Западноевропейская религиозная философия XX века
Теологическая философия- одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
бытие Бога как творца всего сущего;
бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.
Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:
стала ближе к человеку; освободилась от ряда догм;
стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
Наиболее авторитетное течение современной теологической философии - неотомизм.Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920).
База нсотомизма - учение Фомы Аквинского.Центральный принцип -гармония верыи разума.
Современные пеотомисты стремятся подняться над противоречиями между матерней и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.
Цель пеотомпстов:
доказать правильность, истинность католицизма и католической философии; t'' приспособить католицизм к современным условиям; %/■ приблизить католицизм к простым людям.
Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прошения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки. Основными частями учения неотомизмаявляются:
§ метафизика (общая и прикладная);
§ гносеология;
§ натурфилософия.
Метафизика- базовый раздел - состоит из:
• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);
• прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке.
Основные цели неотомизма:
• креационизм (сотворение окружающего мира Богом);
• откровение (Бога о себе - в Библии);
• разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);
• единство сущности и существования в Боге;
• подобие человека Богу;
• человек - единство материальной и духовной субстанции.
Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
■*$« Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.
Его основоположник - современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден(1881 - 1955).
Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию- комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной. . Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена - эволюционизм,согласно которому всему вмире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.
Также ккатолическому направлению принадлежит "теология освобождения",распространенная в ЛатинскойАмерике. Ее главная идея - максимальное раскрепощение человека.Среди нротестанской теологической философиинаиболее распространены:
И либеральная теология (Шлейермахер,Гарпап, Трельч);
v теология кризиса (Барт. Нпбур);
у экзистенциопальпая теология (Тпллих);
• "демифоногизироваппое христианство" (Бультмап);
г.. безрелигиозноехристианство - Больхьофсрра.
Главные идеи данных учений заложены в их названиях.
21. СТРУКТУРАЛИЗМ - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеалистические интерпретации. Возникновение структурализма как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Структурализм в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания. В более узком смысле под структурализмом имеют в виду комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции (французский структурализм). Его основные представители - Леви-Строс, Фуко, Деррида, Лакан, Р. Барт, У. Эко. Особое течение в структурализме т.н. генетический структурализм Л. Гольдмана.
Лежащий в основе конкретно-научного Структурализма структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике , а несколько позднее был распространён на литературоведение (см. Структурализм в литературоведении), этнографию, историю и некоторые др. гуманитарные науки. Отцом структурализма обычно считается Ф. де Соссюр (1857–1913), основоположник современной лингвистики. Соссюр ввел различие между реальными актами речи, или высказываниями (фр. parole), и лежащей в их основе системой, которой человек овладевает при обучении языку (фр. langue). Он доказывал, что лингвистика должна сосредоточиться на последней и описывать структуру этой системы путем определения ее элементов в терминах их взаимоотношений.
Основу структурного метода образует выявление структуры в специфически структуралистском понимании этой категории — как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В такой трактовке понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путём перестановки его элементов и некоторых др. симметричных преобразований. Т. о., выявление единых структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается здесь не за счёт отбрасывания различий этих объектов, а путём выведения различий как превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта. Правила такого дедуктивного выведения и превращения черпаются из ряда разделов дискретной, «качественной» математики —теории групп, комбинаторики и др.