Глава 1. Работа Аткинсона и Уокера в СПб
Джон Август Аткинсон прибыл в Петербург 9-ти летним мальчиком в 1784 году вместе с Джеймсом Уокером, назначенным имераторским гравером вместе с Гаврилой Скородумовым. Сам Уокер родился в Грейт-Ярмуте, затем учился гравировальному делу в Лондоне у Валентина Грина, одного из 6-ти граверов Королевской Академии, который был гравером короля и работал в технике меццо-тинто. Первые свои гравюры Уокер сделал в 1780-х годах, начав с картин Ромни [6].
Контракт Уокера на работу в Петербурге, к сожалению, не сохранился, однако мы знаем, что в 1783г им была опубликована гравюра с портрета Екатерины II, принадлежавшего русскому послу в Англии Ивану Симолину, чем его и заинтересовал. Это и послужило причиной приглашения его на пост императорского гравера.
После смерти Скородумова в 1792 г. Уокер становится единственным императорским гравером и хранителем гравюр Эрмитажа.
Первая гравюра, созданная Уокером в Петербурге, датируется 1785 г, выполнена она с картины Теодора Ромбо (Rombout) «Игроки в карты». Позже он гравировал с картин Жана Батиста Греза (Greuse) и Бенуа Лутти (Lutti), Гвидо Рени (Reni).
В 1892 он издал «собрание гравюр с самых знаменитых картин из галереии Ее императорского величества Екатерины II, императрицы и правительницы всех Россий», состоящий из 11-ти гравюр.
В сентябре 1894 Уокер становится действительным леном Академии Художеств, а уже в октябре – советником.
С 1893 он обучает студентов, за что получает «дополнительный запас дров и свечей» [7].
В какой родственной связи находились Уокер и Аткинсон, единого мнения нет. Мать и отец Аткинсона нам не известны. Есть несколько версий связи двух художников. Одни исследователи полагают, что Джон Август был сыном умершей сестры Уокера, другие, как например Кросс, говорят о существовании некого документа, говорящего, что Аткинсон был пасынком Уокера, сыном его жены от первого брака.
Однако нам известно, что Уокер, приехавший в Санкт-Петербург с женой и дочерью в своих мемуарах называет Аткинсона «sun in low», что в переводе с Английского означает «зять». Следовательно, мы имеем полное основание полагать, что в последствии Аткинсон был женат на дочери Уокера.[8]
У Аткинсона рано появился талант к рисованию. В мемуарах Уокера есть момент где он рассказывает о том как императрица просила 15ти летнего Джона Августа в его, тогда еще не законченную картину «о праздновании Пасхи в Петербурге» портрет князя Нарышкина на его балконе.[9]
С детских лет Аткинсон рос и развивался в России, что не могло не сказаться на его художественном почерке. Его работы не похожи на те, что творили другие иностранные художники в России. В них нет сухой отстраненности и безучастности. Детальность, с которой прописан быт русских на его картинах и четко переданное настроение, говорят о том, что он не только прочувствовал и внимательно изучил русскую жизнь, но и проникся искренней нежностью, интересом и любовью к России.[10]
Взрослая карьера Аткинсона началась уже при Павле I, когда он начал работать с Уокером.
В 1800 г. немец А. фон Коцебу напишет в своих воспоминаниях о работе Аткинсона в Михайловском замке («победа князя Дмитрия Донского над татарами на Куликовом поле»): « кисть его поражает автора, но рисунок часто неточен».
В 1801 г. Аткинсон закончил портрет в полный рост портрет графа Николая Петровича Шереметьева, что ныне находится Кускове. С этих картин Уокер гравюр не делал, хотя с 1797 года успел создать уже три гравюры с картин молодого зятя. Одна из них – Павел I на белом коне, другие две – портреты Суворова в полный рост (на одной из них фельдмаршал держит меч и шляпу, на другой – маршальский жезл в правой руке).
Эти гравюры граф Ростопчин посылал Семену Воронцову, послу России в Англии, в Лондон.
В первые месяцы правления Александра I, Аткинсон создает серию рисунков из обсерватории Кунсткамеры, посвященную императору. Эти рисунки опубликованы в Лондоне в виде 4 акватинт под названием «Панорама Санкт-Петербурга».
На титульном листе виньетка с изображением знаменитого «Медного всадника» с посвятительной надписью по-английски: «Его Императорскому Величеству Александру I эти четыре панорамных вида Санкт-Петербурга, исполненные через столетие после его основания Петром Великим, покорнейше посвящаются его премного благодарным и преданным слугой Джоном А. Аткинсоном».
Две гравюры из четырех – левый берег Невы, от Мраморного дворца до Зимнего, и от Адмиралтейства до конца Английской линии; на двух других – правый берег, от Академии Наук до здания Двенадцати Коллегий, и от старой Биржи до Петропавловской крепости. Эти рисунки, можно сказать, продолжают тему начатую Маховым пятьюдесятью годами ранее и изображают все великолепие молодого города на кануне его столетнего юбилея. Приблизительная дата публикации этих акватинт – 1803 год.[11]
Панорама Петербурга представляет собой огромную ценность, с точки зрения источниковедения и гораздо меньшую с точки зрения искусствоведения. На этих картинах с документальной точностью запечатлен город, каким он был в конце 18-го столетия.
Учитывая то, что в конце века в Англии Роберт Баркер изобрел панорамный жанр, который во последствии стал очень популярен, можно предположить, что Аткинсон хотел создать одну большую картину-ленту, которая должна была быть выставлена в круглом зале и ее осматривали бы с площадки в центре.[12]
В 1802 году Аткинсон с семейством Уокеров возвращаются в Лондон. По дороге домой их корабль потерпел крушение, неподалеку Грейт-Ярмута, в результате чего многие доски были утеряны.
В Лондоне в 1803 году выходит их совместная работа «Живописное изображение нравов, обычаев и развлечений русских. Сто раскрашенных офортов с тщательным объяснением каждого из них, в трех альбомах».
«Аткинсон сумел воссоздать красочную мозаику городского и сельского русского быта, зарисовав не только традиционные костюмы различных групп населения, но и средства транспорта, религиозные праздники, игры, забавы и отдых, он запечатлел так же яркие жанровые сценки…», - пишет Кросс.
Уокер же в свою очередь максимально красочно и доходчиво составил вспомогательные описания к каждому рисунку.[13]
Последняя совместная работа Аткинсона и Уоркера – портрет Александра I, датируется 1 сентября 1814 г, накануне визита Императора в Англию.
В 1822 г. на аукционе Сотби появится еще одна медная доска – портрет Елизаветы Петровны.[14]
Работы Аткинсона часто выставлялись в обществе акварелистов Королевской Академии, членом которой он являлся.
Позже там появятся его гравюры «Смерть Моро» (1813 г) и «Битва при Ватерлоо», которую художник выполнил в 1814-м году по своим этюдам, созданным им на поле сражения.
Так же в Лондоне были изданы еще два сборника: "Горести человеческой жизни" (1807), "Английские живописные костюмы и типы" (100 гравюр).
Последняя работа Джона Августа Аткинсона датируется 1829 г., после чего он скончался, как утверждает Краснов – в 1830-м г.[15]
Нам не известно когда скончался Уокер, но с уверенностью можно сказать, что случилось это не ранее 1822 года.
Скорее всего, самая масштабная работа Аткинсона и Уокера, посвященная российскому императору Александру I, «Живописные зарисовки», о которой мы будем говорить, стала попыткой обозначить благосклонное отношение Англии к российской нации, ее императору Александру и продолжению им политики славного царствования Великой Императрицы Екатерины II.