F) основные гностические догматы в кратком изложении

Теология

Основной чертой гностической мысли является радикальныйдуализм, которым определяются отношения между Богом и мироми, соответственно, миром и человеком. Божество абсолютнонадмирно и природа его чужда этой вселенной, которая не имсоздана и не им управляется, и которой оно полностьюпротивоположно; божественное царство света, самодостаточноеи далекое, противостоит космосу как царству тьмы. Мирпредставляет собой творение низших сил, которые, хотя имогут опосредованно происходить от Него, в действительностине знают истинного Бога и препятствуют познанию Его вкосмосе, которым они управляют. Происхождение этих низшихсил, архонтов (правителей), и в общем весь порядок бытиявне Бога, включая мир как таковой, -- основная темагностического хода мысли, примеры которого мы приведемдалее. Запредельный Бог скрыт для всех этих созданий инепознаваем в естественных представлениях. Познание Еготребует сверхъестественного откровения и воображения, идаже после этого его может быть тяжело выразить иначе, какв отрицательных терминах.

Космология

Вселенная, владение архонтов, подобна бескрайней тюрьме,сокровенным застенком которой выступает Земля, сценическоепространство человеческой жизни. Вокруг и над нейкосмические сферы располагаются, подобно концентрическимизолированным оболочкам. Чаще всего выделяют семь сферпланет, окружающих восьмую неподвижную звезду.Существовала, однако, тенденция умножать структуры и делатьсхему все более и более пространной: Василид насчитал неменее 365 "небес". Религиозная значимость этой космическойархитектуры лежит в представлении о том, что все,находящееся между этим миром и его пределами, предназначенодля отделения человека от Бога не только пространственнымрасстоянием, но и многообразными действующими здесьдемоническими силами. Следовательно, безбрежность имножественность космических систем выражают меру, в которойчеловек отдален от Бога.

Эти сферы являются владениями архонтов, особенно "семи",то есть планетарных богов, заимствованных из вавилонскогопантеона. Примечательно, что их часто называют именами БогаВетхого завета (Иао, Саваоф, Адонай, Элохим, Эль-Шаддай),которые из синонимов для обозначения одного высшего Богаблагодаря этой перестановке превращаются в именасобственные низших демонических существ -- примеруничижительной переоценки, которой гностицизм подвергдревние традиции в общем и иудаистскую традицию вчастности. Архонты управляют миром как сообща, так и каждыйиндивидуально в своей сфере, будучи надзирателямикосмической тюрьмы. Их тираническое правление миромназывается гемарменом , вселенским Роком (понятие,взятое из астрологии, но теперь слегка окрашенноегностическим анти-космическим духом). В физическом планепроявлением их власти выступают законы природы; впсихическом -- законы Моисея, учреждение и применениекоторых служит инструментом порабощения человека.

Как опекун своей сферы каждый архонт преграждает проходдушам, что ищут восхождения после смерти, чтобыпредотвратить их уход из мира и возвращение к Богу. Архонтытакже являются создателями мира, за исключением техмоментов, где эта роль предназначена для их главы, которыйвпоследствии получил имя демиурга (творца мира вплатоновском "Тимее") и часто изображался с искаженнымичертами ветхозаветного Бога.

Антропология

Человек, главный объект этих безграничных приготовлений,состоит из плоти, души и духа. Но ослабляя первичныепринципы, его первоисточник является двойным: мирским инадмирным. Не только тело, но и "душа" представляют собойпродукт космических сил, сформировавших тело по образубожественного Изначального Человека и ожививших его своимипсихическими силами, инстинктами и страстями человеческогоестества, которые проистекают из различных космических сфери связаны с ними, составляя вместе астральную душучеловека, его "психе".

Тело и душа человека являются частью мира и подчиненыгемармену от начала до конца. Душа служит местом заключениядуха, или "пневмы" (которая называется также "искрой"), -- частицы божественной материи, попавшей в мир из-заего пределов; и архонты создали человеческий "сосуд" сцелью удержания ее в нем как пленницы. Соответственно,подобно тому как в макрокосме человек обнесен оградой семипланетных сфер, в микрокосме человека пневма огражденасемью проистекающими из них покровами души. В своембездейственном неискупленном положении пневма, такимобразом, поглощена душой и плотью; она не сознает себя,пребывает в оцепенении, спит или отравлена ядом мира;короче говоря, она пребывает в "неведении". Ее пробуждениеи освобождение достигается с помощью "знания".

Эсхатология

Радикальная природа дуализма предопределяет учение оспасении. Столь же чуждый, столь и запредельный миру Богвсецело пневматичен. Цель гностических устремлений -- освобождение "внутреннего человека" из оков мира ивозвращение его к изначальному царству света. Необходимымусловием этого является познание человеком надмирности Богаи самого себя, то есть своего божественного происхождения,а также своего нынешнего положения, и, соответственно,природы мира, которой обусловлено это его нынешнееположение. Как гласит известное изречение валентиниан:

"Освобождение -- это знание того, кем мы были и кемстали; где мы были и куда заброшены; куда мы стремимся ичто искупаем; что такое рождение и что -- возрождение".

(Ехс. Theod. 78. 2)

Появление этого знания, тем не менее, задерживалосьиз-за существующего положения вещей, так как невежествоявляется сутью мирового существования, собственнопервопричиной его появления. В частности, запредельный Богнеизвестен в мире и не может быть из него обнаружен;следовательно, для этого требуется откровение.Необходимость последнего заложена в природе космическойситуации, и его проявление вносит в нее решительныеизменения, принимая во внимание то, что "неведение" ужеявляется частью спасения. Носитель откровения являетсявестником из мира света, который проходит сквозь преградымежду сферами, перехитрив архонтов, пробуждает дух отземного сна и передает ему "извне" спасительное знание.Миссия этого запредельного спасителя начинается еще досотворения мира (после падения божественного элемента,предшествовавшего творению) и движется параллельно егоистории. Знание, таким образом, продукт откровения, инесмотря на то, что может называться просто "знанием Бога",включает в себя всю совокупность гностического мифа о Боге,человеке и мире; то есть знание несет в себе элементытеоретической системы. В практическом плане оно являетсяпреимущественно "познанием пути", а именно пути души запределы мира, охватывающего сакраментальные и магическиеприготовления к ее будущему восхождению, таинственные именаи формулы, способствующие проходу через каждую сферу.Наделенная гносисом, душа после смерти идет вверх, оставляяпозади сферы своего физического "облачения". Таким образомдух, освобожденный от чуждых ему влияний, достигает Бога запределами мира и воссоединяется с божественной субстанцией.В масштабе всеобщей божественной драмы этот процессявляется частью восстановления собственной целостностиБожества, которая в докосмические времена была ослабленаутратой некоей доли божественной субстанции. В результатеэтой утраты божество было вовлечено в судьбу мира и нынeпытается восполнить ее посредством вмешательства вкосмическую историю. По завершении этого процессабожественного собирания себя космос (согласно некоторымсистемам), лишенный элементов света, придет к концу.

Этика

Обладатели гносиса -- пневматики , как онисебя называли, -- отделяются в этой жизни от основноймассы человечества. Непосредственное вдохновение делаетличность повелителем не только в сфере познания (отсюдабезграничное разнообразие гностических учений), нообуславливает также сферу действий. В целом пневматическаямораль определяется враждебностью к миру и презрением ковсем мирским связям. Из этого принципа, однако, можновывести два противоположных вывода, и оба находят своекрайнее выражение в форме аскетизма или аморальности.Первый выводит из обладания гносисом обязательство избегатьдальнейшего осквернения миром и, следовательно, ослабитьконтакты с ним до минимума; второй извлекает из такого жеобладания право на абсолютную свободу действий. Позже мыобратимся к сложной теории гностической аморальности. Вэтом предварительном обзоре будет достаточно сделатьнесколько замечаний. Закон "Ты должен" и "Ты не должен",провозглашенный Создателем, является еще одной формой"космической" тирании. Санкции, налагаемые за грех,действуют только на тело и душу. Так как пневматик свободенот гемармена , он свободен и от ига моральногозакона. Для него все дозволено, так как пневма "спасена вего естестве" и не может быть ни запятнана его действиями,ни испугана угрозой возмездия архонтов. Пневматическаясвобода, однако, не просто предмет безразличногодозволения: через намеренное нарушение демиургических нормпневматик разрушает замысел архонтов и парадоксальнымобразом способствует делу спасения. Эта антиномическаяаморальность выражается более отчетливо, чем аскетическаяверсия, в нигилистическом элементе, который содержитсягностическом акосмизме.

Даже читатель, незнакомый с предметом, сделает изпредшествующего отвлечения вывод, что все вершиныконцептуализации гностической теории, достигнутыеотдельными мыслителями, являются неразрывной мифологическойсутью гностической мысли как таковой. Отдаленный отразреженной атмосферы философского размышления, ондвигается в более плотную среду образности иперсонификации. В следующих главах мы наполняем рамкинашего обобщенного сообщения материей гностической метафорыи мифа, а с другой стороны, представляем некоторыеразработки этого базового понятия в умозрительных системахмысли.

Глава 3

Наши рекомендации