Правовое государство и гражданское общество
Идея правового государства уходит корнями в античное общество. Государство как организация публично-властной силы государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное развитие общества. Они считали, что разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, - пример справедливой государственности.
С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами.
Идея правового государства тесно связана с концепцией разделения властей. Сосредоточение всей власти в одних руках порождает произвол, уничтожает свободу. Свобода может быть только там, где власть ограничена правом. В этой связи законодательная, исполнительная и судебная власть должны быть самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение власти в одних руках и в одном органе, что служит гарантией от произвола, неограниченного и бесконтрольного самовластия и предусматривает создание таких условий, при которых действует система «сдержек и противовесов». Законодательная власть может контролировать исполнительную власть путем издания обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной инициативы. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов.
Термин «правовое государство» впервые был применен в первой половине XIX века в немецкой юридической литературе (в трудах ученых К. Т. Велькера, Р. Фон Моля), а затем и в других странах, в том числе в России.
На сегодняшний день правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечены господство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина. В основе правового государства лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором народ участвует в осуществлении власти (непосредственно или через своих представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:
- приоритет права во всех сферах общественной жизни;
- гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;
- взаимная ответственность государства и личности;
- осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
- осуществление конституционного надзора только судом.
Правовое государство подконтрольно гражданскому обществу, оно строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом взаимодействии общественного спроса и предложения, оно ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу, безопасность и благосостояние. Его духовным фундаментом является признание прав человека.
Основой правового государства всегда выступает гражданское общество, где действует принцип свободы экономической деятельности, основанной на верховенстве правовых законов.
Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения духовных и материальных потребностей и интересов. Государство лишь форма выражения гражданского общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти.
Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан.
Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т. д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя. В гражданском обществе связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.
Глава 3. Структура права