Кузнецов, Павел Александрович. 9 страница
2. Предупреждающая реклама. Предупреждающая реклама, источ
ником которой выступает сам бизнес, пока не распространена в рос
сийской практике. Между тем международные компании, работаю
щие на российском рынке, все более активно ее практикуют. Так, в
свете борьбы государства с курением компания «Филип Моррис
Интернэшнл», которая занимается производством табачной продук
ции, на протяжении многих лет публикует информацию о проблемах,
связанных с курением (илл. 3.72).
Такой подход, который, объективно говоря, вредит собственному производству, является частью социальной политики бизнеса «Филип Моррис Интернэшнл». К сожалению, в практике российских компаний, занимающихся деятельностью, наносящей вред физическому, социальному и нравственному здоровью общества, такие формы социального информирования встречаются крайне редко.
3. Поздравительная реклама. Социальное информирование в фор
ме поздравления, проводимое бизнесом и некоммерческими орга
низациями гражданского общества, получает все большее распро
странение в российской практике. Такое информирование с одной
стороны, является выражением отношения компании (организа
ции) к тому месту, в котором она работает, а с другой стороны,
выполняет имиджевую роль. На илл. 3.73 представлен плакат рек
ламного агентства «Партнер», поздравляющий жителей Кузнецка с
Днем города (хотя, конечно, художественное решение плаката не
однозначно).
4. Призывная реклама. Типичным примером такой рекламы является призыв «Создадим образцовый город!», исходящий от компании «Россошанские минудобрения», представляющей собой крупное независимое предприятие химической промышленности России -~-единственного производителя минеральных удобрений в Центрально-Черноземном регионе (илл. 3.74).
Предприятием проводится активная социальная политика, на-приплетши \\ том числе и на охрану окружающей среды. Поэтому
I:m
слоган на рекламе компании — не голосновный. Отметим также, что призывы, исходящие от негосударственных организаций, могут касаться самых разных вопросов и сторон общественной жизни1.
Таким образом, негосударственная социальная реклама получает все большее распространение в российской практике. Отчасти стремясь решать свои имиджевые проблемы, организации начинают понимать важность социального здоровья и благополучия и исходят при это из перспективы собственного организационного развития. Совершенствование системы социального партнерства в России будет способствовать росту социальной рекламы, исходящей от негосударственных структур.
Религиозная реклама
В качестве религиозной рекламы рассматривается социальная информация, исходящая от религиозных организаций. На основании формулировки, представленной в российском рекламном законодательстве, религиозные организации имеют право выступать в качестве рекламодателей социальной рекламы.
Сегодня же основным рекламодателем религиозной социальной рекламы является РПЦ, которая пользуется особым покровительством со стороны государства. Практика социальной рекламы, исходящей от религиозных организаций неправославных конфессий, не очень распространена в нашей стране (лишь там, где имеется компактное проживание этноконфессиональных общностей).
Ранее, рассматривая исторический дореволюционный опыт российского социального рекламирования, мы уже обращали внимание на ту роль, которую играла РПЦ для формирования социокультурных, а также государственно-политических ценностей. В настоящее время изменились лишь средства социальной религиозной рекламы, но ее ценности остались неизменными. Можно выделить три основных типа социальной религиозной рекламы:
1) призывы к благотворительности;
2) анонсовая социальная религиозная реклама;
3) реклама, направленная на формирование и поддержку религиозных ценностей.
1 Q нормативно-правовой точки зрения рассмотренные примеры поздравительной и призывной рекламы не относятся к социальному типу информирования, поскольку в них в качестве средства индивидуализации упоминается название компании. Но по сути, по содержанию данные сообщения можно отнести к социальному типу информирования, поскольку они не ставят в качестве цели получение какой-либо коммерческой выгоды, хотя косвенно и решают имиджевые задачи. Ведь рекламодателям достаточно вписать слово «спонсор» на данные рекламные образцы, и тогда с нормативно-правовой точки зрения такая реклама будет считаться социальной.
1. Призывы к благотворительности. Призывы к благотворительности практически не изменились с дореволюционных времен. Во многом это связано с тем, что церковь осталась одним из немногих социальных институтов, который за прошедшие 100 лет не претерпел особых изменений в плане догматики.
Призывы к благотворительности, исходящие от РПЦ, имеют целью привлечь внимание общественности к церковному строительству. Так, один из билбордов призывает построить всем миром Свято-Елисаветинский центр Милосердия рядом с онкологическим диспансером города Пензы (илл. 3.74). Здесь же помещен еще один призыв, имеющий религиозный подтекст: «Полюби Родину, больше чем жизнь. Сердце отдай людям, Душу Богу, честь оставь себе».
2. Анонсовая социальная религиозная реклама. Анонсовая социальная религиозная реклама появляется перед проведением каких-либо массовых религиозно-общественных мероприятий. 13—20 июля 2008 г. в Екатеринбурге проходили Дни памяти святых Царственных страстотерпцев, зверски убитых большевиками в ночь с 17 на 18 июля 1918 г. Под слоганом «Возродим Россию вместе!» и при информационной поддержке православного телеканала «Союз» была размещена серия билбордов, которая информировала жителей города о грядущих и проходящих памятных мероприятиях (илл. 3.75).
3. Реклама, направленная на формирование и поддержку религиозных ценностей. Подобную рекламу можно считать частью имиджевой работы, проводимой РПЦ. Причем формирование и поддержка религиозных ценностей осуществляется РПЦ, в том числе и за счет обращения к событиям современной жизни. Так, когда во время чеченской войны 23 мая 1996 г. в Чечне за отказ снять православный крест и перейти в ислам был обезглавлен русский воин Евгений Родионов, РПЦ его канонизировала, причислив к лику русских святых. В настоящее же время в целях популяризации его подвига по заказу РПЦ на его малой родине, в городе Кузнецке, было раз-
мещен билборд с информацией о воине-мученике и его ликом. Здесь же содержится просьба к Евгению Родионову: «Страстотерпче Христов, воине-мученике Евгение моли Бога о нас» (илл. 3.76).
Таким образом, религиозная реклама направлена на решение Русской православной церковью (как основным рекламодателем), задач по поддержанию престижности самой РПЦ, популяризации религиозных ценностей, а также анонсированию проводимых при ее посредстве религиозно-общественных мероприятий.
Представители других конфессий могли бы попытаться перенять опыт РПЦ в плане социального информирования и продвигать в своих религиозных общинах свои религиозные ценности. Со стороны же государства важной задачей является пресечение попыток выдать под видом социальной рекламы пропаганду деструктивных религиозных культов, экстремизма и терроризма.
Динамичность современного развития социальной рекламы будет способствовать формированию новых тематических видов социальной рекламы. Это вполне логичный и закономерный процесс, отображающий объективные государственные потребности в популяризации тех или иных мероприятий, а также в привлечении внимания общества к имеющимся социальным проблемам.
Не исключено, что в ближайшее время появятся две большие тематические группы социальной рекламы.
Первая тематическая группа будет посвящена борьбе с коррупцией, которая за последние годы особенно укрепилась на всех уровнях государственного аппарата. В настоящее время антикоррупционную работу, пока не очень активную, несмотря на имеющийся социальный запрос, осуществляют Общественный антикоррупционный комитет и специально созданный при президенте России Совет по борьбе с коррупцией. Борясь с коррупцией, необходимо более активно использовать технологии социальной рекламы, направленной прежде всего на граждан, которые дачей взяток только поддерживают коррупционные схемы и всю коррумпированную систему государственного управления.
Вторая тематическая группа будет посвящена информационному сопровождению зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. Безусловно, государством будет проведена масштабная рекламная кампания в целях формирования престижности страны, поддержки спортивных достижений и т.п. Одновременно с развитием рекламы Олимпиады в Сочи активизируется вся спортивная социальная реклама, находящаяся пока на низком уровне.
Анализ социальной рекламы показывает, что она на протяжении последних лет она развивается ускоренными темпами.
Особенности социальной
рекламы в странах СНГ 4
Рассматривая опыт социальной рекламы в России, нельзя хотя бы бегло не рассмотреть особенности социального информирования в сопредельных с Россией государствах, ныне входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ), - Беларуси и Украине.
Выбор этих стран в качестве объекта для анализа социальной рекламы обусловлен общим с Россией языковым, культурным и информационным пространством, ментальной и этнопсихологической схожестью. Несмотря на попытки лидеров Украины разорвать духовную связь с Россией, пока это сделать не удается. Что касается Беларуси, то здесь не наблюдается каких-то односторонних действии по этнокультурному изолированию этого государства от России.
В силу общих особенностей жизненного уклада трех стран можно вполне уверенно сказать, что социальная реклама Беларуси, Украины и России схожа в композиционном и стилистическом отношении, но различна с некоторых ценностных и смысловых точек зрения.
4.1. Опыт социальной рекламы Беларуси
Начиная анализ социальной рекламы Беларуси, необходимо прежде всего коснуться нормативно-правовых основ данного типа социального информирования.
Первый Закон о рекламе был принять в Беларуси на два года позже, чем в России, - в 1997 г. Согласно этому Закону под рекламой понимается «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способ-ствовать реализации товаров» (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» от 18 февраля 1997 г.). Данное определение рекламы в белорусском законодательстве в целом схоже с современной российской трактовкой рекламы.
Уже в этом первом в истории Беларуси нормативно-правовом акте, касающемся рекламы, было сформулировано законодательное определение социальной рекламы: «Социальная реклама - инфор-
мация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, охраны здоровья, сохранения природы, сбережения энергосырьевых ресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, которая не носит коммерческого характера» (ст. 2 Закона). Впоследствии дефиниция рекламы была в белорусском законодательстве расширена.
Помимо общего определения социальной рекламы в Законе о рекламе социальной рекламе была посвящена отдельная статья — 16~я, в которой регламентировались вопросы создания, размещения и распространения социальной рекламы в белорусском государстве.
Деятельность юридических и физических лиц по распространению социальной рекламы и передаче своего имущества, денежных средств другим юридическим и физическим лицам для распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и осуществляется на безвозмездной основе
Рекламораспространители — организации средств массовой информации могут осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год, установленных для нее законодательством Республики Беларусь
Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, могут осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы
Предложенные рекламодателем условия, касающиеся времени размещения и способа распространения социальной рекламы, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к нему не позднее чем за месяц до предполагаемого срока ее распространения
Закон «О рекламе» от 1997 г. работал в Беларуси на протяжении 10 лет. Однако по мере развития рекламного рынка и рекламных технологий многие его положения безвозвратно устарели, и у государства возникла потребность в создании нового нормативно-правового акта, который бы регулировал правоотношения в рекламной сфере. И если в России новый Закон о рекламе был принят в 2006 г., то в Беларуси — на год позже, т.е. в 2007 г.
Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе» от 10 мая 2007 г. № 225-3 под рекламой понимается*
Информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке
Таким образом, первоначальная редакция понимания рекламы была несколько расширена и детализирована.
Но особенно в новом Законе о рекламе было расширено понимание содержания и ценностей белорусской социальной рекламы.
Социальная реклама — реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций или граждан, здорового образа жизни, мер по охране здоровья, безопасности населения, социальной защите, профилактике правонарушений, охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, развитию белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества, государственных программ в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта либо иных явлений (мероприятий) социального характера, которая направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов, не носит коммерческого характера и рекламодателями которой являются государственные органы.
Как видим, изменения произошли существенные. Во-первых, в Законе четко обозначено, что источником и распространителем социальной рекламы в Беларуси может быть только государство в лице своих государственных органов, имеющих монопольное право на это. Во-вторых, к направлениям социального рекламирования была добавлена реклама прав, охраняемых законом интересов или обязанностей организаций и граждан, а также, что самое важное — развитие белорусской культуры и искусства, международного культурного сотрудничества. В-третьих, общий перечень направлений социальной рекламы теперь не оговаривается и констатируется, что социальная реклама может носить иной социальный характер и быть направлена на защиту или удовлетворение общественных или государственных интересов.
Развитию положений определения социальной рекламы, данного в ст. 2 Закона «О рекламе» от 10 мая 2007 г., а также вопросам распространения и размещения социальной рекламы, посвящена ст. 24. Однако каких-то существенных нововведений по сравнению с положениями ст. 16 Закона «О рекламе» от 18 февраля 1997 г. в новом Законе нет, а потому отдельно рассматривать содержание ст. 24 не будем.
И все же, несмотря на общую схожесть правовых положений белорусского законодательства с российским аналогом, социальная реклама Беларуси имеет некоторые характерные отличия. Поэтому далее проанализируем конкретные примеры социальной рекламы Беларуси и попытается выявить их ключевые особенности и отличия от российской социальной рекламы.
Для анализа выберем следующие направления социального информирования граждан Беларуси исходя из их значимости для белорусского государства.
• формирование и поддержка системы национальной идентичности;
• формирование и поддержка государственного суверенитета;
• формирование престижности Беларуси;
• поздравительная социальная реклама;
• реклама безопасности движения, здорового образа жизни, противопожарная и др.;
• реклама Вооруженных сил Беларуси.
Формирование и поддержка системы национальной идентичности
Формирование и поддержка системы национальной идентичности — одно из ключевых как по объему, так и по значимости направлений белорусской социальной рекламы, которая выполняет в данной связи важную общественно-интегративную функцию. Дело в том, что десятилетия жизни в одной стране ■— СССР, наличие значительного числа у граждан Беларуси родственных связей, например с россиянами, привело к тому, что многие белорусы культурно, ментально и этнопсихологически живут в одном ритме и в одном информационно-культурном поле с Россией,
Такая ситуация приводит к необходимости формирования единой государственной социально-рекламной политики, которая направлена на поддержку системы национальной идентичности Беларуси и белорусов. На рекламно-агитационных материалах, выполненных как на русском, так и на белорусском языках, представляются те или иные белорусские этнокультурные, а также прочие социальные ценности. Так, летом 2008 г. в масштабах всего белорусского государства проводилась широкая рекламная кампания «Мы — белорусы!», которая имела цель рекламно-информационного сопровождения проводимых общественно-культурных мероприятий.
Композиционное и смысловое построение социальной рекламы в рамках рекламной кампании «Мы — белорусы!» было следующим. На рекламных плакатах изображался какой-либо фрагмент белорусской жизни или культуры, который сопровождался слоганом «Мы — белорусы!». Так, мы здесь можем видеть и двух одетых в национальные костюмы красивых белорусок, белорусских школьников или же представителей более зрелого поколения (илл. 4.1).
Илл. 4.1. Билборды серии «Мы —- белорусы»
Формирование и поддержка государственного суверенитета
Формирование и поддержка государственного суверенитета — второе важное направление социального рекламного информирования которое не теряет своей остроты и значимости в свете непрекращающихся дискуссий о том, каким образом должно создаваться Союзное государство России и Беларуси. Здесь не пропагандируются никакие антироссийские настроения, из России не делается образ врага, как это происходит, например, в некоторых частях Украины, но все же смысловой слоган «За независимую Беларусь!» является в республике очень востребованным и актуальным (илл. 4.2).
Другой стороной формирования и поддержки государственного суверенитета является прокламация ценностей белорусской самобытности, иначе говоря, суверенности белорусской самобытности.
В серии социальных реклам такого рода, как правило, изображается типичный белорус, одетый в национальный костюм, который занимается каким-то традиционным промыслом (илл. 4.3). Возможны и иные варианты сюжетной линии, например традиционные белорусские гулянья, хороводы (илл. 3.4).
Формирование престижа Беларуси
Формирование престижа Беларуси перекликается с задачами, которые решаются двумя рассмотренными направлениями социального рекламирования, дополняя их. Формирование престижа Беларуси посредством социальной рекламы осуществляется двумя путями.
Первый — обращение к истории страны, ее конкретным местом и событиям. Например, в Бресте в 2008 г. была размещена серия социальных реклам под слоганами «Сохраняя традиции» и «Приумножая ценности», на которых изображены известные во всем городе здания — исторические (Брестский вокзал) и современные (Брестский областной центр олимпийского резерва по гребле) (илл. 4.4, а, б).
Второй — обращение к современному состоянию Беларуси и особенно ее столицы —- Минска. Здесь используются различные варианты информационного воздействия. В одной рекламе на фоне играющего на гармошке белоруса говорится, что «Беларусь — государство для народа!» (илл. 4.5). В другой, посвященной Минску, на фоне Троицкого предместья на белорусском языке представлен такой слоган: «Минск — жизни. Моей источник!» (илл. 4.6).
Впрочем, подобный подход к формированию престижа можно встретить и в других белорусских городах. Так, на специальном стенде в Бресте на фоне городских пейзажей привлекает внимание слоган «Живи наш Брест и обновляйся во имя жителей твоих!» (илл. 4.7).
Поздравительная социальная реклама
Поздравительная социальная реклама — очень распространенное явление во многих странах. Но в Беларуси поздравительная социальная реклама имеет ряд особенностей.
Прежде всего нужно сказать, что больше всего поздравительной социальной рекламы появляется в Беларуси в период проведения главного государственного праздника — Дня независимости Республики Беларусь. С 1991 г. День независимости отмечался 27 июля, в день принятия Декларации о суверенитете Белоруссии. Решение о праздновании Дня независимости 3 июля, в день освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г., было принято в ходе республиканского референдума в 1996 г. (илл. 4.8).
Кроме того, поздравительная социальная реклама Беларуси имеет своего рода два уровня.
Первый — поздравления с праздником или иными торжествами республики в целом, например «Цвети, Беларусь!» (илл. 4.9). Такая реклама размещается во всех белорусских городах.
Второй — поздравления с праздником или иными торжествами на уровне конкретного города. Больше всего подобной рекламы, можно увидеть конечно, как это и должно быть, на улицах Минска (илл. 4.10).
Реклама безопасности движения, здорового образа жизни,
противопожарная и др.
Реклама безопасности движения, здорового образа жизни, профилактика правонарушений, противопожарная представляет собой обязательные направления рекламирования любого государства, провозглашающего себя социальным.
Каждое из направлений социального рекламирования такого рода реализуется в рамках специально принимаемых информационных или профилактических программ, в ходе которых социальная реклама выступает в качестве вспомогательного и сопроводительного инструмента социальной работы с обществом.
Ситуации с превышением скорости, появлением ребенка на дороге без присмотра, отсутствием ремней безопасности — это самый минимальный набор сюжетов, используемых белорусской социальной рекламой по соблюдению правил дорожного движения. На илл. 4.11 изображен плакат «Пристегните самого дорогого. Пристегнитесь сами», размещаемый на дорогах в рамках информационной программы по безопасности правил дорожного движения МВД Республики Беларусь,
Противопожарная реклама направлена не только на взрослую часть населения, но и на детей. Так, на плакате иод слоганом
«Спички — не игрушка!» изображен играющий ребенок и огромных размеров коробок спичек, который предстает здесь в виде реальной угрозы, а также телефон службы спасения 101, который «каждый должен знать» (шит 4.12).
Белорусская реклама здорового образа жизни связана с профилактикой и борьбой с наркоманией, табакокурением, алкоголизмом. Особое место в системе рекламы здорового образа жизни занимает борьба с распространением СПИДа. Так, на рекламе под слоганом «СПИД. Стоит подумать» мы видим потенциальную жертву, которой следует сделать верный ход (илл. 4.13).
Реклама в рамках борьбы с правонарушениями включает усилия предотвратить выезд белорусов на работу за границу.
В последние годы в СМИ республики появляется огромное ко™ личество объявлений, которые приглашают белорусских женщин на работу за границу. Ни для кого не секрет, что нередко у приехавших сначала отбирают паспорта, а затем заставляют заниматься проституцией, подвергают физическому насилию.
С целью профилактики таких ситуаций белорусские власти разместили серию билбордов со слоганом «Работа за границей может
стать рабством», с указанием горячей линии по борьбе с торговлей людьми (илл. 4.14).
Реклама Вооруженных сил Беларуси
Реклама Вооруженных сил Беларуси является также значимым направлением белорусской рекламной государственной политики. Для того чтобы иметь суверенитет, его необходимо защищать. А чтобы защищать суверенитет, необходимо иметь вооруженные силы. С точки зрения рекламного обеспечения престижности службы в армии белорусским государством предпринимается ряд активных действий. На илл. 4.15 представлен плакат с лозунгом «Служу Республике Беларусь!», где изображена военная молодежь, которая недалеком будущем сможет защищать государственный суверенитет (илл. 4.15).
Рассмотреть все направления социального рекламирования в Беларуси в рамках краткого обзора невозможно, их полный перечень даже не оговорен законодательно. Отметим лишь, что, несмотря достаточно высокий уровень социальной рекламы Беларуси (осо-
бенно касающейся вопросов государственного суверенитета и белорусской идентичности), белорусская социальная реклама, как, впрочем, и любая другая имеет много проблем. Эти проблемы, прежде всего связаны с неуместным использованием в рекламе того или иного образа, неверным подбором рекламного шрифта и иными стилистическими и композиционными ошибками» Однако белорусская социальная реклама в профессиональном отношении предоставляет много удачных примеров дизайнерского и смыслового решения задач социального и политического развития страны.
4.2. Опыт социальной рекламы Украины
Первый законодательный акт Украины, заложивший основы регулирования правоотношений в рекламной сфере, был принят в 1996 г. Он более или менее стабильно работает уже на протяжении 12 лет,
никаких новых правовых актов взамен не принималось. Сам же Закон Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 г. № 270/96-ВР лишь периодически дополнялся и дополняется новыми поправками и редакциями.
Согласно ст. 1 Закона «О рекламе» под рекламой понимается
информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная для формирования или поддержания осведомленности потребителей рекламы и их интереса к таким лицу или товару.
В этой же статье дается определение социальной рекламы, под которой понимается
информация любого вида, распространенная' в любой форме, которая направлена на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получения прибыли.
Сразу можно обратить внимание на то, что такое определение социальной рекламы является размытым. Во-первых, не до конца ясно, кто именно является заказчиком и инициатором социального рекламирования. Во-вторых, отнесение к социальное рекламе любой информации, которая «не имеет целью получение прибыли», позволяет включить в эту группу и политическую рекламу, создающую себе под видом социального информирования (например, поздравлений с праздником и т.п.) политический репутационный капитал. В-третьих, не до конца ясно, что именно можно относить к общественно полезным целям, поскольку они не расписаны даже в самом общем виде.
Из-за отсутствия конкретного указания, что именно можно относить к общественно полезным целям, в реальной жизни возможно смещение акцента с общественных интересов на интересы политические. Например, если одна часть политической элиты считает полезным для общества вступление Украины в НАТО и размещает наружную и прочую рекламу о необходимости вступления Украины в НАТО, то считать ли такую рекламу социальной? Формально -— да, потому что: а) она не направлена на получение прибыли, б) с точки зрения власти эта цель является общественно полезной и в) такую рекламу нельзя относить к политической, поскольку само определение политической рекламы в украинском рекламном законодательстве отсутствует. Хотя понятно, что речь в этой ситуации идет не о социальной рекламе, а именно о политической, отстаивающей политические цели и лоббирующей их.