Теории происхождения государства
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА - это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества
В развитии политико-правовой мысли существовали разного рода концепции, объясняющие происхождение государства.
Патриархальная теория, которая имела наибольшее распространение в древнее время и средневековье (представители: Аристотель, Фильмер). Она характеризуется:
- признанием семьи в качестве базиса, основы всей общественной жизни;
- рассмотрением процесса образования государства как результата постепенного разрастания одной семьи;
- отождествлением власти государства с семейной отеческой властью, где власть правителя есть продолжение власти старшего, отца над своими подданными, детьми.
Договорная теория, получившая наиболее широкое распространение в XVII-XVIII веках, в период перехода от средневековья к новому времени. Ее представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и др. Она характеризуется:
- четкой направленностью против системы феодальной политической власти и абсолютизма как одного из крайних ее проявлений;
- постулированием так называемого “естественного” состояния общества, т.е. общества, подчиняющегося стихийным природным интересам, не имевшего политических государственных структур;
- констатацией необходимости выхода из естественного состояния для самосохранения, безопасности общества;
- ее реализации путем сознательного соглашения между людьми (общественного договора), по которому они ограничивают свою стихийную свободу и передают власть над собой государству в целях обеспечения собственности, безопасности, равенства людей;
- выводом о праве народа на свержение правителей, нарушающих условия общественного договора.
Теория насилия, получившая особое распространение в XIX веке и разработанная в ряде произведений Дюринга, Гумпловича, Каутского. Она характеризуется:
- признанием в качестве основной причины возникновения государства войн первобытных племен между собой из-за территории для проживания и для охоты;
- констатацией необходимости при завоевании сильным племенем более слабого создания особых органов для удержания покоренных племен, которые в совокупности образовали государство;
- выводом о том, что государство по своей первоначальной природе является организацией насилия одной части населения над другой, к которому приводят не внутренние, а внешние факторы - покорение одного народа другим;
- признанием того, что современное государство в отличие от государств предшествующих эпох теряет насильственный характер, поскольку покорявшие и покоренные народы ассимилируются друг с другом.
Теория классовых антагонизмов, получившая наибольшее распространение во второй половине XIX - начале XX веков и обоснованная в трудах социалистов и коммунистов, прежде всего, в работах Маркса, Энгельса, Ленина. На протяжении нескольких десятилетий была господствующей теорией в странах так называемой социалистической системы. Ее основные положения сводятся к следующему:
- в основе процесса образования государства лежат экономические причины -совершенствование производительных сил и, прежде всего, орудий труда, разделение общественного труда и повышение его производительности, производство прибавочного продукта и присвоение его частью общества;
- изменения в экономическом базисе делают возможным и выгодным эксплуатацию чужого труда, в результате часть населения обращается в рабство, а само общество раскалывается на два антагонистических класса - рабов и рабовладельцев;
- для поддержания власти над рабами, принуждения их к труду рабовладельцы создают и содержат государство, которое по своей природе является организацией, обеспечивающей политическими средствами и, прежде всего, вооруженной силой господство одного класса (собственников основных средств производства) над эксплуатируемыми классами;
- пока в обществе сохраняется деление на антагонистические классы, сохраняется и потребность в государстве, в диктатуре одного класса над другим.
2. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА.
Вопрос о происхождение государства имеет для теории государства и права актуальный смысл, так как установление причин его возникновения помогает понять необходимость существования государства на протяжении длительного исторического времени и его дальнейшую судьбу.
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА ПРИЗНАЕТ, что процесс возникновения государства носил сложный и противоречивый характер и все факторы, которые выдвигали различные теории, в той или иной мере влияли на процесс образования государства.
Вместе с тем сегодня очевидно, что ни один из них не может быть абсолютизирован и в основе происхождения государства, как и необходимости его существования на протяжении длительного исторического времени лежат более глубокие социальные причины.
Они связаны с качественными изменениями, происшедшими в жизни первобытных людей в эпоху неолита (VII-III тысячелетие до нашей эры), в результате перехода от присваивающего к производящему способу взаимоотношения с природой, которые вызвали глубокие перемены во всех сферах жизни первобытного общества. Это привело:
- в экономике - к разделению общественного труда, росту его производительности, обмену продуктами труда, увеличению массы общественного богатства, возникновению разнообразных форм собственности;
- в социальной сфере - к интенсивному росту численности населения, появлению наряду с семьей совершенно новых форм общностей людей (различных профессий, богатых и бедных, свободных и несвободных), резкому повышению роли отдельной личности в системе социальных связей, разделению и противоречивости интересов личности, социальных групп, общества в целом;
- в духовной сфере - к интенсификации интеллектуальной деятельности, переходу от мифологического к рациональному типу мышления, возникновению науки и идеологии, отделению сферы духовного производства от сферы материального производства.
Вместо первобытного общества, имевшего однородную социальную структуру и основанного на единстве интересов людей, возникла разнородная социальная структура, основанная на многообразии, различии и противоречиях интересов людей. Необходимость обеспечить управляемость всем обществом в условиях его социального расслоения определила постепенную замену родовых органов власти (народного собрания, старейшин, военачальников), приспособленных к управлению социально однородным обществом, государством с его специфическими признаками, аппаратом, функциями и формами, приспособленным к управлению социально дифференцированным обществом.