XVI век. Второй раскол церкви. Отделение протестантизма от католицизма
Схема 23 |
Германия | Швейцария | |||
Лютер (1483–1546) ученик | Мюнцер (1490–1525) | Кальвин (1509–1564) | ||
идеолог бюргерства | идеолог плебейства вождь крестьянской войны 1525 г. | идеолог новых деловых собственников | ||
1. Сверг господство Римской церкви над Германией | Доктрина: - общность имущества. - Общность интересов (против частных). - Власть – людям труда (крестьянам, ремесленникам). Отбирается у прежних господ – насильно. - Форма государства – республика под контролем народа. | Доктрина: - Отвергает власть Папы Р. - За прямую веру в Бога через Библию - Принцип: - Государство от Бога, «как воздух и пища», но… подчинено церкви. - Правят аристократы Веры и Духа, аскеты в жизни. | ||
| ||||
Принципы: - Вера – дело Совести каждого (свобода выбора). - Общение с Богом и Библией без посредничества церкви. - Священничество ликвидируется, обязано трудиться, как все. - Резко сокращается количество церковных праздников. - Упрощаются и удешевляются обряды, церковь. - Монастырское и церковное имущество секуляризируются. - Граждане освобождаются от канонического права, священники подчиняются светскому. | ||||
Лютер осудил ученика. Бюргерство перепугано. Крестьянское восстание раздавлено. Мюнцер казнен. | Кальвинизм: | |||
1. Культ – дела, труда, предпринимательства - бережливости, скупости, накопительства (для дела, а не потребления). - честное деловое партнёрство. 2. Расточительство – тяжкий грех. 3. Регламентация общественной и личной жизни. 4. Жесткий контроль за выполнением гражданами обязанностей: трудиться, посещать церковь, копить богатства. | ||||
Схема 24 |
- третья мировая религия - профетическая (создана одним человеком) - теократическая (объединившая духовную и светскую власть) |
(покорность)
Аллах (бог)
государство |
ВЕРА |
источники права 5. Мухаммед (570-632)
коран
сунна мусульмане – воины Аллаха
(преданные) (бессмертные)
Хадит шариат
(правильный путь)
Кийяс Клянутся в верности Аллаху
и его пророку:
1.
Иджма |
2. 1 раз в Неделю – пятница в мечети, общиной
3. 1 месяц в году – РАМАДАН – пост – голодание
4. Закят – пожертвование бедным – постоянно
5. Хадж – 1 раз в жизни – паломничество в Мекку,
где совершить 7-кратный обход священного камня Кааба, его целование, пробег между священными холмами, жертвоприношения.
Награда: зелёная чалма и титул Хаджи.
Принцип: равенство в вере.
ЦЕЛЬ: очищение Земли от греха и неверных.
Буддизм и Христианство – бессильны.
СОБСТВЕННОСТЬ – священна, за кражу – казнь.
Запреты: 1. Ростовщичество 2. Пьянство 3. Азартные игры 4. Прелюбодеяние | Разрешено: 1. Многожёнство 2. Рабство (неверных) 3. Джихад (священная война) 4. Кровная месть | Обязанности: 1. Налоги 2. Накопление богатств 3. Выкуп воинов 4. помощь бедным |
Схема 25 |
Буддизм VI в. до н.э. |
Христианство I в. н.э. |
Космос - карма - реинкарнация - добро |
Бог - Вера - Воскрешение - Любовь |
Раскол 1054
Ислам VIIв. н.э. |
Церковнаясветская
светская церковная
Аллах - Покорность (ислям) - Преданность (мусульм) - Верный путь к Аллаху (шариат) Теократия (религиозная власть + светская) Раскол с 661 года |
Халифат Имамат
Аллах Аллах
Община правитель
Правитель община
Эгалитаризм (равенство) Элитаризм (неравенство)
Демократизм Теократизм (фанатизм,мессия.газават)
Схема 26 |
Источник | Брахманизм политеизм | Иудаизм монотеизм | |
Буддизм | Христианство | Ислам | |
время | VI в. до н.э. | I в. н.э. | VII в. н.э. |
Создатель | Будда | Апостолы | Мухаммед |
Характер | Космологический | Теологический | Теократический |
Человек | часть Природы Природа Человек | божественное ЧеловекЛичность Природа коллектив | посланник Аллаха словоКоллектив Человек Личность |
бессмертие | Души | Тела | Души |
Жизнь | Страдание | Мучения | Покорность |
Рождение | Радость и горе | Радость | Горе |
Смерть | Горе и радость | Горе | Радость |
Ритуал | Сожжение | Погребение | Захоронение |
Памятник | нет (прах) | Крест | Месяц, пика |
Смысл | Реинкарнация | Воскрешение | Вознесение |
Условия вечности | Дхарма®Карма + 4 истины +5 заповедей | Очищение себя от греха +10 заповедей | Очищение земли от греха +5 предписаний |
Путь | в Нирвану | в Рай | к Аллаху |
Позиция | пассивная | Активная | Агрессивная |
Схема 27 |
Брахманизм | Буддизм | Конфуцианство | Христианство | Ислам | |
Космос | Добро Отрицание земных соблазнов и страстей | Добродетели: 1. Мудрость 2. Гуманность 3. Верность. 4. Почитание старших 5. Мужество | Вера надежда любовь очищение души от греха – путь в РАЙ Хр. – ПРАВЕДНИКИ | Покорность Преданность Верный путь очищение земли от греха восстановление земного Рая Мус. – ВОИНЫ | |
Дхарма | |||||
Карма | нирвана (вечность, покой) | ||||
Реинкарнация | |||||
Бессмертие | |||||
Вечность | Панча-шила: 1. Не убивай ничего живого | Заповеди: 1. Преданность правителям (чжун) 2. Почитание родителей (сяо) 3. Долг – и 4. Человеколюбие–жень 5. Забота о людях – шу | Заповеди (Ст.З): 1. Почитай отца и мать свою 2. Не убивай (человека) 3. Не прелюбодействуй 4. Не кради 5. Не клевещи на ближнего 6. Не завидуй | Запрещено 1. Ростовщичество 2. Пьянство 3. Азартные игры 4. Прелюбодеяние | |
2. Не кради | |||||
3. Не лги | |||||
4. Не прелюбодействуй | Разрешено: 1. Многоженство 2. Рабство 3. Джихад (война) 4. Кровная месть Обязанности: 1. Налоги 2. Рост богатства 3. Выкуп воинов 4. Помощь бедным | ||||
5. Не пей хмельного | |||||
Отрицательное отношение: 1. К Труду – источник благ и соблазнов 2. К Собственности – богатство 3. К Женщине - соблазнительница | Иисуса (Нов.З): 1. Правдивость 2. Чистота сердцем 3. Милосердие 4. Терпение 5. Возлюби врага своего 6. Не собирай сокровищ 7. Не чревоугодничай 8. Не осуждай других 9. Не вожделей |
Теологическое правосознание сформировалось в Древнем мире. Родина – Восток. Колыбель большинства религий – Вавилон, Месопотамия. Здесь человек задумался над происхождением и смыслом жизни и смерти. Здесь родилась идея бессмертия души. Она проникла в мифы Египта, Греции, Рима. Стала ключевой всех мировых религий.
Поиск бессмертия и справедливости шёл разными путями и породил три основных варианта мирового религиозного права. Каждая новая форма теологического права отрицала предыдущую. Между ними возникали непримиримые противоречия и вражда вплоть до джихада и религиозных войн.
Наиболее острым был спор о соотношении светской и церковной власти. Буддизм устранялся от политики. Христианство от оппозиции государству перешло к его поддержке. Противоречие между светской и церковной властью разрешил Августин Блаженный. Он поделил сферы воздействия на человека в соответствии с учением о смертности тела и бессмертия души. Тело подчинялось государству, душа - церкви.
Однако это равновесие между церковной и светской властью было подорвано Римским папой. Гибель Римской империи в 476 году и образование на её территории множества государств подняла духовную власть папы над монархами. Сформировалась концепция, что церковная власть выше светской и государственная власть должна подчиняться папе. Позицию Римского папы отверг Византийский патриарх. В 1054 году Христианская церковь раскололась на католическую и православную. Последствия для Европы оказались тяжёлыми: религиозные войны, крестовые походы, инквизиция, мракобесие.
Церковный гнёт Ватикана в Европе в XVI веке свергает Лютер. Происходит второй раскол христианской церкви. От католицизма отделяется протестантизм (лютеранство, кальвинизм и другие конфессии). Принципы протестантизма за два века до реформации разработал Марсилий Падуанский. Утрата безраздельного господства вынуждает католическую церковь к обновлению на основе идей Фомы Аквинского (томизма).
Ислам – третья мировая религия. Возник на базе отрицания буддизма и христианства за слабость и неспособность избавить человечество от преступности и пороков. Отсюда жёсткие принципы организации новой Веры, буквально тоталитарные: теократия, покорность и преданность, фанатизм и агрессивность (джихад).
Однако, несмотря на существенные различия и вражду трёх форм теологического правосознания, между ними есть основа их примирения. У них общая цель – избавить человека и общество от пороков и преступности, достичь благоденствия и справедливости. Морально-этические заповеди всех религий совпадают с интересами государства. Поэтому в нашу эпоху развивается взаимопонимание и сближение религий и форм правосознания, а между церковью и государством устанавливается взаимодействие и сотрудничество.
I. XvIi–XIX века. Эпоха перехода от абсолютизма к демократии, от Веры к Разуму
|
I. XviI–XIX века.