Pr-службы в выборных компаниях
PR-деятельность в выборных кампаниях (электоральный менеджмент) относится к разряду предпринимательской деятельности. Впервые избирательная кампания была профессионально организована в 1930-х гг. в США, когда журналист К. Уайтекер и рекламный агент Л. Бакстер создали в Калифорнии специализированную службу для проведения политических кампаний «Кампейн инкорпорейтед». Начиная с 1960-х гг. в западно-европейских странах и США вступающие в предвыборную борьбу кандидаты начинают все больше сотрудничать не с собственными партийными структурами, а с менеджерами-специалистами. Решающими факторами сотрудничества являются не политическая ориентация кандидата, а вопрос размеров вознаграждения и перспективность кандидата, симпатии к нему как к личности.
Функции менеджера избирательной кампании:
· ценностно-целевая- включает задачу донести до избирателей идеи и конкретные предложения кандидата, обеспечив при этом обратные коммуникации с электоратом. Реализация этой цели предполагает разработку предвыборной платформы кандидата, формирование его имиджа и эффективную постановку политических коммуникаций;
· стратегическая- заключается в определении реальных целей и особенностей избирательной кампании кандидата, контролировании политического пространства и времени, собирании значительных денежных ресурсов и распоряжении ими.
· структурно-интегративная - подразумевает формирование команды кандидата и организацию группы поддержки, состоящую из активистов партии, членов семьи и в первую очередь супруги, а также друзей (в первую очередь привлекаются знаменитые актеры, спортсмены, известные ученые и т.д.). Менеджер составляет схему структурных подразделений кампании, определяет полномочия директоров подразделений, ставит перед ними конкретные задачи. Основными подразделениями кампании являются: финансово-бюджетная служба; отдел общественных связей и СМИ; рекламно-издательское подразделение; информационно-аналитическая служба; группа по связям с избирательным участком; отдел массово-политической работы с избирателями; юридическая служба; служба технического обеспечения.
· психосоциальная- предполагает выработку эффективной мотивации для членов команды кандидата, превращающей их в коллектив единомышленников.
Исследователи подчеркивают, что «команда формируется, как правило, задолго до начала официальной избирательной кампании». Сначала заключается соглашение с электоральным менеджером (в России чаще всего его называют руководителем предвыборного штаба). Этот человек становится практическим руководителем избирательной кампании, отвечает за все направления деятельности, координирует действия команды на всех этапах. Именно он чаще всего, согласовав с кандидатом, принимает важнейшие финансовые, организационные и стратегические решения. Руководителями предвыборных штабов чаще всего становятся журналисты, политологи, социологи, бывшие преподаватели вузов, иногда сами кандидаты или другие действующие политики. На предвыборном этапе электоральный менеджер занимается комплектованием основных подразделений команды кандидата. Одни подразделения создаются до официального начала предвыборной кампании, например, группа стратегических решений, информационно- аналитическая служба и др. Другие же возникают в ходе самой кампании, например, комитет поддержки кандидата (хотя предварительные договоренности с добровольцами, агитаторами, доверенными лицами и др. осуществлялись заранее).
В России в качестве электорального менеджера прославился А. Чубайс. Он возглавлял предвыборный штаб «Союза правых СИЛ» В 1999 г. Не имея в начале кампании шансов преодолеть 5%-ный барьер, блок «правых» благодаря эффективной организации и профессиональному проведению компании ее руководителем А. Чубайсом и подобранной им командой смог переиграть и «Яблоко», и «Блок Жириновского», добившись внушительной для себя победы - за него проголосовали более 8,5% избирателей. Чубайс был также одним из ведущих организаторов предвыборной кампании Б. Ельцина в январе 1996 г. Примечательно, что рейтинг Ельцина в начале кампании составлял 5% и его ни в коем случае не хотели видеть Президентом России 43% избирателей. Однако во многом благодаря стараниям Чубайса Б.Н. Ельцин был переизбран на должность Президента, получив во втором туре 53,8% голосов избирателей.
Специфической чертой российского электорального менеджмента является отсутствие финансового отдела. Его функции исполняет или сам кандидат, или руководитель предвыборного штаба и главный бухгалтер (казначей).
Перед началом избирательной кампании четко определяются цели кандидата. Обычно в ходе предвыборной кампании кандидат решает следующие задачи: выиграть президентскую гонку; получить депутатский мандат; заявить о себе, своих целях, приобрести сторонников, пробиться в политический истеблишмент (например, благодаря президентским выборам 1991 г. Аман Тулеев из неизвестного председателя Кемеровского исполкома стал лидером национального уровня); напомнить о себе и своей партии, провести агитационно-массовые мероприятия, повысить собственный рейтинг и рейтинг своего избирательного объединения; сделать рекламу своей фирме (например, марку «Брынцалов» большинство населения России узнало в ходе избирательной кампании); снять свою кандидатуру в обмен на выгодное предложение; зарезервировать себе мандат более низкого уровня.
После определения целей вырабатывают стратегию кампании. Обычно предусматривается осуществление следующих мероприятий:
·исследование избирательного округа, выбор адресной группы;
·выявление ключевой проблемы кампании, формулирование лозунга;
·выработка коммуникационной стратегии;
·определение способов борьбы с соперниками. Проводится точный расчет политического времени и строится сетевой график кампании.
Обычно работа информационно-аналитической службы предвыборной команды кандидата начинается со сбора информации о регионе и составления социально-политического портрета региона, в котором будет проводиться кампания. Для этого систематизируются сведения об избирателях, о соперниках, о результатах предыдущих выборов. Он содержит сведения о числе проживающих в округе избирателей, а также карту-схему с указанием улиц и домостроений. Такой портрет дает социально-демографическую характеристику электората (пол, возраст, национальность, уровень образования, размер доходов). Составляется полный список действующих на территории округа политических организаций, религиозных общин и творческих союзов; влиятельных людей округа. Проводится исчерпывающий анализ экономической информации: состояние производства и занятости населения, стоимость услуг ЖКХ, транспорта и т.д. Владение всей этой информацией поможет кандидату выглядеть «своим» при обращениях к жителям округа. Это особенно важно, если кандидат не проживает в данном регионе.
Основными источниками информации становятся данные Госкомстата, окружных избирательных комиссий и региональных отделений политических партий, а также материалы региональных СМИ.
Важную роль в политической PR-кампании играют социологические и экспертные опросы, которые помогают определить:
· «болевые темы» данного региона;
· рейтинги кандидатов;
· основные каналы коммуникации в данном регионе;
·социологический портрет сторонников и противников политической партии.
Самыми распространенными методами считаются: опрос «фокусных» групп, электронное интервьюирование репрезентативных групп и мониторинг общественного мнения.
Метод «фокусных» групп представляет собой интервьюирования в течение двух часов в свободной форме опытным психологом или социологом специально выбранной группы в 8-1 человек (мужчин и женщин поровну). Обсуждаются конкретные темы, события, лица, имеющие отношение к кандидату и избирательной кампании. Интервью записывается на видеопленку, подробно анализируются его содержание и язык. Особое внимание уделяется известности и популярности кандидата среди избирателей округа (фиксируется отношение к нему среди сторонников, противников и еще не сделавших свой выбор).
Метод электронного интервьюирования репрезентативных групп выявляет реакцию избирателей на начавшуюся избирательную кампанию (просят оценить выступление «своего» кандидата, дебаты между претендентами и рекламные ролики). Примечательно, что с помощью электронной аппаратуры фиксируется как характер эмоций членов группы, так и интенсивность их переживаний. Затем с помощью компьютера выводят некое среднее мнение электората.
Мониторинг общественного мнения - опрос в течение нескольких дней 200-300 человек ежедневно. Результаты распределяются в трехдневные блоки и представляются в графическом виде. Мониторинг позволяет фиксировать изменения в общественном мнении и соответственно корректировать стратегию и тактику кампании.
При изучении избирательного округа следует обратить также внимание на средства массовой информации региона. Информационно-аналитическая служба должна ответить на вопросы: какие центральные и местные газеты популярны у жителей округа; какие телепередачи имеют наибольший рейтинг; кто из местных журналистов пользуется наибольшим доверием. Важно также определить, как настроены СМИ по отношению к «нашему» кандидату и его соперникам.
Выделение «адресной группы» является еще одним необходимым мероприятием PR-аналитиков. Под адресной группой понимается сегмент политического рынка, к которому кандидат обращается в первую очередь. Понятие «адресной группы» используется как синоним понятия «электорат».
В России симпатии к определенным партиям во многом определяются возрастом избирателя. У молодых происходит социальное становление личности. Основная установка этого возраста «жизнь эмоционально насыщена и прекрасна, а государственная власть в этой прекрасной жизни может быть только правовой». Немаловажным является и тот фактор, что молодежь часто имеет более высокооплачиваемую работу, чем старшее поколение.
В средней возрастной группе социальный пессимизм возрастает. Социализация этих людей уже заканчивается. Они уже стали тем, кем смогли стать. У них часто формируется комплекс социального неудачника; появляются ретроидеалы, начинается поиск внешнего врага в образе определенного политика (например, Б. Ельцин или А. Чубайс) или социальной группы (например, москвичи). В идеологии среднего возраста усиливается национализм, ксенофобия, начинается демонизация власти. Для этой возрастной группы характерны либо электоральный конформизм (голосуй, как все»), либо социальный пессимизм «ничего не изменишь, все предрешено, незачем идти на выборы»), либо националистические и «левые» предпочтения.
В старшей возрастной категории все эти тенденции усиливаются. На эмоциональном уровне возрастает чувство одиночества и возникает желание ощутить себя членом «большой семьи единомышленников», а на психологическом уровне возникает установка - «защити меня от другого». В соответствии с этим средние и старшие возрастные группы считаются электоратом партий националистической и «левой» ориентации. Однако, как нередко показывает практика, «возрастные политические предпочтения» во многом условны.
Не менее условны также профессиональные, социальные и территориальные и иные критерии, объясняющие политические предпочтения граждан. Но принято считать, что за демократические партии (Яблоко», «Союз правых сил» и др.) голосуют интеллигенция, государственные служащие, предприниматели, имеющие высокий и средний уровни доходов. Примечательно, что сторонники правых партий проживают в основном в крупных городах и среди них - большое число людей в возрасте до 35 лет.
«Центристским» электоратом считаются интеллигенты и квалифицированные рабочие в возрасте от 30 до 49 лет, имеющие средние доходы и проживающие в крупных и средних городах. Сторонниками «коммунистических» партий в основном являются мелкие служащие, крестьяне и военные старше 50 лет, имеющие средние и низкие доходы и проживающие в большинстве своем в мелких городах и селах.
Электоратом национал - патриотических партий считаются мелкие служащие, крестьяне и военные в возрасте от 30 до 50 лет, проживающие в средних и малых городах.
Практически все социологи подчеркивают, что более 25% населения (в основном молодежь) аполитичны. Они отказывают в поддержке властным структурам и не видят в оппозиционных силах привлекательных лидеров и конкретных программ действий24.
Следующий этап политической PR-акции - кампания по выдвижению кандидата.
Процедуру выдвижения кандидатов регулируют национальные законодательства. Предусматривается несколько способов выдвижения.
1. Кандидатов выдвигают партии и общественные организации путем подачи петиций. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей (например, в Швейцарии достаточно 15 подписей). В России кандидаты выдвигаются на съездах, конференциях, пленумах высших органов партий и общественных организаций.
2. Сам кандидат подает заявление, которое в ряде стран должно быть подписано избирателями. Так, в Великобритании достаточно 10 подписей, а в ФРГ - 200.
Сбором подписей могут заниматься активисты близких по взглядам кандидата политических партий, его доверенные лица, а также организации, специализирующиеся на оказании этого вида услуг. В предвыборной президентской кампании 2004 г. кандидаты, за которыми не стояли крупные политические партии, обратились за этой услугой к PR-кампаниям. Выдвижение кандидатов может осуществляться в том же порядке, что и избрание депутатов. Первичные выборы позволяют определить наиболее популярных кандидатов, которые затем участвуют в общих выборах. Система первичных выборов президента (праймериз) принята, например, в США.
В России официальной регистрации кандидатов предшествует процедура проверки достоверности подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Соответствующей избирательной комиссией проверяются либо все подписи, либо выделяется для проверки какая-либо их часть. Для регистрации гражданина в качестве кандидата необходимо, чтобы число недействительных подписей не превышало 25 % установленного для данного кандидата числа.
Одним из главных вопросов организации предвыборной кампании является ее финансирование. Избирательные фонды кандидатов в России бывают значительного размера. Так, Центральная избирательная комиссия РФ 3 марта 2004 г. предоставила следующие данные о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ: «Наибольшая сумма средств значится в избирательном фонде И. Хакамады 54,6 млн. руб. Израсходовано около 42,7 млн. руб. В избирательном фонде С. Миронова числится около 40,55 млн. руб. Уже израсходовано 40,5 млн. руб. В избирательном фонде В. Путина насчитывалось около 38,7 млн. руб., израсходовано около 35,2 млн. руб. Наименьшая сумма поступила в избирательный фонд кандидата от КПРФ Н. Харитонова - около 7 млн. руб. Из них израсходовано около 3,52 млн. руб.
За организацию финансирования предвыборной кампании кандидата, распределение и контроль расходуемых средств в строгом соответствии с законом отвечает финансовый отдел избирательного штаба. Функции этого отдела:
· выработка стратегии получения денежных средств; подготовка активистов по сбору средств и осуществление контроля за их действиями;
· составление общей сметы всей избирательной кампании и ее отдельных мероприятий;
· открытие банковского счета в установленном порядке и его закрытие по окончании кампании;
· ведение бухгалтерского учета (регистрация всех поступлений в избирательный фонд, учет расходов), составление финансового отчета, представление финансовой документации в избирательную комиссию.
Особенность российской политической жизни состоит в том, что финансирование большинства политических партий осуществляется крупнейшими нефтяными компаниями. Условиями получения денежных средств становятся лоббирование интересов этих компаний. Так, 20 июня 2003 г. КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР проголосовали против налога на сверхприбыль нефтяных компаний, а также включения олигархов в партийные списки, что дает возможность получить «депутатскую неприкосновенность».
В ходе избирательной кампании большие нагрузки несут юридические отделы или приглашенные юристы. В их задачи входит про ведение экспертной юридической оценки всех мероприятий кампании, подготовка контрактов и соглашений, а также консультирование кандидата, менеджера и других членов команды по вопросам соответствия их действий законодательству.
Важнейшей задачей юридического отдела является обеспечение правовых гарантий действиям членов команды и лидера. Проведение выборов регулируется не только конституционными нормами и избирательным законодательством, но и Гражданским кодексом, Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Поэтому еще до начала избирательной кампании сам кандидат в депутаты и вся его команда проходят правовой всеобуч. Это - неотъемлемая часть PR-кампании.