Выборы как элемент политической демократии
Основным регулятором сложных общественных систем является политическая власть. Политическая власть - это общественные отношения между людьми, позволяющие какому-либо политическому субъекту (классу, социальной группе, большинству населения и т. д.), а также представляющим их интересы организациям и индивидам проводить свою волю по отношению к другим группам и индивидам.
Наиболее развитая форма политической власти - государственная власть. Основная черта государственной власти - ее легитимность, которая опирается на узаконенные нормы и правила, при помощи которых она осуществляет регулирование отношений между индивидами и сообществами индивидов.
Легитимность политической власти, ее институтов - базовый элемент их закрепления в обществе, признания общественной необходимости данной политической власти и ее носителей. Существуют различные типы легитимности политической власти: нормативная, действующая на основе законов; идеологическая, опирающаяся на идеологические ценности; традиционная, обосновывающаяся традициями общества; харизматическая (персональная) -основанная на вере масс в особые способности вождя; договорная, основанная на соглашениях и т. д. Без признания массами населения легитимности власти ни одно общество не может процветать длительное время. Проблемы легитимности - это в значительной степени проблемы участия населения в управлении государством.
Именно поэтому так важно формирование обоснованной системы, обеспечивающей многофакторную легитимность власти.
В большинстве современных политических систем общепризнанно, что в наибольшей степени этой цели отвечает политическая система, основанная на демократии.
Демократия - основополагающая черта современных развитых политических систем. Она предполагает организацию политического и гражданского общества, обеспечивающего реальное народовластие, основанное на уважении прав и свобод человека и гражданина. Одно из определений демократии гласит: «Демократия - это правительство народа, избранное народом, и существующее для народа». Уже в самом этом определении заложено понятие выборов.
Демократия без свободных, открытых выборов невозможна. Можно смело сказать, что выборы - это суть демократии.
Подлинная демократия - это такое устройство социально-политических отношений, при котором власть избирается народом и, в случае необходимости, устраняется по воле народа, без насилия. Основные признаки демократии представлены на схеме 1.
Схема 1 Основные признаки демократии
Демократия реализуется через принципы «большинства» и «представительства».
Принцип большинства - это краеугольный камень современной демократии, именно он противостоит «закону сильнейшего».
Принцип «представительства» означает, что интересы и воля народа артикулируются выборными политическими институтами, такими как: парламент, президент, органы местного самоуправления, политические партии, организации гражданского общества. Народ делегирует свою власть представителям, выдвинутым путем выборов, которые эту власть осуществляют.
Наиболее распространенным механизмом реализации принципа представительства является выборная система. *
Выборы - такой важный элемент демократии, что нередко все понятие демократии сводится к нему. Все положительные и отрицательные стороны представительной системы, процесса делегирования реализуются, прежде всего, через механизмы и технологии выборов. Однако, далеко не все страны, где практикуются выборы, можно отнести к странам с демократическим правлением.
Парадокс часто заключается в том, что именно институт выборов, разработанный для регистрации волеизъявления большинства, узаконивает правление привилегированного меньшинства.
Выборы в России часто подтверждают этот парадокс. При узаконенной норме явки на выборы в 25%, часто выбираются люди, за которых проголосовало 10-15% избирателей. Еще одним парадоксом выборной демократии является то, что выборы далеко не всегда обеспечивают отбор лучших кандидатов, хотя именно для этого и предназначены. Можно привести немало примеров, когда народными избранниками становились некомпетентные или криминальные личности, добившиеся избрания путем подкупа, обмана, запугивания избирателей.
Искажение непосредственной воли избирателей происходит и при голосовании по партийным спискам. В этом случае, в наибольшей степени проявляются предпосылки узурпации воли большинства населения определенными группами, партиями, блоками, кликами и т. д. Хотя, конечно, этот факт свидетельствует и о действии еще одного принципа демократии - «состязательности» и «неопределенности» результата выборов.
Ведь демократия - это соревнование с неопределенным результатом. Поэтому часто побеждает не «лучший кандидат», а более агрессивный, хитрый, вероломный, умеющий убедить или ввести в заблуждение избирателей. Несовпадение «общественной ценности» победителя и делегированной ему на выборах власти - источник
противоречий и конфликтов, нестабильности в обществе. Демократия, как никакая другая форма правления нуждается в общепризнанных лидерах. Вместе с тем выборная система не гарантирует их эффективный отбор.
Принципы и институты демократии реализуются в технологических процедурах, таких как: выборы, голосование, плебисциты, референдумы, делегирование полномочий, разрешение конфликтов и т. д. Выборы - это одна из базовых процедур. Реализация принципов демократии во многом зависит от действующего выборного законодательства, традиций, технологий выборов, порядка избрания органов государственной власти и местного самоуправления, равенства прав избирателей и кандидатов, процедуры голосования (открытое или закрытое голосование), периодичности проведения выборов, обеспечения свободного волеизъявления и честности подсчета голосов граждан. Принятые в России законы о выборах в той или иной степени пытаются ответить на эти жизненные вопросы.
Отметим, что в нашей стране еще только складывается сфера политической деятельности, связанная с организацией и проведением выборов, с управлением избирательными процессами, с реализацией гарантий использования выборов в качестве единственного инструмента прихода к власти.