Законодательство о Государственной думе

.

Законодательство о Государственной думе

Летом 1905 г. было решено созвать Государственную думу. Манифест от 6 августа и Положение о выборах представительного органа положили начало превращению России в конституционную монархию.

Законодательство о Государственной думе формировалось в несколько этапов. На первом этапе, в августе 1905 г., оно не было радикальным. Ду­ма провозглашалась представительным органом, избираемым сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права. По традиции избирательного права лишались женщины (они не имели этого права так­же в Англии, Германии, Франции), военнослужащие срочной службы (считалось, что армия выражает сугубо государственные интересы и в по­литике не участвует), бродячие инородцы (кочевые и полукочевые народы в силу образа жизни).

Остальное население, которое могло участвовать в выборах, делилось на три курии: землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы предполагались многостепенные. На первом этапе избирались «выборщики», а из них – депутаты Думы. Крестьянство как главная опо­ра монархии должно было дать 42 % выборщиков, две другие курии соответственно 34 % и 24 %. Для двух первых курий устанавливался до­вольно высокий имущественный ценз, благодаря которому от выборов устранялись средние спои населения: мелкие собственники, наемные рабо­чие, интеллигенция.

На этом этапе Дума мыслилась как орган, совмещающий черты запад­ного парламента и старинных Земских соборов Московской Руси. Глав­ным в ней было законосовещательное начало. Дума должна была осущест­влять предварительную разработку и обсуждение законодательных предпо­ложений, передаваемых затем через Государственный совет на утверждение царю. Дума не могла иметь право голоса по вопросам бюджета и рас­пускалась досрочно по указу царя.

Следующим шагом правительства в направлении придания государст­венному строю России конституционных черт явился подготовленный Витте Манифест 11 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государст­венного порядка», непосредственным поводом к изданию которого послу­жила октябрьская политическая стачка. Манифест устанавливал полити­ческие права и свободы для граждан России: неприкосновенность лично­сти, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). Он предоставил избирательные права всем слоям населения, лишенным их по закону августа 1905 г. Государственная дума в манифесте меняла свое значение и приобретала черты развитого парла­мента. Она провозглашалась законодательным органом, поскольку «никакой закон не мог иметь силу без одобрения Государственной ду­мой», а избранники народа могли на деле участвовать в контроле за за­конностью действий государя.

Одновременно по закону от 19 октября был преобразован высший ор­ган исполнительной власти. Хотя министерства остались подчиненными императору, их действия были объединены и скоординированы в руках премьер-министра. Совет министров мог действовать самостоятельно, без вмешательства императора, что можно расценивать как шаг к формирова­нию принципов ответственности между парламентом и министрами.

Оценивая Манифест 17 октября 1905 г., не следует забывать, что права человека, провозглашенные в нем, не были для России полным откровени­ем. В той или иной мере россияне пользовались и ранее свободой совести, слова, печати. Повременные издания, разрешенные МВД, к примеру, вы­ходили вообще без всякой предварительной цензуры. Природные россий­ские подданные пользовались всеми правами, в том числе правом судеб­ной защиты, независимо от сословной и иной принадлежности. Считается, что российское правительство запоздало лишь с объявлением свободы собраний и союзов, легализовавшим процесс образования в России поли­тических партий. Но вопрос о том, какую роль они сыграли в дальнейшей судьбе России, предстоит ещё исследовать. Во всяком случае в октябре 1905 г. главные оппозиционные партии и движения не приняли манифест. Им были нужны не свободы, а власть. Поэтому лидер конституционных демократов (кадетов), партии либеральной буржуазии, П. Н. Милюков заявил, что «борьба продолжается», а один из лидеров социал-демократии, Л. Д. Троцкий, назвал манифест «нагайкой, завернутой в пергамент конституции».

Следующим этапом формирования законодательства о Государствен­ной думе стал закон от 11 декабря 1905 г. Он был принят в разгар восста­ния рабочих фабрики Н. Шмита в Москве, в котором активное участие приняли сформированные социал-демократами «боевые дружины». Вос­стание показало силу организованных рабочих, и но новому закону о вы­борах в Госдуму они получили избирательные права. Более того, прави­тельство Николая II, предоставив право участия в выборах фабрично-заводским, горным, горнозаводским и железнодорожным рабочим, созда­ло для них 4-ю, дополнительную, рабочую курию.

По этому закону за счет понижения имущественного ценза увеличива­лось количество участвующих в выборах по первой курии. Во второй курии – городской – в выборах должны были участвовать теперь неё платель­щики налогов, в том числе квартирного, что открыло доступ к избиратель­ным урнам широким слоям интеллигенции. По этому закону проходили выборы в I и во II Государственную думу, ярко выраженный оппозицион­ный состав которых привел к конфронтации с правительством Николая II и к роспуску обеих дум.

Последний избирательный закон был принят 3 июня 1907 г., после рос­пуска II Думы. Левая по своему составу (только социалисты имели в ней более 100 мест) Дума противодействовала начатым аграрным преобразо­ваниям П. А. Столыпина, оказывала яростное сопротивление мерам борь­бы с ширившимся в стране терроризмом и «экспроприациями» (только при взрыве бомбы на даче Столыпина, тогдашнего министра внутренних дел, 12 августа 1906 г. погибло 33 и было ранено более 20 человек, в том числе дети министра).

Новый избирательный закон, положивший конец «монопольному представительству интеллигенции» в Думе, изменил ее состав в пользу крупных цензовых слоев населения. Он сократил, во-первых, число депута­тов (с 524 в первых двух Думах до 442) за счет сокращения представитель­ства национальных окраин. Во-вторых, он уменьшил с 43 до 22 % число губернских выборщиков-крестьян. Увеличивалось, в-третьих, до 51 % чис­ло выборщиков от землевладельческой курии. Что касается городской курии, то она была разделена на 2 разряда: крупных и мелких собственни­ков, дававших одинаковое число выборщиков. Разряд крупных собствен­ников мог также блокироваться на собраниях избирателей с землевла­дельческой курией, чем обеспечивался выбор высокоцензовых депутатов. Наконец, один обязательный для каждой губернии депутат от крестьян был заменен общим, избранным на совместном заседании всех курий де­путатом. Таким образом, число крестьянских депутатов, которыми, как правило, становились представители левых партий, сократилось.

Члены Госдумы избирались на губернском избирательном собрании под председательством губернского предводителя дворянства из выбор­щиков, избранных в каждом уезде по указанным выше куриям. Как и ра­нее, на губернское избирательное собрание должны были посылать своих выборщиков рабочие предприятий фабрично-заводской, горной и горно­заводской промышленности.

По этому закону была избрана III Государственная дума, которая ста­бильно отработала весь положенный ей пятилетний срок. Ведущие пози­ции в ней занимали представители лояльно настроенных к правительству слоев населения (главным образом, октябристы во главе с их лидером А.И. Гучковым), которые, при наличии многочисленных разногласий и скандальных заседаний, всё же не препятствовали ходу начатых под непо­средственным руководством премьер-министра Столыпина реформ.

В феврале 1906 г. специальным царским манифестом был преобразован Государственный совет. Он получил равные с Думой права в области зако­нотворчества и превратился как бы во вторую палату парламента, анало­гичную палате лордов в Англии. Члены Госсовета назначались царем, и сформированный таким образом аристократический его состав должен был стать своеобразным противовесом оппозиционной Госдуме.

.

Наши рекомендации