, как и на выборах.

Предмет референдума

Предмет референдума – это вопрос, подлежащий рассмотрению посредством народного голосования.

Консультативные референдумы могут проводить и не проводить. Его назначают в зависимости от рассмотрения органа, компетентного назначать референдум либо по инициативе группы граждан какой либо административно-территориальной единицы. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых запрещено Конституцией или законами. На референдуме не выносятся вопросы о налогообложении, амнистии и помиловании (ст.175 Конституции Италии).

Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Референдумы, посредством которых решаются вопросы о принятии или изменении Конституции называются Конституционными.

Существует понятие относительно обязательного референдума. Это когда речь идет о необходимости самого референдума.

Как правило, не могут выносятся на местные референдумы вопросы о бюджете, налогах, кадровых вопросах, отнесенных к ведению представительных органов.

Часто в зарубежных государствах запрещено в течение установленного срока повторное проведение референдума по одному и тому же предмету. Особенно, если решение на референдуме было принято отрицательное (например, Конституция Италии содержит положение, что «если предложение об отмене закона было отменено, то повторный референдум по данному вопросу возможен не ранее, чем через 5 лет»).

Референдум – это мероприятие слишком дорогостоящее.

Наши рекомендации